Прошло более 10 лет с тех пор, как за колоссальным “круглым столом” собралась самая многочисленная в истории группа мировых лидеров – представителей 159 государств, которые откровенно обсудили свои обязанности перед детьми. Они провозгласили: “Не может быть более благородной задачи, чем обеспечение лучшего будущего для каждого ребенка” – и приняли Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по ее осуществлению.
Мировые лидеры дали еще одно обещание: всегда ставить интересы детей на первое место. Эта Всемирная встреча была историческим событием.
На двадцать седьмой Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН (8-10 мая 2002 г.) генеральный секретарь ООН господин Кофи Аннан выступил с докладом “Мы, дети: десятилетний обзор деятельности по итогам Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей”. Его обстоятельный доклад состоит из трех частей: 1) Мы, дети (дети в глобальном контексте). 2) Прогресс в деле осуществления Декларации и Плана действий Всемирной встречи (содержит шесть глав – здравоохранение, питание, водоснабжение и экологическая безопасность; образование и грамотность; специальные меры защиты; гражданские права и свободы; роль семьи и др.). 3) Перспективы на будущее.
В докладе отмечается определенный прогресс в защите прав детей. Об этом свидетельствуют ратификация и подписание Конвенции о правах ребенка рекордным числом стран (192), систематические и обстоятельные доклады-отчеты более 130 государств о выполнении требований Конвенции.
Готовясь к этой Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, российское правительство, при активном участии неправительственных организаций, подготовило доклад по итогам десятилетия. В нем отмечается определенный прогресс, признаются нерешенные проблемы и определяются будущие приоритеты.
Однако нельзя не согласиться с госпожой Розмари Мак Крири – представителем Детского фонда ООН в Российской Федерации, Украине и Беларуси, что “ни одно государство не смеет утверждать, что оно действительно защищает всех детей и что ни один ребенок не лишен своих прав”.
Поэтому Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН на основе опыта 90-х годов определила новые глобальные задачи в интересах детей планеты на десятилетие наступившего ХХI века. Генеральная Ассамблея приняла Декларацию и План действий по ее реализации. Она призывает международное сообщество сформировать “всемирное движение, которое будет помогать строить мир, пригодный для жизни детей, на основе нашей последовательной приверженности следующим принципам и целям”.
Принципы этого всемирного движения:
1. Дети – прежде всего.
2. Искоренить нищету: инвестировать в детей.
3. Не забывать ни одного ребенка.
4. Заботиться о каждом ребенке.
5. Дать каждому ребенку образование.
6. Защитить детей от вреда и эксплуатации.
7. Защитить детей от войны.
8. Бороться с ВИЧ/СПИДом.
9. Прислушиваться к детям, обеспечивать их участие.
10. Сохранить Землю для детей.
Декларация особо подчеркнула: “Дети и подростки являются творческими гражданами, способными оказать помощь в построении лучшего будущего для всех. Мы должны уважать их право выражать свое мнение и участвовать в решении всех вопросов, затрагивающих их, с учетом их возраста и зрелости”.
Генеральная Ассамблея призвала к широкому союзу всех партнеров – правительства, неправительственные организации, местные власти, всех взрослых и самих детей.
“Будучи уверенными, – отмечается в Декларации, – в том, что сообща мы построим такой мир, в котором все девочки и мальчики смогут радоваться детству – времени игры и учебы, в котором их любят, уважают и лелеют, их права поощряются и защищаются без какой-либо дискриминации”.
Важными задачами преподавания Конвенции о правах ребенка являются воспитание основ гуманистического сознания, ценностного отношения к человеку, его правам и обязанностям, развитие чувства ответственности за свои поступки, позицию, выбор, деятельность.
Вот почему мы широко применяем проблемные ситуации нравственно-правового содержания. Они побуждают школьников моделировать свою позицию, свое поведение. Ребята при этом не только обосновывают свой выбор, модель собственного поведения в проблемных ситуациях, но и прогнозируют возможные последствия, их положительные и отрицательные моменты.
Особую значимость в процессе преподавания Конвенции о правах ребенка придаем самостоятельной исследовательской работе детей.
Такие занятия мы строим на трех последовательно усложняющихся уровнях. Первый предусматривает выполнение репродуктивных заданий, связанных с познавательной деятельностью по образцу. Например, при изучении определенной темы по содержанию Всеобщей декларации прав человека или Конвенции о правах ребенка учащиеся устанавливают межпредметные связи, выделяют ведущие (базовые) понятия, их значение, отражение в нравственных и правовых нормах.
Второй уровень требует умения оперировать этими понятиями. Например, ученики конструируют учебный кроссворд.
Третий уровень – выполнение самостоятельных исследовательских заданий – написание рефератов.
Вот пример одного исследования: Конвенция о правах ребенка и реальные отношения “учитель – ученик” в нашей школе и других школах России. Исследовательские задания: 1) для групп – посетить редакции педагогических, молодежных и детских газет и журналов, познакомиться с письмами детей, проанализировать их; 2) индивидуальные задания: а) провести анализ законодательных актов о защите прав ребенка в РФ; б) провести анализ материалов в газетах и журналах по исследуемой проблеме. Роль учителя в том, чтобы консультировать учащихся, контролировать выполнение исследования; организовать дискуссии по итогам работы. При этом они должны научиться вычленять и формулировать проблему, цель исследования; выдвигать гипотезу.
Творческий характер носит и задание по составлению кроссвордов по тематике прав человека, прав ребенка.
Учащийся, приученный еще в школьные годы искать и находить взаимоприемлемые решения, решения в согласии с другими, наверняка в своей деятельности не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей, к насилию.
Зиновий ШНЕКЕНДОРФ,
профессор Московского педагогического университета
Контактная информация
Координатор Проекта ООН “Содействие развитию образования
в области прав человека” – Алена ПАВЛЫЧЕВА
E-mail: proobraz@mtu-net.ru,
http://www.proobraz.ru
125315, Москва, а/я 28. “Проект ООН”.
Материалы, опубликованные в рубрике “Твое право”, поддерживаются в рамках Проекта ООН “Содействие развитию образования в области прав человека”.
Комментарии