Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Мир, в котором тебя любят. Стандарты качества для детских учреждений интернатного типа

Учительская газета, №22 от 27 мая 2003. Читать номер
Автор:

Трудности с адаптацией в обществе и трудоустройством, неспособность к самостоятельной жизни и созданию семьи, постоянная зависимость от органов социального обеспечения, высокий уровень алкоголизма, наркомании, преступности и самоубийств – все это лишь примеры проблем, с которыми сталкиваются многие выпускники детских учреждений интернатного типа. Всем учреждениям и организациям, занимающимся оказанием услуг детям и семьям, настоятельно рекомендуется разработать системы повышения и обеспечения качества.

В этом документе представлен один из путей определения и организации стандартов и показателей (критериев) их достижения. Цель документа – помочь федеральным, региональным и местным органам, которые, возможно, захотят поспособствовать работе по повышению качества в учреждениях, находящихся в их сфере ответственности. В значительной степени этот документ будет также полезным для отдельных учреждений, приступающих к разработке собственных систем обеспечения качества.

Назначение и функция

Стандарт: назначение и функция учреждения

Учреждение имеет письменное положение о своем назначении и функции, в котором описано, какие именно услуги оно предоставляет детям и как осуществляются попечение и уход.

Критерии

Положение о назначении включает описание философии и методов, применяемых в учреждении. Положение дает определение детей, для которых предназначено учреждение, и их потребностей, которые оно намерено и способно удовлетворить. В положении описаны услуги, предоставляемые детям, что находит точное отражение в рабочих методах, организации и оборудовании учреждения.

Положение о назначении содержит все правила, предусмотренные соответствующим законодательством и нормативными документами.

Информация представлена в форме, доступной детям в учреждении, органам, направляющим детей в учреждение, и другим соответствующим органам, персоналу и родителям. В случае основания учреждения, подлежащего лицензированию, положение подается в пакете с заявлением о выдаче лицензии.

Персонал принимает активное участие в подготовке, пересмотре и обновлении положения.

Орган, отвечающий за учреждение, утверждает положение о назначении и при необходимости вносит в него изменения.

В учреждении внедрены механизмы контроля за его функционированием в соответствии с заявленными целями и регулярного пересмотра положения.

Права детей

Стандарт: права детей, находящихся на попечении в учреждении

Учреждение способствует пониманию детьми своих прав и порядка обеспечения их соблюдения.

И персонал, и дети осознают, что каждый человек имеет права и обязанности по отношению к проживающим и работающим в учреждении.

Персонал предоставляет детям письменную и устную информацию об их правах, включая соответствующие акты законодательства и Конвенцию ООН о правах ребенка, способом, доступным для их понимания с учетом возраста.

Учреждение имеет хартию о правах или аналогичный документ, который определяет права и обязанности находящихся на попечении детей. Документ готовится с участием персонала и детей и регулярно пересматривается и обновляется.

Вопросы прав детей включаются в программу введения сотрудника в должность.

Стандарт: учет мнения детей и их семей

При принятии ключевых решений, которые могут затронуть повседневную жизнь и повлиять на будущее детей, выясняется мнение детей, их семей или других важных лиц.

Руководство и персонал советуются с детьми и их семьями по поводу решений в отношении отдельного ребенка и относительно планов на будущее учреждения, которые затрагивают проживающих в нем детей.

В учреждении внедрены механизмы учета мнения детей и, когда это уместно, членов их семей, как, например, письменные соглашения, личные собеседования, собрания работников, собрания детей и т.п.

Взгляды, обсуждения и выраженные мнения по значительным вопросам безотлагательно записываются, и точность записи подтверждается детьми, их семьями или другими важными лицами.

Персонал принимает во внимание религиозные, расовые, культурные и языковые особенности детей и их семей и знает, в каких случаях необходимы рекомендации и помощь по этим вопросам.

Персоналу учреждения доступна методологическая помощь, включая, когда это необходимо, обучение по вопросам практики выяснения учета мнения детей, их семей и других важных лиц.

В случае, если консультация с семьей ребенка является нецелесообразной, персонал объясняет ребенку причину и советуется, когда это уместно, с другими важными лицами.

Стандарт: личная жизнь и конфиденциальность

Учреждение и персонал уважают право ребенка на личную жизнь и конфиденциальность в той мере, в какой это согласуется с надлежащим выполнением учреждением родительских функций и является целесообразным с точки зрения защиты ребенка.

Право и потребность детей в личной жизни учтены в обустройстве, планировке и практической организации учреждения, а также отражены в его кодексе поведения.

Персонал уважает личную жизнь детей и спрашивает разрешения, прежде чем вмешиваться в нее. Персонал щепетилен в вопросах пола, особенно имея дело с детьми противоположного пола. Уважение к личной жизни детей распространяется и на посетителей учреждения, например, относительно входа в комнаты детей.

В учреждении есть комната, где дети могут уединиться со своими родителями и другими важными лицами.

Учреждение обеспечивает наличие телефона, по которому дети могут приватно звонить и отвечать на звонки, не обращаясь к персоналу. Учреждение также предоставляет информацию о службах, с которыми дети могут пожелать проконсультироваться конфиденциально.

Стандарт: жалобы

Дети знают, как пожаловаться, если они не удовлетворены какой-либо стороной жизни в учреждении, и знают, что к любой жалобе отнесутся со всей серьезностью и без промедления.

Учреждение имеет письменные правила и методическое пособие по жалобам.

Детям и, когда это уместно, их семьям и другим важным лицам предоставляют информацию о том, как пожаловаться. Порядок подачи жалоб разъясняется детям по их прибытии в учреждение и неоднократно во время их пребывания в нем.

Дети имеют право на адвоката для оказания им помощи в подаче жалобы.

Если, по мнению персонала, у ребенка есть причины пожаловаться, ему напоминают об этом праве и, если он пожелает, помогают подать жалобу.

Жалобы детей воспринимаются со всей серьезностью. Право детей на жалобу не несет в себе какой-либо угрозы персоналу или освобождения от выполнения своих функций. Дети никогда не наказываются за жалобу.

Безопасность детей

Стандарт: безопасность и защита детей

Детям обеспечивается безопасная обстановка, в которой они защищены от причинения им вреда или угрозы причинения вреда и от всех форм злоупотреблений.

Существует методическое пособие для персонала по вопросам защиты детей и сведения к минимуму риска злоупотреблений во время проживания ребенка в учреждении. Эти вопросы включают в себя, например, наблюдение за контактами между детьми, надзор за детьми, надзор за поведением персонала в отношении детей и конфиденциальность.

Существуют четкие правила и процедуры разбирательства по поводу утверждений о злоупотреблении в отношении ребенка со стороны персонала, других проживающих в учреждении детей, посетителей, членов семьи ребенка или любого лица вне учреждения. Упомянутые правила и процедуры учреждения согласуются с правилами и процедурами соответствующего органа охраны детства и утверждаются.

Все лица, работающие в учреждении, включая вспомогательный персонал, знают о действиях, которые следует предпринять, если они заметили или им сообщили о возможных фактах злоупотребления в отношении ребенка. Такие действия включают немедленную защиту ребенка, регистрацию факта злоупотребления и уведомление о нем. Действия, которые следует предпринять, также сообщаются и разъясняются детям, их семьям и друзьям, которые имеют регулярные контакты с учреждением.

Учреждение обеспечивает обучение всего персонала распознаванию жестокого обращения с ребенком, обнаружению фактов сексуального злоупотребления, порядку сообщения о предполагаемых фактах злоупотребления. Такое обучение включается в программы введения в должность новых сотрудников и проводится для персонала на регулярной основе.

Стандарт: уведомление

Руководство учреждения уведомляет соответствующие органы о всех значительных происшествиях, касающихся защиты детей.

В учреждении разработаны механизмы оповещения соответствующих лиц и органов об особых происшествиях, таких, как смерть ребенка, ненадлежащее поведение сотрудника, серьезное заболевание или несчастный случай с ребенком, вспышка в учреждении инфекционного заболевания, подлежащего обязательной регистрации, и любой серьезный инцидент в учреждении, потребовавший вызова в учреждение полиции, независимо от того, было ли в результате инцидента нанесено телесное повреждение ребенку.

В консультации с органом, направившим ребенка в учреждение, персонал принимает меры для обеспечения незамедлительного информирования родителей о любых серьезных инцидентах, связанных с их ребенком, включая обвинение ребенка в совершении правонарушения.

Вслед за уведомлением об инциденте директор учреждения созывает собрание с участием представителей органа, направившего ребенка в учреждение, и других лиц, причастных к выполнению плана попечения и ухода за ребенком, для обсуждения предлагаемых действий.

Стандарт: самовольная отлучка ребенка из учреждения

Учреждение имеет четкие правила и методические рекомендации по защите детей, находящихся в самовольной отлучке.

В учреждении существует письменно оформленный порядок действий, которые следует предпринять в случае самовольной отлучки ребенка. Этот порядок доводится до ведома персонала, детей и их семей.

Персонал принимает соответствующие меры для получения информации о местонахождении отсутствующего ребенка и старается обеспечить его безопасность и благополучие.

Директор учреждения располагает системой мониторинга самовольных отлучек детей из учреждения.

В учреждении разработаны позитивные стратегии принятия ребенка, вернувшегося после самовольной отлучки, нацеленные на поощрение его к тому, чтобы оставаться в учреждении.

Учреждение поддерживает регулярные контакты со школами с целью контроля посещаемости.

Качество ухода и воспитания

Стандарт: процесс приема

Мероприятия по помещению ребенка в учреждение планируются и, где это уместно, согласовываются с ребенком. При этом проявляется чуткость и забота.

Учреждение совместно с органом, направляющим ребенка в учреждение, прилагает разумные усилия для получения всей необходимой информации заблаговременно, а в экстренных случаях – во время приема ребенка в учреждение. Это включает в себя получение всех предусмотренных правилами документов и проведение предварительной оценки потребностей ребенка.

И ребенок, и его родители, и учреждение готовы к помещению ребенка в учреждение, насколько это возможно (за исключением экстренных случаев). Существует порядок представления ребенку учреждения, персонала и проживающих в учреждении детей.

По возможности организуется встреча с родителями у них дома или в другом удобном для них месте для установления позитивных отношений с родителями, выяснения ситуации, в которой они живут, и предоставления им информации об учреждении.

Где это уместно, детям и их семьям предоставляется возможность посещения учреждения до помещения в него ребенка. Дети и родители посещают учреждение вместе или раздельно, в зависимости от того, одобряют ли родители помещение ребенка в учреждение и согласны ли с его необходимостью.

Детям предлагают взять с собой вещи, которыми они дорожат. Такое желание поощряется, и уделяется должное внимание обеспечению надежного хранения этих вещей.

Стандарт: обстановка и отношения в процессе попечения и ухода за ребенком

Детям обеспечивается уход и воспитание в соответствии с индивидуальными потребностями каждого ребенка и оказывается содействие в их разностороннем и гармоничном развитии.

Попечение и уход за ребенком осуществляются с уважением к его душевному состоянию, достоинству и индивидуальности.

Удовлетворение индивидуальных потребностей ребенка осуществляется так, чтобы развить в нем самоуважение и поощрить к достижению успехов, учитывая его пол, возраст, способности и состояние здоровья. Индивидуальное внимание и поддержка, целенаправленное и спланированное воспитание и уход нацелены на то, чтобы помочь ребенку открыть в себе собственные ресурсы и развить их, поддержать его развитие на пути к самостоятельности.

Учреждение принимает четкие и позитивные меры по обеспечению для детей возможности соблюдения и сохранения их религиозных, расовых, культурных и языковых идентичности и традиций.

Количество детей в группе и количество воспитателей должны обеспечивать индивидуальный уход и воспитание каждого ребенка.

Директором четко установлена ответственность каждого отдельного сотрудника за конкретных детей с целью обеспечения удовлетворения индивидуальных потребностей детей и непрерывности ухода.

Персонал создает позитивный климат и атмосферу участия, взаимодействует с детьми в теплой и дружеской манере. Персонал устанавливает с детьми эмоционально-доверительные отношения, дающие возможность чутко отзываться на потребности каждого ребенка, так, чтобы передать чувство уважения к каждому ребенку. Персонал не обращается к детям как единой группе, а проявляет понимание существующих различий между детьми.

В учреждении существует систематическая стратегия воспитания детей в духе принятия и поддержки детей с дополнительными потребностями. Насколько это возможно, таких детей интегрируют в программу для всех детей и удовлетворяют их дополнительные потребности как часть повседневной программы.

Любые случаи дискриминации признаются злоупотреблением, серьезно и последовательно разбираются руководством и персоналом как между собой, так и с детьми. Персонал оказывает помощь и поддержку детям, которые могут испытывать дискриминацию или предвзятое отношение, будь то в учреждении или общине.

Стандарт: поддержание отношений

Учреждение поощряет детей и оказывает им помощь в поддержании контактов с родителями, семьей и другими важными лицами.

Компетентный орган обеспечивает персонал письменным руководством, разъясняющим права детей, родителей и других лиц на поддержание контактов.

Контакты ребенка с родителями ограничиваются персоналом только на основании приказа суда или при наличии оснований полагать, что поведение родителя может угрожать причинением серьезного вреда ребенку либо другим детям в учреждении. Ограничение контактов имеет место лишь по консультации с органом, направившим ребенка в учреждение, за исключением случаев, когда ребенок непосредственно находится под угрозой причинения серьезного вреда. Ограничение посещений родителей или общения ребенка с родителями, семьей, друзьями и важными профессионалами никогда не применяется в качестве дисциплинарной меры.

Учреждение обеспечивает надлежащие условия для посещения родителями, родственниками или другими важными лицами. Если это уместно, принимаются меры по созданию возможностей для уединения и поддержки детей и их семей. Надзор за посещениями ребенка осуществляется персоналом только тогда, когда это необходимо для гарантирования безопасности ребенка, если это оговорено в плане попечения и ухода или если об этом просит сам ребенок.

В учреждении существуют правила и методическое пособие о том, как поступать в случае, когда ребенок отказывается видеть посетителя или когда посетителю отказано в доступе в учреждение. Если ребенок упорно отказывается контактировать с родителями или такие контакты, по мнению персонала, причиняют ребенку страдания и наносят вред его благополучию, персонал сообщает об этом органу, направившему ребенка в учреждение.

Стандарт: уход, воспитание и контроль

Реакцией на неприемлемое поведение ребенка является принятие дисциплинарных мер, одобренных компетентным органом в соответствии с применимыми нормами.

В учреждении существуют четко выписанные правила, процедуры и методическое пособие для персонала по мерам контроля, дозволенным дисциплинарным мерам и мерам поощрения детей за примерное поведение. Эти правила утверждаются надлежащим органом. И персонал, и дети ясно понимают, какого поведения они ожидают друг от друга, и это обсуждается проживающими и работающими в учреждении.

Ребенок, персонал и другие важные взрослые информированы о том, каким образом учреждение собирается реагировать на опасное поведение, о применяемых дисциплинарных мерах и о том, как они соотносятся с неприемлемым поведением.

Применяемые учреждением меры контроля разъясняются органу, направляющему ребенка, ребенку и родителям/опекунам до помещения ребенка в учреждение, а в экстренных случаях – в момент его приема.

Персонал способен установить безопасные, логически последовательные и понятные границы приемлемого поведения детей и поддерживать соблюдение этих границ.

Меры контроля основаны на установлении позитивных отношений с детьми и предназначены для оказания помощи ребенку, а не его наказания. Такие меры являются справедливыми, последовательно применяются и поощряют к исправлению и восстановлению первоначального положения. Любые меры, принятые в ответ на неприемлемое поведение, относятся к совершенному проступку, являются разумно необходимыми, принимаются по времени как можно ближе к моменту совершения проступка и соответствуют возрасту, интеллектуальному уровню и индивидуальным потребностям ребенка. Физическое пресечение применяется только с целью защиты ребенка или других людей от непосредственного причинения телесного повреждения.

Учет всех принятых дисциплинарных мер ведется в специально предназначенном для этого журнале, который содержит перечень дозволенных дисциплинарных мер и последствий. Запись в журнале включает имя ребенка, подробности неприемлемого поведения, характер дисциплинарных мер, имена присутствующих сотрудников, подпись лица, уполномоченного компетентным органом. Записи о принятых по отношению к ребенку дисциплинарных мерах и мерах пресечения также хранятся в его личном деле.

Журнал учета дисциплинарных мер регулярно просматривается руководством учреждения, и их замечания относительно справедливости дисциплинарных мер или применения мер пресечения и действий, которые следует предпринять, записываются в журнал. За принятием дисциплинарных мер и мер пресечения также следят соответствующие органы.

Стандарт: образование

Учреждение активно способствует образованию детей – ценному самому по себе и как часть подготовки детей к взрослой жизни.

Дети имеют доступ к образованию, и в этом отношении проживание вне своей семьи не ставит их в невыгодное положение. При любой возможности принимаются меры к тому, чтобы дети продолжали посещать свои школы или вернулись в них. В случаях, когда дети имеют особые образовательные потребности, им обеспечивают соответствующее образование и образовательную поддержку.

В контексте плана попечения и ухода за ребенком родителей поощряют к проявлению интереса и участию в образовании ребенка. Когда собственные родители ребенка не могут выполнять функции заинтересованных и поддерживающих родителей, эту роль принимает на себя персонал.

Личное дело каждого ребенка содержит историю его образования, включая подробности об успехах, конкретных достижениях и образовательных потребностях. Табели успеваемости также подшиваются к личному делу ребенка. Персонал знаком с историями образования и образовательными потребностями детей в учреждении.

Персонал способствует, поддерживает и поощряет в детях стремление к получению дальнейшего образования в высшей или профессиональной школе и к трудоустройству. Персонал поддерживает хорошие связи со службами занятости и работодателями, имеет последнюю информацию о возможностях трудоустройства, порядке регистрации в службе занятости и обращения за пособием.

Учреждение приобретает для каждого ребенка необходимое учебное оборудование, книги и принадлежности, оплачивает школьное питание, экскурсии, мероприятия и т.п. Учреждение располагает соответствующей подборкой книг, материалов для чтения и учебных пособий. Дети поощряются к пользованию библиотеками.

Детям обеспечиваются надлежащие условия для учебы и приготовления домашних заданий, что активно поощряется и поддерживается.

Учреждение соответствующим образом организовывает проезд детей в школу и обратно. При необходимости обеспечивается сопровождение детей в соответствии с возрастом и потребностями ребенка.

Стандарт: охрана здоровья

Учреждение активно способствует охране здоровья каждого ребенка.

Дети обеспечиваются полезной и питательной пищей в надлежащих количествах и с учетом их потребностей и пожеланий.

Учреждение имеет письменные правила, процедуры и методическое пособие для оперативного персонала по вопросам охраны здоровья детей. Это включает обеспечение информации о здоровом образе жизни, обеспечение непрерывности лечения детей, ответственность персонала за повседневные мероприятия по охране здоровья и санитарному просвещению, а также вопросы конфиденциальности. Детям в учреждении обеспечивается доступность программ санитарного просвещения.

Учреждение прилагает разумные усилия для получения и регистрации как можно более четкой, полной и последовательной медицинской информации о каждом ребенке за как можно более длительный период.

Периодичность медицинских осмотров и выписки заключения о состоянии здоровья отвечают нормативным требованиям, включая оценку перед поступлением ребенка в учреждение или как можно раньше после этого. Учреждение организует для ребенка необходимое обследование и лечение у терапевта, стоматолога и окулиста.

Персонал принимает активное участие в мониторинге состояния здоровья детей в учреждении и содействии сохранению детьми своего здоровья. Обеспечивается обучение персонала по вопросам охраны здоровья детей, за которыми они ухаживают, и оказанию первой помощи.

Одному из сотрудников учреждения вменяется в обязанность ведение истории болезни и контроль за показателями состояния здоровья отдельного ребенка в течение его пребывания в учреждении.

В учреждении есть четкие правила, отображающие методы поддержки, совета и контроля для удержания детей от курения и злоупотребления алкоголем, наркотиками и растворителями и информирования их об опасности для здоровья этих привычек. Персоналу запрещено курить или употреблять алкоголь в служебное время, особенно в присутствии детей.

Стандарт: досуг

Дети имеют широкие возможности для содержательного досуга и развлечений как в учреждении, так и в местной общине.

Детей поощряют к участию в мероприятиях, которые учитывают их возраст и наклонности, культуру, религию, способности и состояние здоровья. Участие в таких мероприятиях не отменяется и не предотвращается, если только для этого не имеются веские причины, которые полностью фиксируются.

Существует надлежащий баланс свободного и контролируемого времени в структуре дня. Расписание планируется с учетом потребностей, способностей и интересов детей. Расписание не является жестким и позволяет вносить изменения в случае непредвиденных перемен в обстоятельствах или для учета индивидуальных потребностей и способностей. Детям обеспечивается возможность играть самостоятельно или в небольших группах по их выбору. Иногда детям позволяют не делать ничего конкретного, однако у них всегда есть на выбор ряд альтернатив.

Отмечаются дни рождения, именины, культурные и религиозные праздники, и дети принимают участие в подготовке этих мероприятий вместе с персоналом.

Поездки на развлекательные или познавательные мероприятия поощряются и/или организовываются персоналом. Транспорт, используемый для этой цели учреждением, не несет на себе никаких обозначений, делающих его отличным от обычных автомобилей и автобусов, например эмблема, название организации, обозначение и т.п., что могло бы вызвать в детях ощущение неловкости.

Стандарт: питание и приготовление пищи

Дети обеспечиваются питанием в достаточном количестве, еда надлежащим образом приготовлена с учетом их потребностей и пожеланий. Кроме того, дети имеют возможность покупать продукты и готовить самостоятельно.

Учреждение располагает соответствующим и достаточным оборудованием, применяемым в сфере общественного питания; холодильно-морозильное оборудование и оборудование для хранения продуктов питания отвечает установленным требованиям. Помещение и оборудование кухни отвечает установленным требованиям гигиены питания, требованиям здравоохранения в аспекте окружающей среды и нормам охраны труда.

Детей никогда не лишают пищи в качестве дисциплинарной меры и не заставляют есть. Не нарушается обычная процедура принятия пищи из-за поведения ребенка или под предлогом того, что он подвергает опасности себя или других.

Стандарт: внешний вид, одежда, личные деньги

Дети адекватно обеспечиваются на индивидуальной основе и поощряются к тому, чтобы проявлять собственные предпочтения в выборе одежды и личных необходимых вещей.

Дети хорошо и адекватно одеты с учетом современной моды и стиля. Дети обеспечиваются одеждой индивидуально и не пользуются ей совместно.

Дети имеют возможность покупать туалетные принадлежности, косметику, средства ухода за кожей и волосами и гигиенические средства из обычного ассортимента таких товаров, в отношении которых они могут проявлять собственные предпочтения и держать их исключительно для собственного пользования.

Дети знают, на какие суммы личных денег они имеют право, для чего они предназначены и каков порядок их получения. Дети могут делать спонтанные покупки за счет своих карманных денег. Хотя их наставляют, они способны делать собственный выбор в отношении одежды и внешнего вида.

Детей поощряют к самостоятельному ведению своих финансовых дел, помогая им с составлением бюджета, открытием сберегательного счета, производством покупок, при наставлениях и обучении со стороны персонала.

Стандарт: подготовка к самостоятельной жизни, поддержка и помощь по окончании пребывания ребенка в учреждении

Детям обеспечиваются уход и воспитание, подготавливающее их к самостоятельной жизни, и поддержка по окончании пребывания в учреждении.

Содействие развитию детей в самостоятельных людей является неотъемлемым элементом воспитания в учреждении. С учетом возраста ребенка учреждение помогает и делает возможным приобретение практических навыков и знаний, необходимых в повседневной жизни, развивает знания и умение вести свои финансовые дела и готовит к будущей трудовой жизни – путем либо продолжения образования, либо трудоустройства с полным или неполным рабочим днем. По мере взросления ребенка ему передают все больше ответственности по всем касающимся его вопросам.

Существует ясный план работы с детьми, которые вскоре должны покинуть учреждение. План детализирует их подготовку к этому событию и мероприятия по их последующей поддержке. С детьми советуются и привлекают их ко всем обсуждениям и решениям относительно планов по их дальнейшей опеке и поддержке в учреждении и после того, как они его покинут.

Детям предлагают на выбор несколько вариантов их устройства в зависимости от ситуации, в которой находится конкретный ребенок, например полунезависимое или независимое проживание в квартире при учреждении или поблизости от него, проживание в данном населенном пункте с оказанием поддержки или независимо.

В тесном сотрудничестве с органами, направляющими детей в учреждение, персонал оказывает активную поддержку и помощь детям в оценке будущих образовательных программ или курсов или в поиске места работы.

Детям предоставляется информация об их правах на услуги и об источниках поддержки и помощи после того, как они покинут учреждение.

Принимается во внимание важность учреждения как одного из мест, к которому ребенок испытывает привязанность. Покинув учреждение, дети могут поддерживать контакты с учреждением, персоналом и друзьями. При необходимости оформляется соглашение между персоналом и ребенком о поддержании контактов и связанных с этим ожиданиях обеих сторон.

Москва

13 февраля 2002 г.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту