search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн
0

Миссия выполнима. Словесники – хранители традиций и культуры

Кто ходит в школы по утрам, тот поступает мудро. Поплутав ранним морозным утром по темным закоулкам, отчаявшись найти нужный номер дома и все же выйдя к искомому, начинаешь судить о школе уже по тому, какая дорожка ведет к ней: посыпанная песочком или заставляющая всяк по ней, скользкой, идущего балансировать на грани вывиха и перелома. Идущие к 1741-й школе ступают по надежной дорожке твердо и смело. «Самое радостное чувство у меня по утрам, – говорит Юлия Марчук, – иду вместе с ребятами и радуюсь, что все они направляются не куда-то, а именно в школу». Юлия Викторовна в 1741-й – учитель словесности. Это к ней в класс приходят десятки подростков, чтобы понять, в чем красота русского языка и литературы. Ведь у учителя-словесника особая миссия – облагораживать общество, сохранять все лучшее, что есть в традициях и культуре.

Уроки русского языка и литературы начинаются, как и театр, с вешалки. Именно у вешалки я вдруг ощутила очень комфортную для всех обстановку: никто не дрался, не сквернословил, не задирал друг друга, это было сообщество людей, которые готовились к работе, может быть, и трудной, но вызывающей у них общий интерес. Потом мне сказали, что в 1741-й нет евроремонта и не все ее помещения доведены до нужной кондиции. Пусть так, но в этой чистой, уютной, доброй школе детям и учителям хорошо, вот это главное. «Вы могли бы работать в другой школе, сосредоточившись только на своей работе и абстрагировавшись от всего остального, в ней происходящего?» – спросила я Юлию Викторовну, пока мы поднимались к ней в класс на четвертый этаж. «Нет», – сразу ответила она, и я вспоминала, как на конкурсе «Учитель года России-2005» предметное жюри долго пытало Марчук, а поддерживают ли ее работу коллеги по школе. Тогда она ответила, что никого ни в чем ей не приходится убеждать, ибо работают с ней единомышленники. Но если для Марчук главное – превращение урока в явление культуры, то становится понятным, как и почему даже внешне 1741-я – обычная московская школа! – выглядит как истинный очаг культуры и просвещения.

Кабинет русского языка у Юлии Марчук обычный. Одна деталь – пианино в дальнем углу – выглядит чуть странно, ведь не кабинет же это музыки или изо, при чем тут пианино. Другая особенность – на стенде с портретом Шекспира – множество листочков с текстами, написанными от руки разными почерками. В век компьютера тут пишут простыми ручками? И еще – заботятся не о красоте стенда, а об искренности и простоте выражения мысли? Интересно, как оценивают все это проверяющие? Или тут не бывает проверяющих? Или учитель отстаивает право детей на самовыражение? Или для всех – и для учителя, и для учеников – не так уж важна обычная показуха, когда многое делается для людей со стороны, а вовсе не для тех, кто работает в классе? Словом, вопросов уйма, все и не задашь. Одно я знаю точно: у учительницы Юлии Марчук, которая стала лучшей на московском конкурсе «Учитель года», своя позиция, свои принципы, свои представления о том, как должно работать, и поступаться всем этим в угоду кому бы то ни было она не собирается. Очень важное качество – она умеет отказывать, не позволяет себя использовать. В результате перед поездкой на Всероссийский конкурс Юлия Викторовна попала в сложное положение: некие знающие люди пытались руководить ею, чтобы подогнать все, что делает Марчук, под некие стандарты, которые им казались единственно правильными и верными. Юлия была против, и противостояние дошло до того, что эти знающие люди требовали от нее отказаться от участия в конкурсе. Она сказала «нет» им и блестяще выступила в Калининграде, дав не просто хороший урок, но и замечательный мастер-класс на сцене, мастер-класс, после которого ей долго рукоплескал весь зал. Но конкурс – это конкурс. К нему готовятся, для него выбирают все лучшее, ему отдают все силы. А вот что дальше, что происходит после конкурса, когда учитель снова возвращается в свой класс, к своим детям? Каков он, сохраняется ли тот блеск в его работе, который еще недавно так потрясал жюри? Я видела конкурсный урок Юлии Марчук, но половина ее успеха была обеспечена учениками калининградской гимназии № 1, специально отобранными для обучения там по особым программам. А какие уроки у нее в родной муниципальной 1741-й, где ни о каком отборе и речи нет, хотя ребят и группируют в соответствии с их способностями и желаниями в разные – математические, гуманитарные, гимназические и прочие классы? Для Юлии Викторовны это даже не уроки, а урок длиной в день, поскольку меняются дети, но продолжается одна и та же линия работы, независимо от того, урок это русского языка или литературы.

У девятого математического класса – урок русского языка, очень трудный, посвященный сложным предложениям. Урок начинается быстрым опросом: задание-ответ, который «будит» ребят, подобно зарядке готовит их к некой тяжелой работе, требующей повышенного внимания и концентрации усилий. Сложносочиненное, сложноподчиненное… Сложность в запятых, которые нужно расставлять правильно, сложность в предложениях, которые нужно придумать, после разбора схем, написанных на доске учителем. На первой парте – Леша и Саша, они не могут справиться с заданием и усердно списывают у соседок. Учительница все это видит, потому что ходит по классу и заглядывает буквально в каждую тетрадь, в течение урока она несколько раз напоминает Леше и Саше, что завтра ждет их на дополнительные занятия. «Вот тебе и сильная учительница – почти весь класс работает трудно, делает множество ошибок»,- невольно думаю я, огорчаясь сделанному выводу. Огорчение появляется еще и потому, что дети уж очень старательные: после звонка многие из класса не уходят, пытаясь все же доделать задание. «Они хорошие ребята, – говорит на перемене Юлия Викторовна, – но достались они мне совсем недавно от другой учительницы, и я еще не смогла «полностью их взять». Вот снизила оценку девочке за то, что она написала на доске слово «арефметика». Вполне возможно, что это была описка, но возможно и другое, парадоксальное – они все блестяще знают правила русского языка, спросите любое – ответят, не задумываясь. Применять не могут, вот в чем беда. И тут предстоит большая работа, потому что мне нужно будет выяснить, каковы у них знания по литературе». Вообще русский язык – предмет трудный, не случайно на конкурсах «Учитель года» столь редки уроки русского – конкурсанты выбирают чаще всего литературу. Между тем в разговоре с Юлией мы приходим к выводу, что русский – черный хлеб, без которого ни изучение литературы, ни чтение, ни приобщение к культуре невозможно. Конечно, и Марчук ближе литература, но русским языком она занимается очень внимательно. И на мой ворчливый вопрос «Зачем нужны все эти схемы?» уверенно говорит: очень даже нужны, потому что помогают грамотно подходить к письму. После освоения схем ученик уже не ошибется в расставлении запятых, поймет, где они нужны и почему.

На этом уроке только русский, литературы нет даже фоном. Пока нет этого мостика, который будет потом перекинут между языком и литературой. Как это можно и нужно делать, я пойму на следующем уроке – тоже русского языка, но в одиннадцатом гуманитарном классе. Вот здесь я увижу то, о чем Юлия говорила еще в Калининграде, – реализацию ее принципа работы на таком уроке. «На уроках русского языка я стараюсь быть неким двуликим Янусом, научить детей нескольким важным вещам, например, иду от исторического подхода и сравнительного анализа. Введение элементов исторической грамматики в старших классах, на мой взгляд, дает возможность увидеть не только то, что расценивается как знак прошлого, но и то, что происходит сегодня. Знаменитая фраза Цветаевой – «имя твое пять букв» в стихотворении, посвященном Блоку, – раскрывается именно через знание исторической грамматики. Исторический аспект позволяет мне также заставить детей из потока речи вычленить отдельные слова, которые они обычно произносят с ошибками и которые после этого будут всегда произносить правильно. Факт существования народа определяется наличием языка. Русский язык – проявление русского народа, носитель его духовных ценностей и мирового культурного достояния. Уважительное отношение к языку и к классической литературе я стараюсь воспитывать в своих учениках». Урок в одиннадцатом состоит из двух частей – практикума и лекции. Лекция в старшем классе – дело трудное, не случайно так сложно первокурсникам в вузе поначалу дается эта форма занятий, когда нужно сосредоточиться, записать главное, сделать вывод, который позволит подняться на ступеньку в своих знаниях предмета. Сегодня тема урока «Способы образования видовых глагольных пар», и, раскрывая эту тему, Юлия Викторовна то и дело обращается к литературе. В самом деле, ну как в разговоре об антитезе не обратиться к творчеству Лермонтова и Блока?! В этом обращении, в этом синтезе русского языка и литературы, в демонстрации их естественной и органичной связи невольно возникает то самое явление культуры, может быть, пока не в полной мере осознанное, но уже прочувствованное учениками. Если учесть, что они на пороге выхода из школы, то можно понять, как это важно, потому что в конце концов это тот финал работы, который был запрограммирован всей многолетней работой учителя.

Такой финал в самом деле видится задолго до одиннадцатого класса. Это в старшем классе с уже повзрослевшими учениками можно вести серьезный разговор о литературе, а что делать с пятиклассниками, которые попадают из начальной школы в руки учителя словесности, как строить свои отношения с ними, как выстраивать уроки? У Марчук на этот счет уже есть свое представление, подкрепленное практическим опытом: «Литература – вид искусства, именно поэтому задача учителя литературы – вызвать у ученика эмоциональный отклик по поводу прочитанного произведения, увидеть неслучайность того или иного элемента текста, пережить радость одухотворенной творческой мысли, получившей совершенную форму, радость от того, что ты способен осознать и увидеть эту форму. Но чтение художественного произведения – сопричастность к другому эмоциональному опыту, к другим жизням, поэтому я стараюсь реализовать этот принцип в зависимости от возраста учащихся. В пятых – шестых классах я определила свою роль так: я актер и режиссер, потому что (мне так кажется) задача учителя литературы – заинтересовать ученика, сделать для него чтение максимально интересным. Седьмые – десятые классы – это тот самый возраст, где ролевые игры, всевозможные групповые формы занятий нужны, чтобы выявить то творческое начало, которое есть в детях. Конечно, я, как и мои коллеги, сталкиваюсь тут с огромной проблемой отсутствия у детей потребности в чтении, но без прочтения художественного текста литература не имеет никакого смысла. Значит, моя задача как учителя заключается в том, чтобы мотивировать учащегося, воспитать и сформировать, по крайней мере помочь сформировать его как внимательного и грамотного читателя. Как я это делаю? Я погружаю детей в культурную среду той или иной эпохи, в мир писателя, с помощью того, что сейчас получило название «музейная педагогика», стараюсь создать проблемную ситуацию. Например, сформулировать тему урока, посвященного образу Базарова, как одно из его высказываний: «Я смотрю на небо только тогда, когда хочу чихнуть».

В восьмом математическом классе урок посвящен сонетам. К этому уроку ребята вместе с учителем готовились заранее. Это как раз то, что и называется музейная педагогика – знакомство с художниками эпохи Возрождения. А как иначе, ведь не поняв дух эпохи, невозможно понять дух литературных произведений. Данте, Петрарка, Шекспир. Как разобраться в этом лирическом великолепии, как понять, по каким правилам и канонам великие творили удивительные лирические произведения, полные любви, как удавалось им создать венки сонетов, обожествляя любимых? Математики довольно быстро разбираются в итальянских и французских вариантах, в том, что английский вариант ворвался в литературу вместе с творчеством Шекспира, в катренах и терцинах, в канонах и в том, что, если бы никто не нарушал эти каноны, никакого искусства не было бы вовсе. Листочки с сонетами вклеиваются в рабочие тетради – теперь эти замечательные строки о возвышенной любви ребята будут читать каждый день, независимо от того, хочется им того или нет. Впрочем, кому из подростков не хочется читать стихи о любви. «Вы уверены, что мерзость бытия не затронет души этих ребят, что с помощью литературы вы сможете облагородить их, приобщить к каким-то общечеловеческим ценностям?» – спрашиваю я напоследок Юлию Марчук. «Во всяком случае, мне бы этого хотелось», – она немногословна. Но в самом деле, какие слова тут нужны, кто твердо знает, чем обернутся, какой след оставят ее уроки словесности, остается только надеяться на лучшее.

Я выхожу из класса, туда заходят ученики, парень садится к пианино, и звуки классической музыки, не помещаясь в классе, разбегаются по коридору. Не «Мурка» и не блатная музыка – Чайковский. И этим многое сказано.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте