Темы, изучаемые в разделе «Общая биология», по сравнению с материалом ботаники, зоологии вызывают у учащихся гораздо больше затруднений в понимании и запоминании. Задача учителя – так преподнести непонятную тему, чтобы ученик не заметил ни одного сложного момента.
Объясняя сложную тему, учитель может использовать образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки). Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Успешность воспроизведения зависит от умения восстановить связи, которые были образованы при запоминании, и от умения пользоваться планом при воспроизведении.Забывание – естественный процесс. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее, обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы. Чтобы меньше забывать, требуются понимание, осмысление и повторение информации.Итак, в памяти сохраняется тот материал урока, который учеником понят, осмыслен и вызывает у него интерес, не вызывает затруднений.Для облегчения восприятия детьми процесса синтеза белка в клетке, который по-другому называется трансляцией, я использую динамическую схему-модель этого процесса. Данную модель можно быстро и легко изготовить, используя плотную и цветную бумагу, ножницы и клей.Все фото размещены в презентации, опубликованной на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/1019. Этапы изготовления динамической модели 1. Из плотной бумаги вырезаем модель рибосомы (фото 1).2. Между малой и большой субъединицами слева и справа делаем два больших разреза (фото 2).3. Из плотной бумаги вырезаем полоску шириной чуть меньше высоты разрезов на рибосоме – это модель информационной РНК (фото 3).4. Измеряем расстояние между разрезами на модели рибосомы, делим полученный результат на два.5. На модель иРНК наносим итоговый результат (фото 3).6. Из цветной бумаги вырезаем прямоугольники и приклеиваем их на модель иРНК (фото 4). Каждый цветной квадратик символизирует триплет нуклеотидов. На фото 4 хорошо видно, что рибосома, двигаясь по иРНК, захватывает два кодона (триплета).7. Из плотной бумаги изготавливаем модели транспортных РНК (фото 5).8. На верхушке тРНК расположен триплет нуклеотидов, который комплементарен соответствующему кодону иРНК. Он получил название антикодона. К верхней части тРНК, антикодону, приклеиваем полоски цветной бумаги (фото 6).9. Из плотной цветной бумаги вырезаем модели аминокислот (фото 7).10. На иРНК, на акцепторном конце тРНК, который является «посадочной площадкой» для аминокислоты, на аминокислотах делаем разрезы (фото 8, 9).11. Модели рибосомы, иРНК, тРНК, аминокислот готовы.Использование динамической модели для объяснения процесса трансляции Трансляция – это перевод последовательности нуклеотидов молекулы иРНК в последовательность аминокислот молекулы белка.Ученикам очень трудно представить, как работает рибосома, как осуществляется перевод с языка нуклеотидов на язык аминокислот. Понять данный процесс поможет модель:1. На доске закрепляем (используя скотч) модель рибосомы с иРНК (фото 10).2. Рибосома захватывает два триплета – кодона.3. Прикрепляем тРНК с аминокислотами к иРНК, используя принцип комплементарности, в данном случае цвет кодона, антикодона, аминокислоты. Комплементарность (от латинского complementum) – дополнение (фото 11).4. Начало будущего белка обозначается триплетом АУГ (на схеме квадратик синего цвета), который является знаком начала трансляции. Так как этот кодон кодирует аминокислоту метионин, то белки (за исключением специальных случаев) начинаются с метионина.5. Аминокислота метионин (на схеме она синего цвета) отделяется от тРНК и присоединяется к аминокислоте на соседней тРНК с образованием пептидной связи. Так начинает расти цепочка белка (фото 12).6. Первая тРНК отделяется от иРНК, рибосома делает «шажок» на один триплет, к нему по принципу комплементарности присоединяется тРНК с аминокислотой, и процесс повторяется (фото 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21).7. Наконец, рибосома доходит до одного из так называемых стоп-кодонов (УАА, УАГ, УГА, на схеме они белого цвета). Эти кодоны не кодируют аминокислоту, они только лишь показывают, что синтез белка должен быть завершен (фото 22).8. Белковая цепочка отсоединяется от рибосомы, выходит в цитоплазму и формирует присущую этому белку вторичную, третичную, четвертичную структуры (фото 23, 24, 25).Получив образное представление о данном процессе, ученики легко его усваивают. Начинают работать разные виды памяти: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, эмоциональная. Ученикам не надо прилагать усилия для запоминания материала (непроизвольный вид памяти), они не боятся чего-то не понять.Схемой легко пользоваться и при объяснении нового материала, и при его закреплении, повторении как учителю, так и ученику.Рассматривая процесс трансляции на компьютере, ученик все видит, слышит голос диктора, но не может сам участвовать в этом процессе. Поэтому считаю, что динамичная модель процесса трансляции поможет учителю более доступно объяснить сложную тему, а ученикам – лучше ее понять.Галина ДЕНИСОВА, учитель биологии Козьминской средней школы Архангельской области
Комментарии