search
main
0

«Мир танков» под Москвой

Многим проезжающим из Москвы через Кубинку по шоссе на Смоленск наверняка бросается в глаза тяжелый танк, застывший на постаменте у обочины. «Мир танков» – гласит указатель у поворота рядом с ним. Те, кто последуют туда, куда приглашает он, и в самом деле окажутся в мире бронированных боевых машин – военно-историческом Музее (бронетанкового вооружения и техники) Министерства обороны России. Там находится крупнейшая в мире коллекция бронетехники.

В семи павильонах размещено 100 танков, от легчайших (3-5 т) до сверхтяжелых (180 т), 44 самоходные артиллерийские установки с калибрами орудий от 57 до 600 мм, а также бронеавтомобили, боевые машины пехоты и десанта, бронетранспортеры и другая техника. Всего в музее представлено около трехсот образцов бронетанкового вооружения и техники более чем десятка стран.

Собирание этой уникальной коллекции бронированной боевой техники началось в первой половине 30-х гг., когда на расположенном в подмосковной Кубинке полигоне проходили испытания машины первого поколения отечественных танков – Т-26, БТ и других, впоследствии составивших бронированный щит страны. В 1938 г. по инициативе Главного маршала бронетанковых войск А.Х. Бабаджаняна и генерал-майора Г.В. Якубчика при полигоне решили создать музей. Из первых экспонатов до настоящего времени «дожили» только три.

Впрочем, до 1971 г. музея в общепринятом понимании этого слова не существовало. Вся техника после испытаний в отдельных подразделениях полигона использовалась для научно-практической деятельности. В 1972 г. за три месяца силами личного состава полигона при участии военнослужащих Кантемировской и Белорусской дивизий были построены ангары для техники, проложены дорожки.

Открытие Музея состоялось в День танкистов 10 сентября 1972 г. спустя 34 года после начала его создания. Тогда это был Музей бронетанковой техники при войсковой части, поэтому вход сюда для широкой публики был закрыт. Только в 1994 г. музей стал самостоятельной организационно-штатной единицей. Теперь в нем могут побывать все желающие. Только иностранным гражданам необходимо соблюсти ряд формальностей. Тем не менее, за прошлый год музей посетили 535 иностранных гостей.

Большой популярностью музей пользуется не только у иностранцев. Частые гости подмосковной «танковой сокровищницы» – делегации ветеранов, сотрудники различных предприятий и организаций, учащиеся. Вообще в последнее время отмечается рост посещаемости: люди проявляют больше интереса к музею и вообще к военной истории.

Чтобы ознакомиться со всей экспозицией нужно порядка двух часов. Она открывает посетителям интереснейшие страницы истории отечественного и зарубежного танкостроения. Грозные машины очаровывают своей суровой красотой.

Самый большой раздел посвящен бронетанковой технике, построенной в нашей стране. Он насчитывает более 150 экспонатов, среди которых представлены как серийные, так и опытные образцы, а также машины, не состоявшие на вооружении и не применявшиеся в боях, образцы конверсионной продукции. Там находится макет первенца советского танкостроения – танка типа М, который первым вышел из ворот Сормовского завода 31 августа 1920 г. и был назван «Борец за свободу тов. Ленин». По своим тактико-техническим характеристикам он не уступал прототипу – французскому танку «Рено ФТ 17».

Танки семейства БТ – те самые, о которых поется в песне: «Броня крепка, и танки наши быстры…»; Т-26, легкий плавающий Т-37 составляют коллекцию довоенного времени. Бронированные машины того периода разрабатывались путем изучения опыта проектирования лучших английских и американских образцов. Разрабатывалась также отечественная концепция развития танкостроения на основе проектирования, изготовления и испытаний многих экспериментальных образцов танков собственной конструкции.

Приковывают к себе внимание легендарный Т-34, по признанию как друзей, так и врагов, лучший танк Второй мировой войны; тяжелые КВ и ИС-2, самоходная артиллерийская установка ИСУ-152 («Зверобой») и многие другие машины, которые вынесли всю тяжесть боев Великой Отечественной. Бронированные машины военного времени продемонстрировали всему миру преимущества отечественной школы танкостроения.

Танки послевоенного времени разработаны на базе накопленного за годы войны научно-технического задела по опытным боевым машинам, их системам, узлам с учетом критического анализа боевых свойств отечественных танков второго поколения, а также машин наших противников и союзников. Нашей стране тогда нужны были танки, предназначенные для ведения боевых действий в условиях применения мощных противотанковых средств. И в них недостатка не было. В экспозиции застыл внушительный строй этих известных всему миру по локальным конфликтам советских танков Т-54, Т-55, Т-62 и Т-72. Последний подтвердил статус одного из лучших танков и почти четверть века состоит на вооружении в армиях многих стран мира.

Из зарубежной техники самая крупная коллекция германская, представлены машины разных лет и других наших противников и союзников во Второй мировой.

В музее можно увидеть и уникальные образцы бронетанковой техники. Одни были выпущены в единственном экземпляре – смелые идеи, воплощенные в металле, но оказавшиеся не к месту и не ко времени. Это самоходный минный трал, под тяжестью которого просел и потрескался бетонный пол павильона, словно взятый из фантастического романа «шар-танк», разработанные немцами. А неподалеку опытные образцы наших конструкторов, так и не ставшие серийными. Другие – последние уцелевшие серийные экземпляры. Например тяжелый пятибашенный танк Т-35, предназначавшийся для прорыва сильно укрепленных линий обороны противника. Или мортира «Карл» с калибром ствола 600 мм. Огонь таких орудий испытали на себе Брестская крепость и Севастополь.

Еще один гигант даже не входит полностью в объектив фотоаппарата. 180-ти тонный сверхтяжелый фашистский танк «Маус» («Мышонок»), массу которого не выдерживали автомобильные мосты. Было изготовлено два опытных образца, которые взорвали сами немцы при подходе наших войск к полигону, где проходили испытания. Из уцелевших деталей собрали один танк с вооружением, но без соответствующей «начинки». По некоторым источникам, к нам его везли на девяти платформах – целый эшелон. Сопровождавший «Маус» старший лейтенант с каждой крупной станции делал доклад лично маршалу Жукову. По другим – «Маус» вывозили из Германии водным путем. Так или иначе, танк доставили на полигон в Кубинке, где проверили на прочность, обстреляв его.

Источники музейных поступлений разнообразны. Часть танков была закуплена Советским Союзом за рубежом в период становления отечественного танкостроения и сохранилась до настоящего времени, часть поступила из США и Великобритании по ленд-лизу во время Второй мировой войны. Значительное количество военной техники является трофеями нашей армии, захваченными во время Гражданской и Второй мировой войн. Некоторые образцы были переданы странами «третьего мира», участниками локальных войн ХХ века – в Корее, Вьетнаме, на Кубе, Ближнем и Среднем Востоке. Есть машины, которые подарены энтузиастами, ведущими поисковую работу, а также получены по обмену с другими музеями, в том числе и зарубежными. А года четыре назад два экземпляра подарили шведы, недовольные отсутствием в крупнейшем музее мира техники, произведенной в их стране.

Вообще, у каждого экспоната музея есть своя уникальная история, которую сейчас, к сожалению, не всегда возможно установить. Некомпетентные же попытки «сочинить» ее самостоятельно искажают историческую правду, а как-то даже чуть не привели к международному скандалу. Одна из телекомпаний дала в эфир неподтвержденную информацию о том, что танк М48А5, захваченный у израильтян во время одной из арабо-израильских войн, прибыл к нам с останками экипажа. Буквально сразу же после передачи раздался звонок из Тель-Авива с требованием вернуть тела погибших соотечественников. Дело в том, что у них в ту войну как раз пропали без вести четыре танкиста…

В музее не только хранят историю техники, но и свято чтут память людей. «Ни камень скорби, ни камень славы не заменит погибшего танкиста», – эти слова высечены на мемориале экипажу танка, погибшему 8 августа 1943 г. на Гнездиловской высоте в Калужской области. Во время Смоленской операции там шли тяжелые бои.

К шестидесятилетию победы под Курском на территории музея была разыграна инсценировка сражения на Курской дуге (на снимках). Члены военно-исторических клубов Москвы попытались перенести зрителей на десятки лет назад, в славный и грозный 1943-й. Это был первый для музея опыт подобных представлений. А вообще по воинским праздникам там проводится «день расширенного посещения» – с демонстрацией техники. Грозные боевые машины выполняют «круг почета» перед восхищенными зрителями. Постоянных участников таких мероприятий шесть – четыре наших танка, два немецких. Есть и еще действующие машины, но людей на все не хватает.

По большому счету, в музее только один штатный механик-водитель – старший прапорщик Николай Перваков, неизменный герой всех фильмов и передач о музее. Он и занимается всей ходовой техникой, за одним исключением: тяжелый танк ИС-3 водит только ведущий научный сотрудник музея полковник в отставке Юрий Мухин. ИС-3 он не доверяет никому. По словам Юрия Павловича, этот танк прошел через его жизнь: на нем когда-то начинал службу в училище.

Работа музея ведется по нескольким основным направлениям. В их числе поиск в лесах и болотах оставшейся там после Великой Отечественной войны техники. Например, в июне этого года в музей был доставлен танк Т-34, поднятый из болота где-то в Псковской области. Сначала хотели отправить ее для реставрации на завод, но потом решили своими силами вернуть славную боевую машину в строй своих собратьев – теперь уже музейных экспонатов. Тем более, что и такая работа для местных специалистов не в новинку: за последние два года в музее восстановлено до ходового состояния три танка (немецкий средний Pz-(V Ausf. G, легкие советский Т-70 и чешский Ltvz-38), реставрируется немецкая самоходка «Hetzer». В составе реставрационной группы – работники музея, а также энтузиасты и любители техники.

Нельзя не упомянуть и об огромной просветительской и воспитательной работе, которая проводится в музее. Опытные экскурсоводы могут рассказать об истории отечественного и зарубежного танкостроения, об известных конструкторах – Михаиле Кошкине, Жозефе Котине, Фердинанде Порше. Опираясь на научные работы, они стремятся донести до посетителей правду о войне, бронетанковой технике, ее применении на полях сражений.

«Мир танков» в Кубинке – настоящая сокровищница знаний, побывав в которой уносишь в своем сердце гордость за свою страну и за славных рыцарей брони – танкистов.

Егор ДЕМИДОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте