Тема урока чтения – «Знакомство со сказкой «Лиса и журавль»; тема урока развития речи – «Дикие животные».
Интегрированный урок в 3-м классе составлен по программе 1-4-х классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, автор учебника чтения для 3-го класса – З.Н. Смирнова.Коррекционно-образовательные задачи:- ознакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль»;- развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения;- развивать навык выразительного чтения по ролям;- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям, стремление делать добрые дела;- закрепить в речи детей обобщающее понятие дикие животные;- уточнить предметный словарь (лиса, лисята, нора, мыши, заяц и другие) и словарь признаков (рыжая, хитрая, осторожная, пушистый и другие) по теме «Дикие животные. Лиса». Коррекционно-развивающие задачи: развивать речевое дыхание, просодическую сторону речи, мелкую моторику, зрительное и слуховое внимание, мыслительные и психические процессы. Коррекционно-воспитательные задачи: формировать интерес и бережное отношение к живой природе, доброжелательность, инициативу, ответственность, навыки сотрудничества, уважительное отношение в общении.Оборудование: иллюстрации к сказке «Лиса и журавль», карточки с заданиями, пословицами, словари.Ход урокаI. Организационный момент Психологический настрой на урок. Учитель: В природе есть солнце. Оно светит и греет всем. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь к себе, близким, к природе. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир на Земле. Направляем лучики с добром, радостью и здоровьем. Звездочка в вашем сердце стала большой, как солнце. Оно несет тепло, доброе отношение друг к другу, уважение в общении. II. Актуализация знаний о признаках весныУчитель: Сегодня я спешила к вам на урок под своим волшебным зонтом (учитель раскрывает зонт), а волшебный он потому, что только под ним замечают все необычное и удивительное. Я обратила внимание, что дни становятся длиннее и солнце светит ярче.Затем учитель предлагает детям раскрыть волшебный зонт и назвать изменения в природе.Учитель:Снег теперь уже не тот:Потемнел он в поле.На озерах треснул лед,Будто раскололи.Облака бегут быстрей,Небо стало выше,Зачирикал воробейВесело на крыше.Почему воробей весело зачирикал? (Он рад приходу весны.)Ребята, не только птицы радуются приходу весны, но и люди, растения и другие животные.III. ЦелеполаганиеУчитель: Сегодня я приглашаю вас на телепередачу «В мире живого и интересного». Определите героя нашей телепередачи. На мультимедийном экране слово «ЛЕСА».Учитель: Если в этом слове изменить гласную, то оно превратится в название животного, которое и будет героем нашей телепередачи. На экране перед вами это удивительное животное (лиса).Что хотите узнать о лисе на нашей передаче?В этом вам помогут слова в начале предложений. Как…? Где…? Чем…? Какой? Какая…?Сегодня на уроке чтения и развития речи мы поговорим о лисе, узнаем, чем она питается, где живет и многое интересное из ее жизни. В этом нам поможет русская народная сказка «Лиса и журавль». Работать будем под девизом: «Учусь красиво говорить, фантазировать, творить!».А в программе «В мире живого и интересного» нас ждут следующие рубрики: «Страничка объявлений», «Литературная страничка», «Этот удивительный мир», «В гостях у Совы». А вот и она сама. (Учитель выставляет фигурку Совы.) Будет Совушка сегодня моей помощницей.Как вы думаете, почему именно ее я выбрала?Ответы детей.Учитель. Конечно, она является символом мудрости и знаний. Существует поверье, что совы мудры и могут предсказывать важные события. Мудрость совы еще заключается и в том, что она умеет хранить молчание и имеет важный вид.IV. Артикуляционная гимнастикаЧтобы нам с вами красиво говорить, правильно читать, проведем гимнастику.1. Мимические упражненияСидит лисичка на пригорке, наблюдает за происходящим в лесу весной. А лисята смотрят на маму и повторяют все движения. (Упражнения на развитие эмоций – карточки.)2. Упражнения для губ и языка:- ловит лиса на язычок крупных насекомых (удерживать широкий язык на нижней губе, рот приоткрыт);- готовится лиса к охоте, точит зубки (покусывание кончика языка);- спряталась, притаилась, ждет добычу (убрать язык за нижние зубки);- побежала лиса к своим знакомым поздравить с приходом весны (мелкие движения языка вправо-влево за нижними зубами).3. Упражнение на дыханиеПошла лиса с лисятами в лес погулять. Идут, светит солнышко, дует легкий ветерок (тихо произнести с-с-с). Ветер стал усиливаться (с-с-с-с), вдруг подул сильный ветер (с-с-с-с). Пришлось им вернуться домой.Учитель: Мы с вами готовы красиво говорить, фантазировать, творить.V. Работа по теме урокаУчитель: Продолжаем работу. Прочитайте объявление в рубрике «Страничка объявлений»: «Внимание!!! Приглашаем всех зверей поучаствовать в конкурсе красоты «Мисс леса». Надо каждому зверю не только себя показать, но и о себе рассказать. Давайте поможем лисичке представить себя на конкурсе красоты «Мисс леса».Какими словами лиса может похвалиться перед друзьями своей красотой?Дети: Рыжая, золотистая, красивая, привлекательная, пушистая.Учитель: Какая должна быть лиса на охоте?Дети: Умная, хитрая, проворная, любопытная, осторожная, бесшумная, быстрая, ловкая.Представление лисы на конкурсе красоты. Учащиеся составляют рассказ о внешнем виде и повадках лисы.Учитель: Сейчас нас ждет рубрика «Литературная страничка».Знакомство со сказкой «Лиса и журавль».Учитель: Лиса – любимая героиня русских сказок, чья хитрость вошла в поговорку. Как в сказках называют лису?Дети: Лисичка-сестричка, кумушка, Патрикеевна, рыжая плутовка.Учитель: В чем же хитрость лисы? Прежде всего в умении уходить от погони, запутывая следы, резко меняя направление движения и сбивая с толку преследователя. Хитрость проявляется и в способах охоты. Может плутовка терпеливо ждать в засаде у кроличьей норы. Какие сказки о лисе вы знаете? (Ответы детей.) Сегодня мы познакомимся еще с одной лисой в сказке «Лиса и журавль». Послушайте внимательно сказку. Можно ли назвать лису и журавля друзьями? Почему?Чтение сказки учителем.Учитель: Понравилась вам сказка? Чем особенно?Какие чувства вы испытали к героям сказки?Какие слова вам непонятны?Ответы детей.Словарная работаПир – большой званый обед, обильное угощение.Потчевать – угощать.Не обессудь – не отнесись строго, не осуди.Несолоно хлебавши – ни с чем.Учитель: Какова лиса в сказке? Каков журавль в этой сказке?Дети: В сказке лиса хочет перехитрить журавля.Учитель: Удалось ли хитрой лисе осуществить свой план? Почему? Ответы детей. Ученики читают сказку самостоятельно.Учитель: Найдите в тексте пословицу. (Как аукнется, так и откликнется.) Как вы ее понимаете? Ответы детей.Учитель: К кому из наших героев можно отнести эти пословицы? Почему? 1. Каков гость, таково ему и угощение.2. На что и звать, коли нечего дать.3. Не потчуй меня тем, чего я не ем.Получился ли званый пир? Почему?Какой урок преподал журавль лисе?Почему лиса перестала дружить с журавлем?Была ли это настоящая дружба?Ответы детей. Чтение сказки по ролям.Учитель: Назовите персонажей сказки. Карандашом в тексте выделите их реплики. Перед словами автора поставьте букву А, перед словами лисы – Л, перед словами журавля – Ж. Несколько реплик выделяем вместе, далее дети выполняют самостоятельно.Учитель: Каким голосом нужно читать слова лисы? А журавля? Чему учит эта сказка?Ответы детей. Составление детьми своих сказок о лисе и журавле.Учитель: Я вам, ребята, предлагаю пофантазировать, побыть в роли сказочников. Придумайте такой конец сказки, чтобы лиса и журавль остались друзьями.Ответы детей.Учитель: Какую информацию о лисе вы извлекли из сказки «Лиса и журавль»? (О повадках.) Молодцы, вы проявили свою фантазию и творчество.А сейчас мы переходим к следующей рубрике – «В гостях у Совы». Игра называется «Совушка». Динамическая пауза.Рубрика «Этот удивительный мир!»Учитель: Ребята, Совушка приготовила для вас интересное задание, выполнять его будете в группах. В карточке галочкой отметьте название животного по способу питания. Если животное травоядное, впишите букву Т, если хищное – Х, если оно всеядное – букву В.Заяц – ? Тигр – ? Лиса – ?Лось – ? Волк – ? Учитель: К каким животным по способу питания вы отнесли лису?Ответы детей.Учитель: Лисы всеядны. Основу лисьего меню составляют грызуны, зайцы, птицы. С удовольствием Патрикеевна поедает ягоды, фрукты, ловит насекомых, собирает червей. Но чаще она питается мышами. Охота на них называется мышкованием. Другое задание мудрой Совы. Карточка. Определите жилище лисы с помощью стрелочки.Учитель: Как вы думаете, где живут лисы? Можете воспользоваться энциклопедией о животных.Ответы детей.Учитель: Лисы живут в норах. Норы они строят под корнями деревьев очень узкими, чтобы не пробрался незваный гость. Дом лиса может занять и чужой. Обнаружив барсучью нору, лисица применяет всю свою природную хитрость. Дождавшись, пока хозяин уйдет, она забирается к нему в нору и устраивает там «туалет». Вернувшись, чистюля барсук в ужасе принимается за уборку, но стоит еще раз отлучиться, как все повторяется, – приходится уступить жилье плутовке. Обустроив жилище по-своему, лисы обзаводятся потомством. Нечасто встретишь таких заботливых родителей, как лисы. Первое время мать не оставляет малышей ни на минуту, еду добывает отец, а потом и оба родителя трудятся, чтобы прокормить прожорливых лисят.Вы, наверное, давно заметили, что животные имеют хвосты. А нужны ли они им? Оказывается, это очень важная часть тела. Например, у бобра хвост – и руль, и сигнальное приспособление: при опасности он хлопает хвостом по воде, предупреждая других бобров. Кенгуру же прыгает при помощи своего огромного сильного хвоста. Как вы думаете, а зачем лисе хвост? Рассуждения детей.Учитель: А я заканчиваю рубрику «Этот удивительный мир». Предлагаю вам подумать и ответить на вопрос, что произойдет в природе, если исчезнут все лисы?Ответы детей.VI. Домашнее заданиеУчитель: Дома предлагаю нарисовать знаки, которые помогут сохранить этот удивительный живой мир. VII. РефлексияУчитель: Подошла к концу передача «В мире живого и интересного». Чем она вам понравилась?Что интересного вы унесли с урока?Ответы детей.Учитель: Вместе с Совушкой мы подведем итог урока, сочинив стихотворение о лисе.1-я строчка: тема урока (предмет) – лиса.2-я строчка: 2 признака предмета.3-я строчка: 3 действия предмета.4-я строчка: выразить свое отношение.Дети зачитывают получившиеся строчки.Ольга МЕРКУРЬЕВА, учитель начальных классов Киселевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида Пермского края, победитель XVII Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»
Комментарии