search
main
Топ 10
Какой способ заставит работать мозг и улучшит память: совет не только для школьников О профилактике негативных отношений учителя и школьника рассказали в РАО В дискуссии о школьной программе по литературе камнем преткновения стал Солженицын Год педагога и наставника: Сергей Кравцов рассказал о главных образовательных событиях Учителя года получат миллион рублей: Минпросвещения предлагает ввести новую выплату День ручного письма, который отмечают 23 января, расскажет об удивительных фактах Единый стандарт одежды ввели для учителей в одной из сельских школ Саратовской области В День российского студенчества в Москве откроют научную долину МГУ На удаленке оставляют учащихся в Еврейской автономной области из-за морозов Следователи выясняют причины задержки зарплат учителям в ряде районов Дагестана Информацию о задержке зарплат учителям в Дагестане проверяют власти региона Международный день образования: история и современные дни Школы Хабаровска не перенесли морозов Плюсы и минусы: может ли навредить ментальная арифметика Вузы столицы откроют свои двери для всех желающих ко Дню российского студенчества Ректор МГУ предложил сместить фокус при приеме абитуриентов в вузы Алексей Атапин: «Как цифровые сервисы помогают заинтересовать детей новой темой» Приемная кампания 2022: приоритетные направления, средние баллы ЕГЭ, рейтинг вузов по новому приему Список вузов, где можно бесплатно получить второе высшее образование в сфере искусств, стал шире В РПЦ разрабатывают курс по духовно-нравственной культуре для 1-3 классов
0

Мнение юного гражданина. Демократия и Россия – две вещи несовместные?

Политическое развитие современной России не может не волновать человека, задумывающегося о судьбе своей Родины. Ни для кого не секрет, что нарушения Конституции представителями власти становятся все более и более явными; все четче прослеживаются тенденции к авторизации политической сферы. Что же происходит в нашем, официально демократическом, государстве? Уместно обратиться к мыслям выдающегося русского философа Ивана Ильина. Как он пишет, «демократический строй не всегда и не везде у места. Он имеет свои необходимые основы. …Если нет их налицо, то ничего, кроме длительного разложения и гибели, демократия не дает».

Важнейшим условием для существования демократии Ильин считает внутреннее стремление народа к свободе. Вот с этим-то у нас и туговато. Согласно проведенным ВЦИОМ опросам лишь 19% (!) населения хотели бы жить в обществе «индивидуальной свободы», а остальные предпочитают общество «социального равенства» (или затруднились ответить). И вправду, откуда же у нас возьмется такая ценностная ориентация, как свобода? Ведь на протяжении многих столетий, а особенно в ХХ веке, инакомыслие преследовалось и жесточайше каралось. Люди предпочитали молчать, предпочитали отказаться от ряда прав, только чтобы чувствовать себя защищенными. Да и был ли у них выбор? Жизнь-то всем дорога, так тут хочешь не хочешь замолчишь, чтоб не загреметь в места не столь отдаленные.

И по сей день, как ни странно, подавляющее большинство нас с вами боятся свободы, потому что боятся ответственности. В этом плане россияне как нация напоминают подростков – они вроде бы хотят быть свободными от опеки родителей, но боятся нести ответственность за свои поступки. А без этого свобода невозможна.

Еще одна болезнь нашего общества – это тотальное недоверие всех ко всем. А важнейшим нравственным основанием для демократии является, по выражению Р. Инглхарта, «культура межличностного доверия». Но как же мы можем доверять друг другу, если в нашей стране одним из самых распространенных видов преступлений является мошенничество? Если у нас развилось великое множество Остапов Бендеров. И все больше людей клюют на их уловки.

Но самое главное, что в нашей стране власть не доверяет народу и, наоборот, народ не доверяет власти. Это историческая традиция: в императорской России царь не допускал общественность к управлению, не доверяя ей.

Советское правительство вообще в каждом видело шпиона и контрреволюционера. Народ же в свою очередь уже отчаялся в том, что правительство когда-нибудь начнет решать его проблемы, и отношение подавляющего большинства россиян к правительству и к чиновникам – резко отрицательное. Так, может быть, в пропасти между властью и народом и есть причина того, что в России не «идут» реформы?

Но опять же возникает риторический вопрос: как россияне могут доверять правительству, совершенно не считающемуся с его нуждами? Взять хотя бы принятую недавно Концепцию образования: она была утверждена без всякого совещания с лицами компетентными в этой сфере и непосредственно с ней связанными. И встречный вопрос: как может наше правительство вместе с президентом выполнять требования народа, если его социальной опорой является олигархия? Отсюда вытекает еще ряд вопросов: может ли Путин не опираться на олигархов, если они обладают реальной экономической властью, ведь экономическая власть неизбежно во все времена оборачивалась политической?

Может ли демократия существовать в государстве, опирающемся на олигархов? По-моему, единственно возможный ответ – это отрицательный. Отсюда вытекает еще одно основание демократии – наличие сильного среднего класса, который у нас почти отсутствует. Что такое средний класс – это предприниматели средней руки, люди умственного труда, при этом имеющие средний достаток.

Кроме всего прочего, для продвижения демократии требуется прежде всего особый склад общественного сознания, который у нас как раз нуждается в серьезной модернизации, оно остается прежним – социалистическим. В модернизации нуждается и экономическая система, разруха в которой также во многом обусловлена особенностями сознания: круговая безответственность, тотальное недоверие начальника к подчиненным, шаблонное мышление…

Нам просто необходимо мыслить по-новому. Только тогда мы сможем жить лучше и, возможно, построим наконец демократическое общество. Насаждать демократию «сверху», как в 1991 году, не имеет смысла – это то же самое, что учить обезьяну читать. Демократия должна быть внутренне присуща народу. Критиковать правительство за низкий уровень жизни – это, конечно, просто, только вот виноваты в нем во многом мы сами. И только мы сами сможем это исправить. Да, это непросто. Но ведь если путь ведет к цели, то безразлично, какова его длина.

Анастасия ПЬЯНКОВА, ученица 11-го класса, Пермь

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте