Мне часто приходится наблюдать, что люди не очень спешат помочь слабым, обездоленным, больным. Как часто многие жалуются на свою жизнь, хотя на самом деле все у них идет неплохо. Может быть, для того, чтобы вызвать сочувствие у окружающих? Чаще всего такой человек пользуется доверчивостью и слабостью других. И наоборот, человек более слабый в социальном плане, например инвалид, обладающий каким-нибудь физическим недостатком, имея огромную внутреннюю силу, преодолевает моральный барьер и пытается показать себя небеспомощным, довольно сильным, таким, кто может и хочет заботиться о себе, он не позволяет сочувствовать себе, а принимает только твердую и бодрую жизненную позицию.
Но люди нормально физически развитые не всегда понимают, насколько их пусть даже реальные беды несравнимо меньше несчастий, которые постигают инвалидов, тяжело больных людей, сколько эта социально незащищенная группа имеет проблем и насколько лишена в нашем обществе человеческого тепла и понимания. Несравнима беда инвалида, а тем более тенденция унижения и притеснения их прав другими членами общества. Но насколько несравнимо с любой общечеловеческой бедой страдание ребенка, если он инвалид.
У многих людей в нашей стране не сформирована ясная и понятная им самим четкая гражданская позиция, потому так ярко проявляется правовая неграмотность большинства граждан нашей страны.
В Ярославской области действует губернаторская программа обучения и оздоровления детей-инвалидов, обеспечения их жильем и транспортом инвалидов. Они учатся в основном в общеобразовательных школах. В соответствии с программой «Семья» на местах создаются мини-программы по работе с детьми-инвалидами.
Так, в Тутаевском муниципальном округе с такими ребятами занимаются музыкой, спортом. Устраиваются выставки прикладного и декоративного искусства. В Борисоглебском районе проводятся концерты, чаепития-беседы и различные консультации. Оказывается гуманитарная, материальная и финансовая помощь. 8 подростков обучаются в высших, средних и профессиональных учебных заведениях.
Однако не всегда качественно проводится эта работа. Как определить, насколько она эффективна? Путем проведения социологического опроса или экспресс-анализа можно установить, довольны ли те, для кого все это предназначено? Я решил провести социологический опрос, используя технологию анкетирования детей-инвалидов.
Исходя из данных социологического опроса, можно сделать вывод, что Тутаевский муниципальный округ занимает ведущее место по уровню защиты прав детей-инвалидов, организации их повседневной жизни, уровню помощи и обслуживания. Вслед за лидером следует Борисоглебский округ, затем Угличский. И тем не менее большая часть детей-инвалидов не удовлетворена медицинским обслуживанием, материальной помощью и организацией медико-социальной экспертизы.
Но очень важно отметить, что почти никто из опрошенных мною (в среднем 99,3%) не чувствует притеснения с чьей-либо стороны в связи с инвалидностью, несмотря на то что затруднились ответить (а по правилам таких опросов это значит, что они отнесли себя к группе риска, хотя он может быть позитивным) в среднем 18,5% опрошенных. Однако равноправными членами общества в среднем себя считают 96% от общего числа ответивших, следовательно, группа риска невелика, и, на мой взгляд, она в основном включает в себя детей младшего возраста, которые не до конца понимают суть вопроса. Несмотря на то что я беседовал с инвалидами, они ничем не отличались от обычных. У многих я заметил некий жизненный энтузиазм, внутреннюю силу, порой бьющую ключом. По сравнению с другими детьми дети-инвалиды оказались более грамотными, более общительными. У них более осмысленный взгляд на жизнь. Они не чувствуют себя закомплексованными. Они радуются окружающему их миру. При разговоре с их родителями подтвердилось мое мнение (и даже они обнадежили меня этим), что никакой внутренней боли их дети не скрывают и не пытаются скрыть. Эти дети более чем достойные граждане своего государства. В отличие от многих других пытаются принести пользу своей стране уже сейчас. А что будет после получения образования, какую роль они смогут сыграть в будущем при их более чем достойном воспитании и большой заботе родителей? И опять меня удивило: они с оптимизмом смотрят в завтра. Один молодой человек, ответив на мои вопросы, спросил меня: «А разве может вообще человек быть неполноценным членом общества, разве не все люди равны перед законом и перед Богом? Чем, например, я отличаюсь от других, – ничем, просто я не могу делать некоторые вещи самостоятельно, но у меня есть родные, они помогают мне. Да и я сам могу многое и делаю с удовольствием».
Ярослав МАНИН, ученик 11-го класса, Ярославль
Комментарии