Учебник географии – книга особая, и отвечать всем требованиям времени вечно она не может. Меняются наша жизнь, весь мир, его границы, меняются климат, экология. И все это – составляющие науки география. Неудивительно поэтому, что зачастую учебник, казавшийся вчера отличным, сегодня уже не отвечает требованиям времени, и современный этап мирового развития освещен в нем узко или вовсе не освещен.
Издательство «Дрофа» подготовило для российских школ новый учебник «География. 10 класс. Базовый уровень» (авторы А.П. Кузнецов и Э.В. Ким). В ближайшее время он уже появится в продаже.
Сегодня экономическая картина мира обновляется буквально на глазах. Глобализация стала одной из главных тенденций мирового развития, превратив современный мир в единый экономический организм. Международные связи становятся все более тесными, а страны – все более зависимыми друг от друга.
Подобная зависимость (или, точнее сказать, теснейшая взаимосвязанность) имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Например, достижения НТР с одной стороны становятся доступными для многих стран, а с другой – серьезные проблемы одних стран быстро отражаются на других (финансовый кризис, начавшийся в 2008 г. в США, охватил большинство регионов мира).
Международное географическое разделение труда все более углубляется, а эра автаркического развития стран давно закончилась. Быстро меняются масштабы и структура хозяйства стран. В последнее время среди мировых лидеров прочно обосновались Китай и Индия. Особенно сильно изменил экономическую картину мира Китай. Совсем недавно казалось, что Роттердам всегда будет крупнейшим портом мира. Однако его обогнал Сингапур, а позднее список мировых лидеров возглавили два китайских порта – Шанхай и Нинбо. Тот же Шанхай стал крупнейшим городом мира, обогнав индийский Мумбаи. Большие изменения происходят и в пределах развитых стран. Так, Рур теперь не угольно-металлургическая база, а крупный район высоких технологий.
Как точно отметил заведующий кафедрой мирового хозяйства МГУ профессор Н.С. Мироненко: «Не следить за событиями современной жизни в течение пяти лет – значит отстать от нее всерьез и надолго; будет трудно понять, что происходит в реальной жизни». В этих условиях особую значимость приобретают школьные учебники, которые являются одним из главных источников информации для учащихся и важным средством формирования необходимых компетенций.
Что же отличает новый учебник от уже существующих?
Во-первых, современное содержание. В учебнике рассмотрены такие актуальные темы, как «Взаимодействие общества и природной среды», «Особенности развития современного хозяйства», «Россия в мировой экономике», «Уровень и качество жизни населения», «Геополитический образ мира»). Содержание учебника способствует воспитанию любви к природе, толерантности к людям различных рас и вероисповедания.
Во-вторых, в учебнике реализован совершенно новый подход к изложению страноведческого материала: даны аспектные характеристики модельных (крупнейших и типовых) стран.
В-третьих, учебник построен на основе современных требований к методике преподавания предмета. В нем заложен деятельностный подход, который предполагает большую самостоятельную работу учащихся с картографическим, статистическим и иллюстративным материалом. К каждому подобному источнику предлагается задание для учащихся.
Данный подход способствует повышению мотивации, развитию интереса к изучению географии и творческих способностей учащихся.
Кроме основного текста, в учебнике есть рубрика «Географическая мозаика», в которой содержится дополнительная информация научно-популярного характера.
Учебник отлично иллюстрирован. Схемы, рисунки, карты не только содержат актуальную географическую информацию, дополняя тем самым текст учебника, но и формируют у учащихся логическое мышление, способствуют развитию на уроке различных видов деятельности.
Помимо учебника, в УМК для 10-го класса входят:
программа (с перечнем географической номенклатуры);
атлас;
рабочая тетрадь (сборник практических работ);
электронное приложение к учебнику.
В настоящее время уже немало копий сломано в спорах о том, какой должна быть география в современной школе и тем более – каким должен быть идеальный учебник. Надеемся, что новый УМК «География. 10 класс. Базовый уровень» А.П. Кузнецова и Э.В. Ким – станет достойным ответом на эти вопросы.
Редакция географии издательства «Дрофа»
Комментарии