search
main
0

Мир и человек

То ли сахар, то ли соль

Недавно в издательстве “Просвещение” вышел учебно-методический комплект “Мир и человек” А.А.Вахрушева для первоклассников, в который входят учебник “Мир и человек”, рабочая тетрадь “Знакомимся с природой и человеком” и пособие для учителя.

Знакомые ребенку предметы и явления рассматриваются в учебнике “Мир и человек” с разных сторон, что помогает развитию наблюдательности у маленьких учеников. А рабочая тетрадь, задания которой соответствуют темам учебника, развивает у детей умение сравнивать и анализировать.

Методическое пособие раскрывает учителю особенности нового природоведческого курса “Мир и человек”, его структуры и содержания. В пособии даны рекомендации, как работать с первоклассниками в школе и дома, разьяснены некоторые методы, помогающие усвоению учебного материала детьми, кратко охарактеризованы все темы учебника.

Книги, входящие в комплект “Мир и человек”, учат детей ориентироваться в элементарных явлениях окружающей природы и их связи с жизнью человека, воспитывают бережное отношение к природе и готовят ребят к будущему активному взаимодействию с ней.

Глава из учебника

“Мир и человек”

Как ты узнаешь мир

Кто же поможет тебе научиться многому? Оказывается, в этом тебе помогут помощники.

Давай познакомимся с нашими помощниками. Первые друзья – ЧУВСТВА. Они помогают нам заглянуть в окружающий мир и узнать, что там происходит.

Чувства бывают разные: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. А чувствуем мы благодаря разным органам:

Представь, что в двух пакетах находятся сахар и соль. Как определить, в каком из них что? Какое чувство тебе здесь поможет?

Какие чувства можно передать словами нашего языка?

Устно закончи предложения.

Услышать…

Увидеть…

Почувствовать…

Ощутить вкус…

Наш второй помощник, помогающий узнать мир, – ПАМЯТЬ.

Память хранит наши чувства и знания.

Наш третий помощник – УМ. Он позволяет понять то, что происходит вокруг, и даже то, что сам человек не видит или не слышит.

Кто спрятался в траве?

Как ты догадался?

Вначале ты увидел

и . В этом тебе помогли чувства. Потом ты вспомнил, что такие голова и хвост бывают у собаки. Тебе помогла память. Ты подумал и понял, что это собака, хотя ее не видно. Понять это помог тебе наш третий помощник – ум.

Попробуй проделать опыт. Рассмотри карандаш в стакане с водой. Выбери, пожалуйста, правильный ответ.

Чувство (зрение) показывает, что карандаш (прямой или кривой)?

Память подсказывает, что карандаш бывает (прямой или кривой)?

Благодаря уму можно определить, что карандаш (кажется кривым или на самом деле кривой)?

Как ты можешь узнать об этих своих друзьях?

Выбери правильный ответ:

Почувствовать

Вспомнить

Подумать

Прочитать в книге

Из рабочей тетради “Знакомимся с природой

и человеком”

Знакомство первое

Как ты узнаешь мир

Отгадай и напиши, какие помощники помогут тебе стать умным. Как они называются? По рисункам от названия каждого предмета возьми первую букву.

Знакомство пятое

Хозяйство человека

Постарайся вписать в пустые клетки названия профессий людей, которые помогали Колобку в его путешествии. Эти слова можно найти в тексте учебника на с. 35-37.

Закончи вывод.

Каждый предмет, прежде чем попасть к нам в руки, проделывает долгий путь, превращаясь из одного предмета в другой. Эти превращения выполняют люди разных _____________________.

Они не могут обойтись друг без друга.

Знакомство шестое

Богатства природы

Давным-давно, когда жили древние люди, они брали все необходимое у Природы. Какими природными богатствами они пользовались? Реши кроссворд (с.12) и узнаешь.

Неживые природные богатства, расположенные:

Живые природные богатства – это обитатели Природы.

Закончи вывод.

Все вещи, которые нас окружают, были когда-то частью _________. Они взяты у нее человеком. ____________ – наш самый большой друг!

Музыка и танец

Ваня, Ванечка, Ванюша

Сегодня мы предлагаем читателю фрагменты из учебного комплекта Е.И.ЮДИНОЙ по музыке с комментариями автора. Комплект состоит из образовательно-игрового пособия “Азбука музыкально-творческого саморазвития” и творческой тетради для учащихся, а также небольшого руководства для педагогов. Учебный комплект относится к методической литературе нового поколения. Чем же не похожи эти школьные книги на остальные? В чем их отличительные особенности? На эти вопросы отвечает автор – Елена Ивановна Юдина.

Самообучение танцу

Цель работы с учебным комплектом – формирование основ детского творчества. Методика представляет собой серию оригинальных игр и творческих заданий, целостно развивающих детскую личность в спектре композиторской, вокальной, инструментально-исполнительской, режиссерской, актерской, хореографической, литературной, изобразительной, практически-трудовой, исследовательской видов деятельности. Школьник, работающий с комплектом, поставлен в положение автодидакта. Самообучение предусмотрено не только пению и слушанию музыки, но также дирижированию, танцу и ритмическому движению, игре на простейших музыкальных инструментах.

Рассмотрим главы, где школьник самообучается танцу. Одна из таких глав называется “Волшебный человечек…” В ней ребенок подготавливается к аутомоделированию.

Волшебный человечек…

“Может быть, ты и не поверишь, но у тебя живет малюсенький волшебный человечек. Он умеет маршировать, скакать, немного танцует. Если ты хочешь убедиться в этом – пожалуйста, опусти правую руку на стол. Сделай так, чтобы два самых длинных пальца были выпрямлены и упирались в стол. Это – “ножки” твоего человечка. Остальные пальцы тебе не нужны, собери их в кулачок. Впрочем, можешь освободить еще один – большой – палец. Он будет играть роль руки у человечка:

Стоят указательный и средний пальцы, в сторону вытянут большой. Давай оденем крошку. Сделай юбочку, закрепив ее вокруг пальцев. Можешь одеть его и в штанишки из бумаги или ткани. А обувью пусть послужат крышечки из-под использованных тюбиков зубной пасты. Поскольку твой малыш волшебный, то и имя ему надо придумать не совсем обычное. Допиши это имя в название главы вместо точек”.

Прочитав эту главу, юный читатель отсылается к аналогичной главе Творческой тетради и выполняет учебно-игровые действия:

“1. Попроси своего волшебного человечка маршировать. Напевай ему для этого марш. Проследи, на какую ногу попадает “сильный” шаг.

2. Попроси своего волшебного человечка скакать и напевай ему для этого польку. Есть ли в польке “сильный” шаг? На какую ногу он попадает?

3. В словарике, помещенном в конце пособия, прочитай статью “Ритм”. Как чередуются “сильные” и “слабые” шаги в марше? А в польке?”

…Как видим, задания сформулированы так, что способны увлечь даже совершенно равнодушного к музыке и танцу ребенка. Поначалу моделью, образцом для школьника будут его собственные пальцы, выполняющие нехитрые танцевальные движения. Позже полученные умения ученик “перенесет” в другую сферу – подключит свое тело, пластику. Этот момент предусмотрен в другой главе пособия –

ТАНЦУЕМ ВМЕСТЕ С…

“Снова допиши в название главы вместо точек имя своего волшебного человечка. Обьясни ему, что сейчас вы будете осваивать одно танцевальное движение. Оно называется приставным шагом. Делать его совсем нетрудно. Сначала поставь ножки человечка вместе – это исходная позиция. Затем шагни с левой ноги, оставив другую ножку на месте, – это раз. Теперь оставь левую ногу и дождись, пока к ней шагнет правая. Это два. Мы приставили правую ногу к левой. Вот поэтому шаг и назвали приставным.

исходное

раз два

Пошагай так некоторое время: на счет “раз” шагает левая нога; на счет “два” к ней приставляется правая. И снова шагает левая, а приставляется правая.

Теперь сам продемонстрируй волшебному человечку это танцевальное движение. Если ты девочка, изящно возьмись руками за краешки своего платьица; если мальчик – обе руки свободно положи на пояс. Начинай! Да не забудь напевать любую мелодию, которая подходит для данного движения. Мелодия должна укладываться в счет “раз-два”. Ты должен достичь такого результата, как умение безошибочно исполнять приставной шаг”.

…В аналогичной главе Творческой тетради юный читатель получит лаконичный совет, как выполнять это задание: сначала надлежит освоить танцевальное движение “на пальцах”, т.е. на своеобразной модели, а затем повторить его самому. Здесь же указано, какого результата ему следует добиваться. Это, во-первых, умение правильно исполнять приставной шаг и, во-вторых, демонстрировать свое умение учителю.

Самообучение пению

Теперь рассмотрим главы, где ребенок самообучается пению. Одна из таких глав называется “Наблюдаем за длительностью звука”. Обучение пению сопряжено в ней с получением весьма важного понятия о длинных, средних и коротких длительностях, а также с выработкой необходимого для пения умения тянуть звук.

наблюдаем за длительностью звука

“Звуки по своей продолжительности бывают очень разными. Есть очень длинные, а есть средние и совсем короткие. Давай понаблюдаем за длительностью, т.е. продолжительностью звука. Ты видишь линию:

________________________________________.

Равномерно веди по ней пальцем и тяни гласную “о”. С самого начала пения распредели дыхание так, чтобы его хватило до конца линии. Делать дополнительные вдохи и выдохи при этом нельзя, иначе у нас ничего не получится.

Теперь ты видишь другую линию:

___________________.

Так же равномерно веди по ней пальцем и снова пой гласную “о”. Длиннее или короче первого был этот звук? И, наконец, ты видишь еще одну линию:

_________.

Если ты проведешь по ней пальцем и споешь “о”, то тянуть звук просто не будет времени, правда? Какой это звук по продолжительности? Теперь получи задание. Научись пропевать длинные, средние и короткие звуки, рисуя в воздухе рукой такие же линии, как в книге”.

…В Творческой тетради аналогичная глава содержит формулировку термина “длительность звука”, а также нацеливает школьника на достижение таких результатов: уметь различать и пропевать длинные, средние и короткие звуки по схемам, данным в пособии, и схемам, нарисованным рукой в воздухе.

Теперь обратимся к главе, где самообучение ребенка пению связывается с понятием о звуковысотности. Для этого вновь применяется специально разработанная двигательно-изобразительная наглядность, с которой мы уже встречались в предыдущей главе. Ценность такого рода наглядности в том, что она сопрягает моторику ребенка с конкретными музыкальными явлениями. В следующей главе – “Играем в прятки” – школьник самообучается дифференцировать и пропевать низкие, средние по высоте и высокие звуки. Не важно, что пока эти звуки не будут иметь четко фиксированной высоты; главное, что ребенок совершенно сознательно научится петь и различать их. В будущем, осваивая нотацию, он придет к необходимости строго фиксированной высоты. Сейчас же показателем высоты выступает положение на листе обычной точки – модели звука: низко расположенная точка соответствует низкому, высоко расположенная – высокому звуку и т.п.

Играем в прятки.

“Рассмотри условные схемы и с их помощью пропой:

Одновременно с пропеванием рисуй указанные схемы рукой в воздухе. Получилось?

А теперь давай попробуем чуть усложнить задание. Представь: мы играем в прятки с мальчиком Ваней. Играли-играли, да и потеряли его совсем, не можем найти. Где же он спрятался? Давай позовем его на разные лады:

Эти схемы одновременно с пропеванием обязательно рисуй в воздухе”.

…В самом конце занятий ученика с учебным комплектом предусмотрен самоэкзамен, преподнесенный в форме игры. Он также снабжен указаниями об оценках, которые может себе поставить экзаменующийся.

Значит ли все это, что роль учителя умаляется? Безусловно, нет. Просто учебный комплект с его личностно-развивающей позицией дает и учителю, и ученику множество степеней свободы для творческой самореализации. Интегративность видов искусства, вариативность использования учебного комплекта дает учителю отличную возможность неформально организовать учебно-воспитательный процесс, опираясь на творческую активность самого ученика.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте