search
main
0

Мировоззрение в духе прав человека

В последнее время термин “гражданско-правовое образование и воспитание” употребляют в самом широком смысле, то есть рассматривают и как учебный предмет, и как межпредметную форму деятельности в рамках образовательного пространства, и как форму организации школьной жизни. Гражданско-правовое пространство включает обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом. И первый шаг на этом пути – осознание ребенком себя как личности, осознание им своих прав и обязанностей. Тема прав человека должна стать исходной для любого курса, посвященного изучению взаимоотношений человека, общества и государства, а также отношений граждан между собой.
“Гражданско-правовое образование” – новая рационально-критическая образовательная модель. Это комплекс знаний, направленных на развитие личности, правовой культуры и механизмов сотрудничества с государственными органами. Это система навыков, которые облегчают жизнь в социально-политическом окружении, выявляют рационально-критические противоречия, позволяют оценивать собственные действия и допускают толерантность по отношению к другим.
Цель гражданско-правового образования и воспитания – подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе.
В настоящее время в России выделяют пять моделей гражданско-правового образования и воспитания:
1) предметно-тематическая;
2) межпредметная (надпредметная);
3) институциональная;
4) проектная;
5) “домино”.
Предметно-тематическая модель является наиболее разработанной и реализуется в большинстве школ России. При использовании такой модели гражданско-правового образования главный акцент делается на изучении информации по конкретным темам и разделам дисциплин, программ, курсов, входящих в цикл “правовое образование”. Список их обширен:
Граждановедение.
Человек и общество.
Политика и право.
Введение в политологию.
Права человека.
Начала права.
Экономика и др.
Предметно-тематическая модель в целом базируется на возрастной вертикали гражданско-правовых знаний. Базисный учебный план общеобразовательных учебных учреждений предоставляет регионам и школам возможность оптимально использовать учебное время, отводимое на образовательную область “Обществознание”, и органично включать в содержание исторических и обществоведческих курсов материалы о правах ребенка. Элементы знаний о правах ребенка включены в обязательный минимум содержания программ по общественным дисциплинам в основной и полной средней школе.
Межпредметная (надпредметная) модель включает в себя совокупность всех педагогических приемов и методов, которые объединяются контекстуальным подходом в преподавании любых предметов, независимо от их содержания.
Основная идея заключается в том, чтобы не проецировать на ученика свои индивидуальные чаяния и надежды, этические установки, а дать возможность ученикам самостоятельно сделать выбор, предоставив им максимум информации.
Институциональная модель подразумевает наличие нескольких сценариев гражданского образования в рамках жизни школы и окружающего ее социума:
В школе моделируются элементы взрослой жизни (пример: школьное самоуправление).
Основные элементы школьной жизни (стиль обучения, характер оценивания и система организации, дифференциация обучения) приводятся в соответствие с демократическими ценностями.
Уклад школьной жизни, структура образовательного пространства выстраиваются таким образом, чтобы обеспечить реализацию первого и второго сценариев.
Гражданско-правовое образование не ограничивается рамками школьной жизни, а способствует превращению школы в центр общественных и культурных связей, установлению партнерских взаимоотношений с учреждениями культуры, образования, бизнеса своего района.
Другой путь развития данной модели – это создание правового пространства в школе (пример: научно-педагогическое объединение “Школа самоопределения” под руководством А. Тубельского). Основная идея данной модели – содержание образования не должно быть ограничено узкими рамками учебного предмета. Александр Тубельский первым в России создал школу, в которой школьный уклад является едва ли не главным в содержании образования.
Проектная модель. Наиболее сложным и многосторонним методом гражданского образования является проектная деятельность. Проекты представляют собой самостоятельные исследования учащимися различных проблем. Они могут быть коллективными, групповыми или индивидуальными. Результаты исследований представляются в классе или в школе. Проекты помогают ученикам увидеть связь между их школьными занятиями и внешним миром, учат самоорганизации и планированию своей деятельности, позволяют управлять процессом обучения наряду с учителем, учат представлять и публично защищать свое мнение. Все это способствует преодолению отчуждения учащихся от содержания гражданского образования.
Проектная деятельность имеет определенный алгоритм. Учитель:
подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
сталкивает противоречия практической деятельности;
излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);
побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты;
ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские).
Метод проектов подразумевает нахождение ребенком не только решения задачи, когда даны способ и сама проблема, не только нахождение способов решения задачи, когда дана проблема, но и нахождение самой проблемы, которую он хотел бы решить. Таким образом, можно выделить три ступени самостоятельности:
1) дается проблема и способ решения, ребенку остается только найти само решение;
2) дается проблема, но ребенку нужно найти способ ее решения;
3) ребенок выделяет проблему и сам находит решение (проектный метод).
Основой данной модели стал проект “Гражданин”. Министерство образования РФ, “Учительская газета”, Ассоциация “За гражданское образование” и Самарский региональный центр гражданского образования с 2001 года проводят Всероссийский конкурс социальных проектов “Я – гражданин России”.
В основу модели “Домино” положен принцип отбора сценариев школьной культуры, которые уже прошли апробацию в различных школах и показали хороший результат. Пример такого сценария – разработанный Ассоциацией “За гражданское образование” курс для старших классов средней школы под названием “Выборы в демократическом обществе”.
Основное условие внедрения программы гражданско-правового образования и воспитания в конкретной школе – выбор модели. Школа может выбрать ту модель гражданского образования, которая может быть успешно реализована именно в тех условиях, которые уже сложились в данном учебном учреждении, модель, основанную на одном или нескольких специальных предметах социально-гражданского и правового цикла. Это могут быть также и курсы как уже прошедшие апробацию в школах городов России, так и новые, разработанные и самими учителями данной школы.
Задача учителя – не добиться заучивания детьми основных прав, а сделать так, чтобы дети сами прочувствовали их идею, поняли, что права имеют непосредственное отношение к их жизни. То есть попробовать сформировать у учащихся мировоззрение в духе прав человека. Дети должны научиться осознавать ответственность, которая связана с правами, уважать права других людей, уметь разрешать конфликты в повседневной жизни.

Татьяна ВАЛИКОВА,
учитель истории финансово-экономического лицея
Пенза

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте