Каким должен быть современный учитель, в чем заключается современность человека и какую роль играет педагог в воспитании, рассказал директор Института педагогического образования и социальных технологий Тверского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО Игорь Лельчицкий.
Выбор темы лекции Игоря Давыдовича «Современный учитель: осуществление будущего в настоящем» обусловлен Годом педагога и наставника, годом 200-летнего юбилея Константина Дмитриевича Ушинского. Его идеи и размышления, как отметил лектор, наполнены глубинным антропологическим смыслом, являются основой для концептуального обоснования принципов подготовки деятельности учителя для настоящего и будущего российской школы.
Миссия учителя во времени и пространстве
Учитель является медиатором во времени и пространстве, обеспечивая переход растущего человека из прошлого в будущее, находясь в постоянном педагогическом взаимодействии с ним. Феномен настоящего заключается в том, что это есть тот самый миг между прошлым и будущим, который определяется Логосом жизни. Образование для растущего человека обоснованно воспринимать как уникальное смысложизенное пространство, в котором происходит пересечение вчерашнего и завтрашнего.
Такое предназначение образования обеспечивает только современный учитель. Он призван способствовать образованию смыслов у своих учеников посредством актуализации у детей живых событий, вырабатывать преемственную связь давно прошедших событий с событиями данного мгновения, а через них – с событиями исчезающего вдали будущего. В данном тезисе спикер привел в пример слова отечественного физиолога Алексея Алексеевича Ухтомского. Он резюмирует, что миссия современного учителя заключается в том, чтобы обеспечивать современными педагогическими средствами формирование у растущего человека готовности самому определять свое время, делать время в образовательном пространстве субъективным, личностно-значимым, увлекательным.
Феномен современного человека
В русле определения стратегии в деятельности учителя принципиальное значение приобретает настоящее – здесь и сейчас, что предполагает профессиональное самоопределение педагога к вызовам переживаемой им действительности, к тенденциям трансформации социокультурного контекста с цель. достижения эффективных результатов в процессе воспитания. В этом состоит современность учителя.
Вызывает интерес характеристика феномена современного человека, представленная в статье Карла Густава Юнга «Проблема души современного человека», опубликованной в 1928 году. Мыслитель подчеркивал, что современным может называться человек, способный сознавать феномен настоящего как момент пересечения прошлого и будущего. Поэтому лишь в этом его значение: «настоящее представляет собой процесс перехода». В данном контексте вполне обоснованно утверждать уникальность миссии современного учителя не только с позиции восприятия требуемых от него педагогических компетенций, но и как личности.
Как подчеркивал К. Юнг, человек, именуемый современным, никоим образом не является обычным человеком. Скорее, он представляет собой человека, стоящего на вершине или на самом краю мира с пропастью будущего перед ним. Он оставляет позади все ненужное, все, что перерос. Он стоит перед ничто, из которого может вырасти все. Следовательно, быть современным – одна из самых сложных и объективно противоречивых готовностей учителя, поскольку требует непрерывно рефлексировать, осознавать свою миссию в пространстве и времени. Деятельность учителя всегда наполнена осуществляемыми здесь и сейчас педагогическими событиями, целью которых является обеспечение условий для перехода его воспитанников в будущее.
Современность учителя как стратегия достижения будущего образования
Идея о роли педагога в осуществлении стратегии будущего подчеркивалась Константином Дмитриевичем Ушинским. Воспитателям вверяют нравственность детей, их душу, а вместе с тем – и будущность нашего Отечества. В связи с этим известный педагог подчеркивал значимость современности учителя как условия его соответствия вызовам действительности. Если воспитатель останется глух и нем к требованиям времени, то сам лишит школу жизненной силы. Он не выполнит своего долга, не приготовит нового поколения. Только современный учитель способен обеспечить стратегию опережающего развития современной школы как уникального социокультурного института.
В реальности российский учитель ежедневно на уроках, в различных педагогических событиях транслирует своими действиями ученикам идеи истины, блага, добра, осуществляет миссию хранителя непреходящих ценностей.
В 20-х годах прошлого века основной задачей переходного периода декларировалось создание новой школы. Достижение этой цели, как подчеркивал педагог и психолог Моисей Матвеевич Рубинштейн, заключается в появлении нового учителя. Его миссия, по мнению ученого, не должна жестко ограничиваться хронологическими рамками настоящего. Для деятельности учителя важно то, что можно назвать его «вневременным представительством». У педагога есть неотменимая культурная миссия, идущая дальше и глубже времени. Именно учитель осуществляет будущее в настоящем, поскольку нормальные школы и учитель по существу направлены в будущее, а среда в силу естественных условий борьбы за существование всегда имеет тенденцию подчеркивать настоящее и держаться за него.
Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна узнать его тоже во всех отношениях – об этом говорил Константин Ушинский. То есть воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности – со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми мелкими будничными нуждами и великими духовными требованиями. Учителю необходимо иметь представление о всех обстоятельствах жизни и деятельности своего ученика. Учителю, по мысли Ушинского, необходимо прежде всего освоить комплекс наук о человеке. Это выступает основанием для изучения педагогики как свода правил педагогической деятельности.
Проблема психологической компетентности учителя остается актуальной и в настоящее время. В случае дефицита психолого-педагогической готовности, по мнению Ушинского, «педагогов еще нет и нескоро они будут». Он подчеркивал, что учителю важно знать своих воспитанников и окружающие их обстоятельства, изучать историю различных педагогических мер, которые не всегда могут прийти на мысль. Он должен выработать себе ясную положительную цель воспитания и идти неуклонно к достижению этой цели, руководствуясь приобретенным знанием и своим собственным благоразумием.
Полностью прослушать лекцию Игоря Лельчицкого можно на странице РАО в социальной сети.
Ранее сетевое издание «Учительская газета» знакомило читателей с лекцией доктора педагогических наук, члена-корреспондента РАО, профессора Владимир Блинов о том, что необходимо учитывать в современном среднем профессиональном образовании.
Комментарии