search
main
0

Мисс ТГПУ, или Краса Ненаглядная? По-русски звучит как-то приятнее

85 процентов выпускников Тульского государственного педагогического университета имени Льва Толстого трудоустраиваются по специальности. Весьма высокий показатель для педвуза. Секретом столь успешной работы я попросил поделиться ректора ТГПУ, доктора педагогических наук, профессора Надежду ШАЙДЕНКО.

– Дело в том, что 30 процентов специальностей, по которым мы готовим, – непедагогические. Например, «Документоведение», «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», «Перевод и переводоведение». Есть смежные специальности, такие как «Социальная работа» или «Психология». Психологи нужны ведь не только в школе – сегодня эта должность введена в штат практически каждого предприятия. И еще один немаловажный фактор – мы не отказались от распределения. Только заменили его другим словом – трудоустройство. Схема простая: получаем списки вакансий из областного Департамента образования, знакомим с ними наших студентов, и те пишут гарантийные письма. В этом году такие письма принесли 89 процентов выпускников.

– Надежда Анатольевна, а какой процент идет в школу работать?

– Около 35 процентов. Проблема в том, что не всегда наших выпускников ждут в школах. Зарплата маленькая, жилья для учителя не строят… Я с интересом прочла в «Учительской газете» о нижегородской программе поддержки молодых учителей. Название статьи говорило само за себя: «Дом и «Жигули». У нас, к сожалению, начинающие педагоги машину не получают, да и дом – тоже.

– И тем не менее недобора абитуриентов вы пока не ощущаете.

– Самый маленький конкурс в этом году – 3 человека на место был на учителей начальных классов, а на документоведов или ведущих телерадиопередач – 18 человек на место.

– Вы и для телевидения кадры готовите?

– Есть у нас на филологическом факультете специализация «подготовка ведущих телерадиопередач». Как видите, пользуется большим спросом.

– Как мудро, что именно на филологическом: по крайней мере будут вести программы на правильном русском языке, что в наши дни перестало быть нормой.

– Дополняя список непедагогических специальностей, добавлю, что мы готовим агрономов и механизаторов сельского хозяйства.

– Весьма экзотические специальности для педагогического университета…

– Дело в том, что в Тульской области нет сельскохозяйственного вуза. А специалисты нужны. Вот мы и открыли на базе факультета естественно-научных дисциплин специальность «агрономия», а на факультете технологии, экономики и сельского хозяйства – соответственно, специальность «механизация сельского хозяйства». Открыли, отлицензировали, аттестовали и в этом году сделали первый выпуск. Кстати говоря, когда сокращали учительские специальности, сельхозников не сократили.

– На ваш взгляд, нужно ли это сокращение?

– Думаю, что нет. Может получиться та же ситуация, что и с детскими садами. В недалеком прошлом их за ненадобностью перепрофилировали под банки или другие заведения непедагогической направленности, а сегодня, например, в Туле 5 тысяч детей числятся в очереди в детские сады. А банки детсадовские здания назад не отдадут, надо строить новые. Так и с педагогами. А ведь хорошего учителя можно подготовить только в педвузе, с его традициями, аурой, если хотите. У нас всячески приветствуются династии, студенты с первого же курса втягиваются в общественную работу, шефствуют над детскими домами. Взгляните на эти книги. Их выпускает университетский отдел по воспитательной работе: «Восхождение к истокам» – опыт реализации программы гражданско-патриотического воспитания студентов, «Кто куда, а мы в отряд!» – из опыта работы студенческих отрядов, «В помощь председателю студенческого совета»…

– Замечательные издания – по сути, университетская летопись в красках. А где печатаете?

– Оценили печать? Чувствуется профессиональный взгляд. У нас своя типография. Можно сказать, гордость университета. В 92-м году мы грохнули на нее все внебюджетные деньги: купили станки, оборудование для компьютерной верстки.

– Если мне не изменяет память, 92-й был не слишком благополучным годом: пустые полки в магазинах, инфляция 1000 процентов. Внебюджетным средствам на первый взгляд и взяться неоткуда.

– Это только на первый взгляд, а ведь именно в ту пору и процветало университетское предпринимательство. Во-первых, автоцех – осуществляли перевозки на грузовых машинах и автобусах. Во-вторых, автосервис, где работали студенты – будущие учителя технологии со специализацией «автодело». В-третьих – стройотряд. И, наконец, комбинат общественного питания: юбилеи, свадьбы, дни рождения. Горожане, пользовавшиеся услугами нашего комбината, оставались довольны: чисто, культурно, вкусно.

– Под этими словами подпишусь, поскольку мне довелось посетить университетскую столовую. А что, эти четыре источника – четыре составные части и по сей день приносят доход?

– Приносят, но уже не в той степени, что в начале девяностых, – мы вовремя сориентировались тогда, пока остальные раскачивались. Дело в том, что в девяностые университет вошел без, так сказать, «жировой прослойки», и предпринимательская деятельность помогла нам выжить. В годы неплатежей и долгов мы ни разу не задерживали зарплату нашим преподавателям. Более того, как я уже сказала, открыли типографию, ставшую впоследствии весьма прибыльной, и закупили в Петербурге инструменты для нашего ансамбля русских народных инструментов.

– В университете есть такой ансамбль?

– Конечно. А еще – фольклорный ансамбль «Надежда», студия хорового пения, ансамбль скрипачей, студия эстрадного пения, ансамбль ложкарей, команда по базовой аэробике «Шарм», ансамбль эстрадного танца и студенческий театр «Зеленая лампа».

– Надежда Анатольевна, у каждого вуза есть направления, в которых он наиболее преуспел. Какие у вашего университета, ну что ли…

– «Фишки»? – в этот момент я с удивлением посмотрел на собеседницу, оценив ее знание молодежного сленга. – Я бы отметила три. Первое – это система воспитательной работы, которую мы не останавливали ни на один день, даже когда это было не модно. Меня укоряли: вот, вы опять проводите урок мужества. Зачем?

– Это в Туле-то, в городе-герое?!

– Да, представьте себе… Каждый год в вузе проходит праздник встречи поколений «Восхождение к истокам» и конкурс патриотической песни «Земля моих отцов – Отечество мое». Немаловажную роль в воспитательной работе играет студенческое самоуправление: создан студенческий совет, а в общежитии – полное самоуправление. У нас за него голова не болит.

– Во многих вузах общежития выходят из-под контроля в прямом и переносном смысле слова…

– У нас этого нет – мы даже подали заявку на участие в конкурсе на лучшее общежитие. Еще одна деталь. ТГПУ – вуз здорового образа жизни. Оглянитесь вокруг: на территории университетского городка вы не найдете ни одного курящего. Мы были инициаторами создания Ассоциации вузов некурящих студентов. В университете работают два центра: здоровьесберегающих технологий и социально-психологической помощи студентам. Зимние каникулы наши ребята проводят под девизом «Бросай курить – вставай на лыжи» в лагере «Алексин Бор», а летом туристы из клуба «Искатель» отправляются в странствия по родной земле, привозя домой замечательные фотографии для фотовыставки… О воспитательной работе я могу говорить очень долго, но пора переходить к другому не менее важному направлению – научным школам. Конек университетской научной школы по математике – теория чисел. В 2006 году у нас проводилась Международная конференция «Современные проблемы математики и информатики». В области химии мы сотрудничаем с Исследовательским институтом химического разнообразия, специализирующимся на синтезе веществ для лекарственных препаратов, и с фирмой «Фенил», которые дают нам заказы. В университете работает химическая лаборатория, где эти заказы выполняются. Планируем открыть химический центр, но, правда, для этого необходимо соблюсти ряд формальностей: СЭС, пожарные, служба по контролю за оборотом наркотиков зорко следят за тем, чем мы занимаемся.

– Вам не кажется, что вы уже переросли статус педвуза?

– Кажется. Ломаем голову над тем, как назваться, но никак не придумаем – жаль терять семидесятилетний педагогический бренд. Как бы то ни было, а очередную аттестацию в декабре будем проходить под старым названием.

– Волнуетесь?

– Нисколько. С нетерпением ждем внешнюю экспертизу – хотим похвастаться. Университетской базой тестов, например. Мы начали создавать ее 5 лет назад, и сегодня в ней уже 44 тысячи заданий по 800 дисциплинам.

– Как вы готовите будущих студентов?

– При университете открыт лицей гуманитарного и естественно-математического профиля для учеников 10-11-х классов. Мы хотели создать элитное образовательное учреждение. Учитывая, что за 11 лет своего существования лицей выпустил 93 медалиста, нам это удалось.

– Надежда Анатольевна, многие вузы, шагая в ногу со временем, считают долгом ежегодно выбирать свою Мисс. В ТГПУ это принято?

– Есть такая традиция, но только не Мисс, а Красу Ненаглядную. Именно так называется наш университетский конкурс.

Тула

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте