– С точки зрения Федерального оператора, обеспечивающего техническое и методическое сопровождение конкурсных процедур, а также мониторинговое исследование, больших сложностей при проведении конкурсных отборов лучших учителей и инновационных школ не было. Хорошо работали регионы, там везде были созданы специальные конкурсные комиссии по руководству и проведению всех конкурсных процедур в рамках региона. Удивительно четко выстроилась общественно-управленческая структура, поэтому нам, как Федеральному оператору, работалось комфортно. Мы провели мониторинг в 85 регионах, наши эксперты побывали в каждой территории, посетили там 3-5 школ, чтобы посмотреть, как образовательные учреждения готовились к проведению нацпроекта, как работали органы общественного самоуправления, как создавались инновационные программы.
Мне кажется, что нет оснований говорить, что нужно коренным образом перестраивать критериальную базу. На наш взгляд, необходимо развернутое и подробное инструктивно-методическое письмо, в котором бы разъяснялись некоторые с позиции с учетом сложившегося опыта, как применять ту или иную норму. Если говорить по отбору инновационных школ, то разъяснений требует, на мой взгляд, муниципальная квота. Во многих регионах она была введена, хотя положением о конкурсе не предусматривалась, но региональные конкурсные комиссии для облегчения процедуры и для расширения возможностей участия в конкурсе ввели такие квоты. Это существенным образом откорректировало основы проекта, ведь мы изначально предполагали, что поданные документы будут выстраиваться в соответствии с рейтингом и что никакого предварительного просеивания на муниципальном уровне не будет. Поэтому нам сейчас необходимо конкретно прописать, как работать в условиях введения муниципальных квот. Очень сложная ситуация была с негосударственными школами. Они имели право участвовать в конкурсном отборе, а вот получать дополнительное бюджетное награждение – нет. Этот вопрос необходимо четко и ясно решить на уровне Минфина. Думаю, что решение, скорее всего, будет положительным. Кроме того, хотелось бы обратить внимание, что некоторые школы демонстрировали не инновационные образовательные программы, а просто программы развития. Это меня тревожит, потому что, по большому счету, прорывных образовательных открытий не произошло, просто школы закрепили свой статус лучших. А задача конкурса была как раз в выявлении передового опыта реальных инноваций в образовательных процессах технологий, а не образовательных программ развития.
Мне представляется, что опыт, который выявил нацпроект, позволяет нам на новых основаниях перестроить сложившуюся методическую работу и систему повышения квалификации. Наша академия должна подумать о создании специального портала и базы данных по передовому опыту. Предлагаются различные модели использования выявленного опыта – это и стажерские площадки для директоров образовательных учреждений на базе инновационных школ, проведение различных мастер-классов. Что касается лучших учителей, то есть предложение снизить им нагрузку и доплачивать до ставки из директорского фонда. А в высвободившееся время такой учитель должен стать старшим по своему предмету, разумеется, ему необходим ноутбук, компьютерное рабочее место. В общем, наша суперзадача – не потерять ни одну школу, ни одного учителя. Не надо перегружать педагогов, наоборот, надо им помочь выявить свой опыт, формализовать его, чтобы потом такой формализованный опыт можно было предъявить тысячам других учителей.
Комментарии