search
main
0

Мировая улыбка

Улыбнись жизни, и жизнь улыбнется тебе!

Профессию Наталья СКАЛОЗУБ, учитель начальных классов средней школы №68 города Хабаровска, не выбирала, призвание нашло ее само. Ее дедушка Семен Максимович Романов, ветеран Великой Отечественной войны, четверть века трудился военруком, мама Ирина Семеновна Галаджуни сейчас работает учителем математики и заместителем по воспитательной работе бок о бок с дочерью. Так что к разговорам о школьной жизни и разбору педагогических ситуаций Наталья привыкла с детства. Тем более к самостоятельности: учительские дети взрослеют быстрее. Ее не нужно было заставлять делать уроки, самой нравилось находить новое, исследовать неизвестное, чтобы потом делиться открытиями с другими. Став старше, ознакомилась с произведениями корифеев педагогики, и пришло четкое понимание: хочешь жить – учись! А какая профессия базируется на постоянном, непрекращающемся развитии, как не учительская?

Комфортная обстановка – основа инклюзивного образования

Размышления, впрочем, все же были: какую из педагогических специализаций выбрать? В 2002‑м Наталья Скалозуб поступила в Хабаровский педагогический колледж на специальность «учитель начальных классов». Увидев большие банты маленьких учениц и горящие глаза мальчишек с ранцами за плечами, услышав заливистый детский смех, поняла: это ее.
– Принято считать, что младшего школьника необходимо опекать со всех сторон, – говорит Наталья Васильевна. – А я считаю, что надо почаще отпускать его в свободное плавание, чтобы он мог потрогать и почувствовать этот мир со всех сторон. Это может проявляться совершенно разными способами: чтение книг, просмотр или прослушивание спектаклей, вычисления и исследования, общение со сверстниками, главное, чтобы учился принимать решения самостоятельно. При этом кому-то надо поваляться на полу на переменке, кому-то требуется пообщаться со мной в чате, кому-то интересно решать задачи на новой цифровой платформе, а кто-то очень ждет, что я после уроков посмотрю его коллекцию динозавриков. Убеждена, что все дети особенные, и моя задача – развивать способности каждого, учитывая индивидуальность.
Попав на работу в школу-интернат для слепых и слабовидящих, Наталья Скалозуб стала осваивать новые науки. За месяц изучила азбуку Брайля, без которой невозможно было общаться с учениками. Окончила кроме педагогического института курсы по тифлопедагогике, занимающейся методикой воспитания и обучения детей с нарушениями зрения. Штудировала литературу, изобрела и внедрила замену интерактивной доски – фланелеграф, основанный на тактильных ощущениях: ребенок может передвигать по полотну карточки, фигурки, цифры из ткани на липучке.
– К сожалению, я увидела, что дифференцированный подход, необходимый в работе с особенными детьми, применяется не всегда, – рассказывает педагог. – В коррекционный интернат попадают и дети с незначительными нарушениями, что не способствует их развитию. Поняла, что нужна инклюзия.
Из интерната в общеобразовательную школу №68, проводившую в качестве эксперимента работу по внедрению инклюзии, Наталья Васильевна ушла не одна. Позвала с собой Глеба Котина и его маму, которая была уверена, что сын должен учиться в обычной школе, с обычными детьми. Как правило, такие дети находятся на домашнем обучении, что инклюзией можно назвать с большой натяжкой. Идею учить слепого мальчика в обычном классе Наталья Васильевна вынашивала два года, и в 2017 году Глеб стал первым незрячим ребенком в России, который сел за парту общеобразовательной школы. Чтобы быть вместе со всеми, мальчик пошел в первый класс второй раз.
Легко не было: случались и слезы, и обиды, Глебу пришлось привыкать, что он такой же, как все. Учитель и друзья всегда готовы помочь, и никому уже не кажется странным, что один из учеников класса изучает картинки в учебнике пальцами, пишет металлическим грифелем вместо ручки. Многие из класса изучили азбуку Брайля и теперь могут спокойно общаться между собой. А Глеб занимается в двух театральных студиях, учится в музыкальной школе, тренируется в плавании, играет в экспериментальном детском театре.
Коллеги отнеслись к идее настоящей инклюзии, а не бумажной, с пониманием, практически в каждом классе есть особенный ребенок. Рядом долго находился детский сад комбинированного вида, в котором в одной группе занимались глухие, слабослышащие, здоровые. Дети становились учениками 68‑й школы,  и директор Светлана Филатова, сама дефектолог по образованию, старалась, чтобы в коллективе были психологи, логопеды, дефектологи.
– Реализуя инклюзивное образование, очень важно создать психологически комфортную среду для каждого. Но в одиночку ничего не получится, – говорит Наталья Васильевна. – В нашей школе есть команда педагогов и специалистов – коллектив, работающий в междисциплинарном сотрудничестве, проповедующий единые ценности, включенный в единую организационную модель и владеющий единой системой методов. Только совместное обсуждение трудностей ребенка, постановка общих целей, единый методологический подход дают возможность проведения комплексной психолого-педагогической работы по развитию детей с ОВЗ и коррекции выявленных проблем. Деятельность группы сопровождения направлена в первую очередь на изучение особенностей развития каждого конкретного учащегося, его особых образовательных потребностей. Мы с радостью принимаем в наши ряды молодых педагогов, хотим, чтобы они учились на нашем примере. Но обучать детей с особыми образовательными потребностями должны не просто энтузиасты своего дела, а педагоги, имеющие специальную подготовку. Только в этом случае инклюзивное образование даст положительные результаты.
Наталья Скалозуб активно занимается внедрением на территории Дальнего Востока нового образовательного стандарта, открывшего двери обычных школ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Разно­образить и адаптировать любой материал для каждого ей помогают цифровые технологии. Ведь, по ее мнению, современный ученик начальной школы – это цифровой ребенок, который активно использует гаджеты, но в школе это умение недостаточно востребовано.
– От развлечения к учению – для меня педагогическое кредо, – рассказывает Наталья Скалозуб. – Стремлюсь создать образовательное пространство, которое позволит развить у учащихся такие качества и умения, как медиаграмотность, умение мыслить и созидать, способность к решению нестандартных задач, готовность работать в команде. Чем раньше ребенок овладеет информационными средствами, тем выше будет капитал, который в будущем станет его инвестиционным активом, позволяющим успешно включиться в жизнь.
Использование цифровых инструментов расширяет возможности реализации основных принципов дидактики, начиная с золотого правила Яна Коменского – наглядность. Интерактивная доска Smartboard – главный помощник на уроках Натальи Васильевны, так она имеет возможность воздействовать не только на визуальную и слуховую, но и на кинестетическую систему восприятия, ориентируясь при этом на каждого ученика. Учит ребят использовать QR-коды, коды быстрого реагирования, основное достоинство которых – легкое распознавание и возможность закодировать большой объем информации. Дальнейшая задача – научить создавать такие коды самостоятельно.
Чтобы материал по содержанию и объему был посилен всем без исключения, строит индивидуальные траектории развития. Для Глеба, например, решила использовать электронную пишущую машинку Perkins smart Brailer, которая делает обучение письму на Брайле легким и увлекательным, выводит информацию на дисплей с обратной аудиосвязью. С помощью конструктора интерактивных заданий LearningApps создала свой банк учебных материалов, исходя из потребностей и возможностей каждого ученика. Он размещен на ее сайте, и дети могут выбирать задания по силам. Опрос всего класса проводит с помощью программы Plickers, основу которой составляют мобильное приложение, сайт и распечатанные карточки с QR-кодами. Ученики воспринимают такую диагностику как игру, но для учителя это эффективная обратная связь, позволяющая осуществлять непрерывный мониторинг качества знаний.
Опыт Скалозуб востребован и используется для работы со студентами в системе профобразования, разработки лекционных и практических занятий для учителей Хабаровского края. При этом она уверена, что цифровые технологии, как приборы, без учителя не работают.

– Настоящий педагог никогда не станет придатком к системе цифровых технологий, – говорит Наталья Васильевна. – Но их использование меняет роль самого учителя с транслятора знаний и опыта деятельности на организатора самостоятельного процесса познания учащимися. Главное, чтобы путь познания и открытия новых знаний был интересен для всех.
Хабаровск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте