Я преподаю историю в Гарвардском университете, а в последние годы являюсь экспертом по гражданско-правовому образованию в России. Когда я приезжаю в вашу страну, то прежде всего интересуюсь, каких новые успехов вы достигли в этом направлении. За последние несколько лет, на мой взгляд, в области образования вообще и в гражданско-правовом в частности сделано много хорошего. Точнее говоря, заметен настоящий прогресс. И это отрадно, потому что гражданское воспитание и образование сегодня очень важно для России. Если сегодняшние школьники станут активными, деятельными преобразователями страны, то она будет процветающей великой державой.
Во время своей очередной поездки в Россию, в начале девяностых годов прошлого века, я видела первые шаги в гражданском образовании. Тогда взялись за дело энтузиасты: лучшие школьные педагоги, ученые. “Учительская газета” объединила их вокруг себя. То была сравнительно небольшая группа, но эти люди работали с воодушевлением, с большой ответственностью, как истинные миссионеры. Это была инициатива снизу.
В школе появился новый предмет – “Граждановедение”. В короткий срок создавались экспериментальные учебники, пособия. С большой энергией взялись за преподавание нового предмета учителя-первопроходцы.
Прошло какое-то время, и довольно скоро все или почти все из этой группы, которая быстро разрасталась, поняли, что с помощью одного только предмета всей проблемы гражданского образования не решить. Поняли, что в том же направлении должны действовать и преподаватели других гуманитарных предметов, а также другие новые – правоведение, экономика. Заговорили также о создании определенного уклада в школе, который будет способствовать воспитанию гражданина, готового жить в правовом государстве.
Лет пять назад я начала сотрудничать с Российским фондом правовых реформ. И потому о людях из этого фонда знаю больше, а именно что они делают в отношении гражданско-правового образования. Разрабатывая свою программу по основам правовых знаний, группа ученых-правоведов, учителей-практиков сразу задумалась о том, какие новые методы, педагогические технологии можно здесь применить, благодаря которым дети гораздо легче поймут, что такое законы, как они должны работать. И что тоже очень важно, примеры для иллюстрации материала решили брать из повседневной российской жизни.
Несмотря на огромное желание российских учителей воспитать личность самостоятельную, инициативную, учителям очень трудно это делать, не имея специальной подготовки, потому что преподают гражданско-правовые дисциплины в основном историки. И вот для них стали проводить семинары, сначала в Москве, а потом и в регионах.
Для меня было удивительно, как жадно школьные преподаватели слушали своих преподавателей, как самозабвенно они занимались на практических занятиях, которые длились порой допоздна. Было очень приятно познакомиться со многими способными педагогами, приехавшими из разных концов России. На моих глазах учителя, далекие от гражданско-правовой тематики, становились специалистами. Лучшие педагоги России осознали, насколько важно для России гражданско-правовое образование.
Мне понравилось, что учителя, которые участвовали в первых семинарах, потом стали устраивать мастерские для учителей своего района. И это очень перспективно. Каждый обученный в Москве охотно передавал полученные знания, устраивал практические занятия еще многим десяткам своих коллег, учил их новым методам. Все это хорошо. Но было бы намного лучше, если бы преподавать граждановедение и право стали учить во всех педагогических вузах вашей страны, в том числе активным методикам, которые можно использовать на уроках по другим предметам. Справедливости ради следует сказать, что их внедряют не только авторы учебников по основам правовых знаний. Мне известно, что учебные пособия и курсы, разработанные Ассоциацией “За гражданское образование”, и учебники тоже в основе своей имеют этот же метод, а также критическое мышление. Особо хочу отметить замечательный курс “Мой выбор”, который готовит детей к жизни в свободном обществе, ответственно делать свой выбор. Хочу назвать еще один учебник – “Живое право”, выпущенный в Санкт-Петербурге, авторы которого также приверженцы названных мною методов.
Преподаватели, которые учили учителей вести уроки по праву, сами учились, меняли свои подходы к дисциплине буквально на ходу. Поначалу они были очень академичными. Не владели активными методами, не знали, как можно применять критическое мышление. И в этом я старалась им помочь.
Одновременно с семинарами разрабатывались учебники “Основы правовых знаний” сначала для 8-9-х и 10-11-х классов, потом для 7-го класса, а теперь готовятся для 5-6-х. Дети уже в средних классах должны понять, что право – это правильное поведение. С помощью этого курса они смогут глубже усвоить особенности взаимоотношений между “мое” и “чужое”, между “я” и “ты”, между “можно” и “нельзя”.
Мне в свое время пришлось познакомиться с учебниками советского периода. В них были представлены основательные, глубокие знания, но, на мой взгляд, они были изложены слишком академично и абстрактно. Поэтому авторам учебников по праву я посоветовала использовать активные методы. И они очень быстро этому научились, потому что были энтузиастами своего дела не менее, чем учителя, хотя от той методики, которую применяли в советское время, им трудно было отказаться. Нужны были определенная смелость, большое желание переучиваться. Они поняли, что право, как и граждановедение, можно понять и усвоить в процессе обсуждения. И в этом помогут активные методы.
Недавно я побывала в двух школах: одной – московской, другой – сергиево-посадской. Я видела, с каким увлечением ребята занимаются правом. Им нравится исследовать проблему взаимоотношений между людьми. Они учатся, как вести диалог, работать в группах, как разрешать конфликты, постигают основы толерантности. Мне удалось пообщаться с ребятами. Предварительно я попросила директора и учителей оставить нас наедине, чтобы они чувствовали себя более свободно. Я спросила ребят, случалось ли им использовать полученные знания на практике. И вот одна девочка вспомнила, как однажды покупала мороженое и продавщица дала ей порцию сильно помятую и полурастаявшую. Девочка взяла мороженое, но через минуту вспомнила о том, что говорили на уроке, когда изучали основы потребительских знаний: если покупателю продали товар низкого качества, то он вправе потребовать заменить его и вернуть уплаченные за него деньги. И девочка вернула мороженое и сказала: “Извините, пожалуйста, но вы нарушили мои права, продав за обычную цену мороженое низкого качества”. Продавщица тут же заменила его.
Другой мальчик покупал себе джемпер. Когда пришел домой, то обнаружил брак. На другой день понес покупку обратно в магазин, где заявил о своих нарушенных правах. Ему вернули деньги и извинились.
Я поняла после общения с этими детьми, что для них очень важно уже сейчас почувствовать себя гражданами, убедиться, что они сами способны защитить свои права, что они начинают понимать, что жить без правил невозможно. Важно, чтобы правовое пространство не ограничивалось одним классом и даже школой, чтобы постепенно правовым пространством становился целый город, а затем и страна.
Я убедилась, что в России успешно действуют несколько проектов, которые занимаются гражданско-правовым образованием. Возможно, лучше объединить усилия, потому что цель у всех одна – подготовить нынешнее поколение учащихся и все последующие к активной жизни в демократическом обществе. Но структура этих проектов такова, что участникам его, видимо, неудобно работать вместе и поэтому непродуктивно. А потом, видимо, и для учителя важно самому выбирать, в каком проекте ему интереснее работать.
И еще мне кажется, что распространение гражданского образования по вашей стране – это проблема ваших ученых, ваших учителей, ваших экспертов. Сколько бы здесь ни помогали иностранные спонсоры, без поддержки материальной, моральной со стороны вашей общественности, государственных организаций, бизнеса не обойтись. Возможно, это некорректно с моей стороны так говорить, но мне так кажется.
Правда, сегодня и в министерстве, и в регионах местные власти это начинают понимать. И это отрадно. Я оптимистка. У вас много талантливых людей. У вас немало людей, которые знают, что сегодня крайне необходимо для страны, чтобы сделать ее процветающей.
Джанет ВЕЙЛАНТ
Комментарии