search
main
0

Мир света и добра

Все не всерьез, но все-таки глубоко и подлинно…

Театр – высшая инстанция для решения жизненных вопросов.

Александр Герцен

 

Школа – это чудесный мир, где учащиеся и учителя проводят большую часть своей жизни, это одно из немногих мест, где формируются нравственные ценности, познаются законы жизни, где ребенка учат отличать добро от зла. Как же это сделать наиболее понятно, эффективно и доступно для детей любого возраста?

Конечно, нельзя недооценивать массовые воспитательные мероприятия, проходящие в школе, тематические классные часы, где учащимся преподносятся постулаты жизни через дискуссии, видеоконтент, игры, викторины, яркие праздники. Но этого не всегда достаточно. И для того чтобы воспитать полноценную личность, имеющую представление о том, что такое хорошо, а что такое плохо, классные руководители обратили свой взор в сторону Мельпомены.

Театр – это не просто зрелищный вид искусства, он совмещает в себе огромное количество разнообразных искусств: художественную литературу, музыку, вокал, изобразительное искусство и многое другое. По сути, театр отражает нашу повседневную жизнь при помощи слова, танца, жестов, мимики, музыки. Театр сам по себе воспитывает личность, учит быть человеком, показывает дурные и прекрасные качества людей, помогает научиться сопереживать. На любого человека театральная постановка оказывает огромное эмоциональное влияние.

Учителя-предметники и классные руководители школы имени Артема Боровика давно обратили на это внимание, и театральные постановки стали неотъемлемой частью школьной жизни. Такие постановки в исполнении ребят очень трогательны, они дарят зрителям неподдельные ощущения и эмоции, помогают сформировать в детях такие качества, как доброта, милосердие, любовь, искренность.

Ведь, согласитесь, на данный момент слишком много внимания уделяется технической направленности в школах: создаются технические, инженерные классы, при этом гуманитарное/эстетическое направление практически не развивается. Необходимо расширять круг интересов современного школьника. В нынешней достаточно сложной культурной ситуации, когда телевидение и видеопродукция составляют сильнейшую конкуренцию живому художественному общению, театр в свою очередь способен расширять круг возможностей для эмоционального общения учащихся. Школьникам необходимо начинать приобщение к театру с посещения интересных и ярких театральных постановок. В нашей школе организован театральный кружок «Театр и мы», где учащиеся могут научиться пользоваться «чистым» русским языком, выражать свои чувства и эмоции средствами не только языка, но и жестов. Задача наших педагогов сложна: необходимо раскрыть творческий потенциал ребенка, его природу. Все без исключения классы нашей школы в этом году показали уникальные спектакли. Театральная магия рождается в процессе репетиций. Учителя школы имени Артема Боровика дают учащимся практически полную свободу для самовыражения: на обозначенную тему они стараются сами придумывать этюды, выстраивать сюжетные линии, импровизировать, понять себя и мир вокруг, ответить на вопросы, что такое любовь, вера, добро, милосердие и совесть.

В этом учебном году в нашем образовательном учреждении проходит общешкольный проект «Великое наследие народов России». Целью проекта являются воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу, знакомство с нематериальными ценностями России. Заключительным этапом данного проекта, как всегда, стали театральные постановки по произведениям российских писателей.

Школьники представили чудесные постановки по мотивам произведений русской литературы в разных жанрах: мы посмеялись вместе с героями чеховских фельетонов, насладились легкостью пушкинских сказок и народных побасенок, сюжетным хитросплетениям гоголевских произведений… Особенно запомнились такие постановки, как «Барышня-крестьянка», «Уездная канитель» по рассказам А.П.Чехова. Очень тепло зрители встречали «Гоголевские побасенки» по произведениям Николая Васильевича, «Сказку о потерянном времени» и другие постановки. Ребята не просто выходили на сцену, они проживали жизни своих персонажей. Они любили и ненавидели, совершали добрые и гнусные поступки, дурачились и смеялись, плакали и горевали, одним словом – жили!

Конечно, нельзя не отметить профессиональную работу классных руководителей и учителей-предметников школы имени Артема Боровика. Они филигранно и ненавязчиво направляют учеников к прекрасному результату, ведь хороший педагог – тоже прекрасный актер и режиссер. Нашими педагогами используются различные методические приемы для работы над театральной постановкой. Прежде всего это работа с текстом, где учащиеся ищут ключевые слова, учатся ставить логические ударения, делать интонационные членения, тренируются в подборе синонимов и т. д. Далее начинается кропотливая работа с голосом: работа со звуком, дыханием, речью. Здесь необходимо научиться пользоваться своим голосом как инструментом. После начинаются развитие воображения и внимания, работа над характером образа, героя и погружение в состояние выбранного образа, полное ощущение пространства и времени. Заканчивается работа премьерой спектакля. При этой кропотливой работе достигаются очень важные цели: раскрываются творческие способности учеников, они самовыражаются, самореализуются. У детей формируются интеллектуальные, духовно-нравственные и культурные качества, прививается любовь к художественной литературе. В конце концов они просто учатся жить, правильно реагировать на происходящее вокруг, любить и дружить.

Театр – бесценный опыт человеческих отношений и, пожалуй, самое удачное место, для того чтобы учиться мыслить, понимать и чувствовать, ведь театр способствует формированию богатого духовного мира учащихся, развивает художественный вкус, эстетические потребности, воспитывает духовно и нравственно.

Закончить я бы хотела словами великого французского писателя, поэта и драматурга Виктора Гюго, который сказал: «Театр не есть страна реального; в нем картонные деревья, полотняные дворцы, тряпичное небо, стеклянные бриллианты, поддельное золото, румяна на щеках, солнце, выходящее из-под земли. Театр в то же время – это страна истинного: на сцене – человеческие сердца, за кулисами – человеческие сердца, в зрительном зале – человеческие сердца». В театре все происходит не всерьез, но получаемый опыт велик!

Екатерина КАЗАНЦЕВА,
учитель английского языка школы имени Артема Боровика

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте