Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Мир ребенка. Помогаю ученикам открыть в себе личность

УГ - Москва, №29 от 18 июля 2017. Читать номер
Автор:

​Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Но школа была, есть и будет центром создания и воспитания личности будущего. Как классный руководитель, я твердо верю в силу воспитания развитого, высококультурного человека, которое складывается из простых компонентов: слово учителя, личный пример, любовь к детям, честность, справедливость, способность прощать ребенка. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объемом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем.

Академик Александр Минц сказал: «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать». Ребенок в современной школе должен не только научиться добывать самостоятельно знания, но, главное, понимать их ценность, уметь их применять в жизни, важно формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности детей, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Способ устанавливать социальный контакт и осуществлять взаимодействие в социальной группе, брать на себя гражданскую ответственность, участвовать в решении проблем страны, города, школы, семьи, класса, проявлять нравственное отношение к другим людям, владеть банком приемов мирного разрешения конфликтов – это социальная компетентность, которую я развиваю в урочное и внеурочное время. Это способность личности понимать, принимать, выполнять различные социальные нормы и правила, готовность к выполнению различных социальных ролей. Цель социальной компетентности, которую я реализую по программе курса «Окружающий мир» и блока дополнительного образования, – формирование социально ориентированного взгляда на мир и социальной активности на основе интеграции содержания образования гуманитарных дисциплин.Вековая мудрость гласит: «Хорошо воспитанный, но с небольшими пробелами в обучении будет всегда в более выигрышном положении, чем хорошо обученный, но невоспитанный». И своей главной целью как классный руководитель я считаю воспитание ученика-личности. При полном взаимопонимании, поддержке всех участников образовательного процесса эта задача решается. Безоговорочная любовь – это путеводная звезда в воспитании ребенка. В формировании развитой личности крайне важным является сближение интересов педагогов и родителей. Зачастую ребенку нужно помочь сформировать добрые отношения с родителями, так как от семейного климата зависят поведение ребенка и его настроение. Мой опыт показал, что в одних семьях не хватает контроля со стороны родителей, в других – наблюдается излишняя строгость и требовательность по отношению к ребенку, а некоторые дети вообще сомневаются, что их любят искренне и безусловно. Именно поэтому свою работу в 1-м классе я начинаю с выработки навыков вежливого обращения и бережного отношения к своим родителям. Для создания психологически безопасной среды в своем классе я организовываю психолого-педагогическое просвещение с помощью следующих форм работы:- родительские конференции;- информационно-просветительские родительские собрания;- дни открытых дверей;- тематические консультации;- родительские чтения;- классные конференции;- классные детские мероприятия;- выставка учебных работ;- круглые столы.Поскольку родители являются социальным заказчиком школы, они должны активно участвовать в воспитательном процессе класса и школы. Это подразумевает вовлечение родителей в воспитательный процесс с помощью следующих форм деятельности:- дни творчества детей и их родителей;- открытые занятия и внеклассные мероприятия;- организация и проведение внеклассных дел, направленных на всестороннее развитие личности.Участие родителей в управлении воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:- участие родителей класса в работе совета школы;- участие родителей в работе родительского комитета;- участие родителей в работе совета содействия семье и школе.Очень важной задачей в качестве классного руководителя я считаю привлечение родителей к сотрудничеству. Учитель и родители – партнеры в воспитании младших школьников. И только совместными усилиями, поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов в деле воспитания младшего школьника. Приведу несколько примеров из своей работы: форум «Неразлучные друзья – взрослые и дети», учебный проект «Здоровое поколение», детско-родительское занятие «Лукошко добрых дел», семейный праздник «Папа, мама, я – дружная семья». В результате этих мероприятий, направленных на улучшение взаимопонимания между всеми участниками образовательного процесса, наблюдаются явное «потепление», рост доверия между учащимися, педагогом и родителями, что в свою очередь позитивно сказывается на эффективности обучения и воспитания обучающихся класса в целом.Научить ребенка плавать можно только в воде, а научить ребенка действовать можно только в процессе деятельности. И эта деятельность должна быть совместной. Тогда она интересная, захватывающая, конструктивная и эффективная. Учебная деятельность не дана ребенку с самого начала, ее нужно построить, и, как всякая деятельность, учение выполняется на основе определенной процедуры. И вот здесь велика роль учителя, который во главу угла ставит задачу развития самодеятельности учащихся, благодаря которой человек впоследствии станет распорядителем своей судьбы. Цель педагогов начальной школы не просто научить ученика, а научить его учить самого себя. Цель ученика при этом – овладеть умением учиться. Но человек начинает что-то делать только тогда, когда у него возникает мотивация к этому действию. Чтобы у учащихся возник познавательный интерес (мотивация), надо их столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть создать проблемную ситуацию. Самая сильная мотивация мышления формируется именно в проблемной ситуации. В результате у человека возникает желание узнать, выяснить, понять действительные причины тех трудностей, на которые он неожиданно натолкнулся. Профессионализм учителя и состоит в процессе открытия каждым школьником конкретного знания: новые знания не даются в готовом виде, дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. В современной школе дети становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для учащихся личную значимость. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Из пассивного ребенка ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Работа требует от учителя высокого уровня профессионализма, умения быстро реагировать на непрогнозируемые ситуации, соблюдения специфических правил обучения ради развития и воспитания обучающихся: – не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно; – поощряйте его инициативу и творческий подход к выполнению заданий; – используйте проблемные ситуации в образовательном процессе; – проявляйте заинтересованность в успехах учащихся; – используйте различные типы рефлексии при осуществлении любой деятельности; – при оценивании ребенок должен понимать значимость достигнутых им результатов; – самыми продуктивными являются отношения, построенные на педагогике сотрудничества. Елена ГАСАНОВА, классный руководитель 4-го «А» класса школы №1375


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту