search
main
0

Мнения

Калужская область

Антонина Прокофьева
(бывший учитель):

– Можно долго рассуждать о том, сколько должно быть учебников – три, пять или десять. Но мне кажется, что этот вопрос решают, исходя исключительно из московских возможностей и потребностей. Да, на столичном рынке учебников √ море. Выбирать действительно есть из чего. А ведь в глубинке о разнообразии учебной литературы и речи быть не может. Во многих школах, особенно в сельских, пособия по некоторым предметам √ просто дефицит. Допустим, определят три учебника. А потом окажется, что где-нибудь в далекой сельской школе есть только одно пособие, грубо говоря, еще дореволюционного издания, по которому все учатся. Что же √ его теперь нельзя будет использовать? По- моему, этот момент совершенно не продуман. Я повторюсь, но в глубинке нет изобилия учебной литературы.

Ростовская область

Ольга Гвоздовская,
учитель истории 2-й школы г. Зернограда

– При выборе учебников мы пользуемся перечнем, принятым к использованию. Но, разумеется, учебников много, есть и такие, которые в перечень не входят. Я считаю, что суживать рамки, не оставляя выбора учителю, нельзя. Если количество учебников сократят, то те, что останутся, будут ли учитывать разноуровневые классы? Например, “Историю Отечества” Рыбакова очень удобно использовать в слабых и обычных общеобразовательных классах, а таких авторов, как Юрганов и Кацва, можно давать для более углубленного изучения в гимназических классах… Но по большому счету, если вести речь о преподавании истории, путаница и сложности с учебниками начались после перехода на концентрическую систему обучения, она более уплотнена и требует больше часов. А это уже перегрузка для учеников. В итоге получается, что дети в средних классах проходят историю бегло, в старшие приходят с минимальными знаниями, а там – в 10-11-м классах – мы должны углубленно изучить весь курс истории! Причем при таком изучении материала мы не видим Россию в контексте мировой истории. Поэтому, на мой взгляд, надо сначала вернуться на линейную систему, а потом уже над учебниками думать.

Краснодар

Елена ЖОГЛИНА, учитель истории
34-й школы

К сожалению, много разных учебников по истории лишь усложняют проблему выбора. Большинство из них не соответствуют всем требованиям программы, имеют неточности. Да и учителю сложно найти все, чтобы сориентироваться и принять решение.
Сейчас многие учебники недоступны и из-за высоких цен, и из-за маленьких тиражей. Поэтому городской отдел образования рекомендует нам пользоваться учебниками, которые есть в школьной библиотеке. Сегодня у нас самые “старые” издания по истории – пятилетней давности.
Думаю, что Министерство образования правильно сократило перечень рекомендуемых учебников, и надеюсь, что смогло выбрать самые приемлемые. Хотя было бы хорошо, если бы для такого выбора оно провело исследования среди педагогов и учло наше мнение.
Пусть учебников будет меньше, но они станут более доступными. Хотелось бы, чтобы для этого и увеличились тиражи, и Министерство образования нашло возможность хотя бы частично обеспечить ими школьные библиотеки.

Алла Емелина,
завуч 4-й школы

– Я тридцать шесть лет работаю в школе и не могу сказать, что сейчас учебники стали лучше. По одному предмету “разнообразные” учебники часто просто дублируются с некоторой перестановкой тем. Появилось много искусственной сложности в изложении материала, по химии и некоторым другим предметам вообще нет ни одного хорошего учебника.
Думаю, не так важно, сколько у нас сегодня учебников. Гораздо важнее их содержание, которое должно быть доступным для ребенка, легко читаемым и понимаемым.

Москва

Ирина Попок,
директор 1134-й школы:

– Качество и содержание учебников, к сожалению, не всегда соответствует нашему представлению о современной учебной книге. Некоторые откровенно плохо сделаны, не согласованы с учителем. Это – с одной стороны. С другой – трудно ориентироваться и выбрать нужный учебник из массы вариантов. Зачастую учебники для разных классов содержательно друг с другом не связаны, отсутствуют преемственность, последовательность, идет дублирование материала. Нет широты, полноты информации… Но выбор, безусловно, должен быть. Нужно, чтобы учитель ознакомился со всеми имеющимися учебниками. Есть разные классы, и соответственно для них требуются разные учебники. Для гимназических – одни, общеобразовательных – другие, профильных – третьи. Думаю, что надо провести специальную акцию, пригласить хороших учителей, ознакомить их с учебной литературой, спросить их мнение. Обязательно должна проводиться экспертиза учебников по программам разного уровня, и только тогда окончательно должен решаться вопрос об использовании учебников в школе.

Наталья Сычевская,
зам. директора 1509-й гимназии:
– Жизнь показывает, что не всегда легко работать с большим количеством учебников. Если это не авторская, а обычная общеобразовательная школа, то разумное ограничение должно быть, может, даже до трех линий. Но все зависит от качества. И главное – должна быть преемственность преподавания одного и того же предмета. А конкуренция учебников как таковая к школе имеет малое отношение.

Татьяна Федосеева,
завуч 1712-й начальной школы:

– В нашей школе мы учим детей с 1-го по 4-й класс. Я удовлетворена качеством учебников для начальной школы. В основном у нас учебники из серии “Гармония”. Мы работаем по обычной программе. Насколько я знаю, общаясь с учителями, 80 процентов из них работают, как и мы, по традиционной системе и на учебники особо не жалуются.

Воронеж

Ирина Федосова,
учитель русского языка и литературы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе 20-й школы:

– По русскому языку мы имеем очень хороший выбор учебников – есть и для развивающего обучения, и для обучения с повторением для более слабых классов. Чего не скажешь о книгах по иностранному языку. Каждый год министерство утверждает региональный комплект, который присылается в школы. В прошлом году в комплект включили учебно-методический комплекс Татьяны Клементьевой – там и учебное пособие по английскому, и книги для чтения – в общем, все. Мы закупили книги, год проучили по ним детей, а теперь пришел новый региональный комплект, в котором Клементьевой нет вообще. Хотя нас ее учебники устраивают. Зато есть учебно-методический комплекс Кузовлева, рассчитанный на пятиклассников, уже знающих иностранный язык. Но у нас он в начальных классах не преподается, поэтому мы вынуждены сотрудничать с разными фирмами, чтобы ПЛАТНО готовить детей к освоению нового учебника. А что делать с Клементьевой, выбросить? Мы же рассчитывали пополнить этими книгами нашу библиотеку (ведь на учебники по иностранным языкам никаких денег школам не выдают и учебники не закупают!), мы хотели следующему пятому классу передать эти учебники как бы в аренду, дешевле – с учетом амортизации, чтобы на вырученные деньги купить недостающие книги для малообеспеченных. А вместо этого придется выложить по сто рублей, чтобы купить учебники Кузовлева? Но почему так легко взяли и исключили из комплекта Клементьеву, чьи книги нас во всем устраивали?! Причем если в прошлом году региональный комплект пришел с пометкой “рекомендовано”, то теперь он – “нормативный документ”, от которого ни в коем случае нельзя отступить.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте