Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Мне везет на хороших людей. Валерий Саликов привез из Москвы Хрустального пеликана и 79 адресов друзей

Учительская газета, №1 от 13 января 2004. Читать номер
Автор:

Возвращаясь из Москвы, с Всероссийского финала конкурса «Учитель года», Валерий Саликов не подозревал, какая грандиозная встреча ждет его в родном городе. На перроне историк увидел первых лиц областного департамента образования, учительского профсоюза, телекамеры, друзей, близких и своих учеников. Все стремились поздравить и обнять обладателя малого Хрустального пеликана – первого на Тамбовщине!

Взять интервью у Валерия оказалось не так-то просто. Мы созванивались несколько раз, постоянно откладывали встречу. И виновато здесь вовсе не «тяжкое бремя славы», а обыкновенная ежедневная работа в школе.

– Труд учителя – самый интенсивный. Если рабочий, отработав смену, может отдохнуть со спокойной душой, то учитель не забывает и дома о своих подопечных. Школа – это особый мир; и чем дольше ты находишься в нем, тем сложнее из него вырваться. Даже когда ненадолго выпадаешь из школьной жизни, уже чувствуешь себя не в своей тарелке, чего-то не хватает. Вот летом, например, от школы отдыхаешь месяц, а на второй хочется работать.

От идеализма до правосознания

Валерий Юрьевич Саликов ни в школьные, ни в студенческие годы не думал об учительском поприще. Но педагогика нашла своего героя, поймав на «крючок» его увлечений:

– Конец 1980-х годов – период очередной российской революции. Это было время бума исторической науки. В немалой степени это и определило мою любовь к истории еще в школьные годы. У меня всегда был гуманитарный склад ума. Так что решение связать свою жизнь с историческим факультетом не случайно.

На любимый факультет Валера поступал дважды. Как объясняет он сам: «Первый раз не прошел из-за своего идеализма». Дело было в 1989 году:

– Почувствовал, что билет знаю недостаточно хорошо. Видимо, психологической подготовки не хватило. Я просто отказался сдавать и ушел. После этого работал на станции переливания крови. На следующий год поступал опять. Был спокоен. И поступил.

В институте Валера всерьез заинтересовался историей второй мировой войны. Ко всему прочему, в студенческие годы он занимался военной археологией, был членом тамбовского областного центра «Искатель». На станции «Рада» под Тамбовом, где в годы войны находился крупнейший лагерь военнопленных, молодые «искатели» находили захоронения и затем создавали мемориальные кладбища. Несколько лет Валера ездил по местам боев в Брянской, Калужской и Воронежской областях и разыскивал останки погибших солдат.

Университет закончил с отличием в 1995 году и сразу пошел работать в школу. Тогда же и женился. А через два года решил поступать в аспирантуру философского факультета, потому что на историческом аспирантура только открывалась. Научные интересы у Валеры самые разнообразные: синергетика, проблема истины в истории, философско-психологические аспекты тоталитарного сознания. Однако работа в школе заставила временно прекратить научные изыскания – времени не хватало.

Сейчас Валерий овладел педагогическим мастерством настолько, что учит не только детей, но и своих коллег. В Тамбовском областном ИПК он читает лекции по методике преподавания права. Школа, в которой работает Валера, является областной экспериментальной площадкой по преподаванию права. Дети занимаются по учебно-методическому комплексу, разработанному Российским фондом правовых реформ.

– Проблема правового сознания очень сложна. Полагаю, что мы находимся на первом этапе становления гражданского общества и правового государства. С одной стороны, без государства у нас никуда, с другой – государство воспринимается как враг. Эти представления надо ломать. Пока на теоретическом уровне, в школе. Считаю, что свой кирпич в возведение «здания» правосознания я положил.

Veni, vidi, vici

5 апреля, в самом конце учебного года, на перемене директор школы №36 Тамбова вызвал своего учителя истории Валерия Саликова и предложил участвовать в городском конкурсе «Учитель года». Особого восторга идея не вызвала, но Валера согласился. А подумав на уроке, решил отказаться. Однако было уже поздно: кандидатуру Валерия Саликова за эти 40 минут выставили на городской конкурс.

А затем начались областные испытания.

– Когда губернатор объявил мое имя в качестве победителя, я испытал настоящую эйфорию. Но пока шел за наградой, подумал, что еще полгода жизни не будет как таковой.

На российский конкурс Валера ехал без установки на победу.

– Я человек достаточно самокритичный. Когда узнал, что прошел во второй тур, был крайне удивлен.

К мастер-классам конкурсанты готовятся по-разному. Валера Саликов пошел бродить по поселку Московский, пока в голову не пришла идея. Теперь можно было спокойно спать.

– Конкурс дал мне очень много. За полтора года участия в городском, областном и российском этапах я профессионально вырос. Конкурс подталкивает к инновациям, позволяет сойти с проторенной колеи, изобрести что-то новое. Например, я могу откровенно сказать, что именно конкурс научил меня давать по-настоящему грамотные открытые уроки. «Учитель года» – это возможность выйти за рамки своего узкого круга. Наиболее продуктивным считаю кулуарное общение на конкурсе. Мне вообще в жизни везет на хороших людей. Их я встречаю гораздо больше, чем плохих.

История и современность

– Валера, каковы, на твой взгляд, сегодня главные проблемы исторического образования?

– В настоящее время для старшей школы нет хороших учебников по истории. И это большая беда. Когда в 1995 году вводили концентры, сначала все перешли на концентрическую систему, затем появились учебники, а еще через некоторое время – программы. Но все должно быть наоборот. Другая проблема – загруженность учеников. Учебный материал должен быть оптимизирован. Текст параграфа не может составлять 10 страниц – это ненормально. Поскольку дети такой объем выучить не могут, они перестают учить историю совсем. А это самое страшное.

– Валера, каково, по твоему мнению, место обществознания в школе?

– В рамках истории тяжело дать все необходимые понятия о жизни современного общества. Детям сегодня необходимо знать право, политологию, экономику и другие науки. От этого мы никуда не уйдем, и в этом смысле обществознание в школе, конечно же, необходимо. По моим наблюдениям, обществознание востребовано среди учеников сейчас гораздо больше, чем история. Нынешнее молодое поколение прагматично. Оно занимается главным образом не тем, что интересно, а тем, что практически полезно в жизни. Другое дело, что учебникам и программам, которые сегодня существуют, не хватает системности. Эти пособия пытаются объять необъятное и крайне эклектичны. Я полагаю, что обществознание должно быть в меньшей мере теоретизированным, больше ориентироваться на практику. Например, у меня в одном классе девочка давала консультации своим родителям при получении наследства, а другая моя ученица сохранила родительские деньги при продаже гаража. И это конкретный результат моих уроков.

Сергей Лямин, учитель года Тамбовской области-2001


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту