Мистерия о мире
Ученый-географ победил школьную скуку
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10-го класса общеобразовательных учреждений. Москва. “Просвещение”. 2000.
В. Максаковский – выдающийся ученый-географ: доктор географических наук, профессор, академик РАО, лауреат нескольких государственных премий, ученый с мировым именем.
Масштабность личности автора позволяет в курсе экономической и социальной географии мира органически интегрировать исторические, биологические, химические, физические знания: во имя осмысления величайших современных достижений НТР; связь с мировой художественной культурой способствует восприятию географического пространства образным, живым, наполненным великими памятниками архитектуры, многообразием культурного наследия. Предмет становится одним из основополагающих звеньев гуманизации образования.
Восьмое переработанное издание – это самый совершенный вариант учебника, который имеет полное право первым ввести сегодняшних 10-11-классников в ХХI век. Учебник сочетает высокий научно-теоретический, духовно-нравственный, методический потенциал и множество других достоинств, органически нацеленных на личностно-ориентированный образовательный процесс. Усилия автора направлены прежде всего на достижение главной цели: пробудить у старшеклассников устойчивый интерес к миру знаний, к самообразованию, самовоспитанию, самосовершенствованию.
Учебник, формируя устойчивый интерес к знаниям, позволяет учителю на основе индивидуального и дифференцированного подхода строить процесс обучения на принципах демократизации, реальной педагогики сотрудничества в цепочке “учитель ученик урок внеурочная работа” (в том числе индивидуально-исследовательская через различные формы “проектов”).
Вариативность методического аппарата, целостность системы методических подходов способствуют тому, что в учебнике нет неинтересных тем. Итог восьмого издания – это победа над скукой учения. Структура учебника включает три части: “Общая характеристика мира”, “Региональная характеристика мира”, “Глобальные проблемы человечества”; все это разбито на одиннадцать больших тематических блоков.
Каждый тематический блок имеет свой “дидактический пакет” для “учения с увлечением”:
1. План-схема (своего рода сжатый опорный конспект). Ученик после знакомства с содержанием должен уметь ответить на его вопросы, и “стандартная” сумма ЗУН зафиксируется в его сознании (в одиннадцати планах-схемах 209 таких вопросов).
2. Дополнительный текст (интересные факты).
Нельзя не отметить качество подачи материала на страницах учебника. Все нацелено на легкость восприятия – разбивка на параграфы, четко озаглавленные разделы, шрифтовая вариативность, выделение словарных терминов, понятий (с перечнем в конце и указанием страниц) и конкретных примеров (левая голубая черта) и т.д. В конце каждой темы есть “Книжная полка”, а в конце учебника – список “Дополнительной литературы для более углубленного изучения курса”.
Очень хочется, чтобы, начиная знаковый для планеты учебный год, руководители школ “пролистали” этот уникальный учебник В.П.Максаковского. Пусть в течение учебного года по этому блестящему сценарию в школах будет поставлен лучшим режиссером-учителем талантливый спектакль, а у каждого исполнителя-ученика будет любимая роль.
Маргарита СМИРНОВА,
методист по географии Северного окружного методического центра г. Москвы,
заслуженный учитель РФ
Приобрести или заказать по почте эти
и другие книги издательства
“Просвещение” вы можете по адресу:
Книга – почтой: тел. (095) 289-50-26
Магазин “Книги “Просвещения”:
127521, Москва, ул. Октябрьская, 89,
тел.: (095) 289-44-44, 289-60-44
Комментарии