Независимо от того, выдумывают ли они что-то или упорно отрицают очевидные факты, всем детям время от времени приходится сталкиваться с неправдой. Как должны реагировать взрослые? Не принимая их слова за чистую монету, они должны научиться слушать, по-настоящему слушать.
У детских выдумок есть своя цель: они часто удовлетворяют психологические потребности ребенка. Интерпретируя мир, дети учатся понимать его закономерности и нюансы. Изменяя реальность, они неосознанно оберегают себя от конфликтов и тревог, легче переживают их, становятся счастливее и спокойнее.
Как нужно реагировать на бурные фантазии ребенка? Например, мама пришла домой поздно с работы и очень устала. Ее трехлетняя дочь сидела на коленях у бабушки и смотрела мультфильм. Ребенок был полностью поглощен фильмом, о чем можно было судить по тому, как она жестикулировала и прыгала в такт действиям на экране.
Обычно, когда мать возвращалась, дочь сразу же бежала к ней, в какую бы игру она ни играла. Однако в этот раз, когда мать позвала ее, входя в дом, она не побежала к ней, даже не выглянула из комнаты. Наоборот, она стала звать маму и требовать, чтобы та немедленно пришла, и не только для того, чтобы они могли вместе посмотреть мультфильм, но и для того, чтобы они могли вместе в нем участвовать. Уставшей матери казалось, что дочь не идет к ней, потому что в тот момент она была важнее фильма, и она упрекала ее за это невнимание. Отчасти из воспитательных соображений, отчасти из-за усталости и разочарования ее поведением, она настойчиво просила дочь наконец оторваться от экрана и выйти ей навстречу. Дочь разрыдалась, а бабушка с большим трудом успокаивала обеих.
Что же случилось? Мать не могла или просто не успела понять, что это не обычное развлечение для ее маленькой дочери. Она находилась в другом мире. Не в том мире, где она всегда радостно бежала за матерью при первом же звуке ее голоса. Она жила в мире своих фантазий, и ее желание немедленно привести маму в этот увлекательный мир было выражением любви к ней.
Роль воображения в формировании личности очень важна. Дети создают воображаемый мир с самого раннего возраста. Они живут в своем воображении и воспринимают мир через его призму. Дети могут часами бродить по дивану, представляя, что внизу находится лава, бегать по дому, прячась за дверями, будто находятся в разгаре сражения, не замечая в комнате взрослых.
Этот период неограниченной фантазии очень значим для развития образного мышления. Формирование этого мышления требует повышения способности воспринимать мир во всей его сложности и запутанности, развития творческих способностей и сохранения здоровья в условиях стресса, а также внешних и внутренних конфликтов, которые неизбежны в жизни каждого человека.
Родители должны всячески поощрять развитие воображения ребенка и не пугаться его самых необычных проявлений только потому, что сами не испытывают ничего подобного. Они должны очень внимательно относиться к миру фантазий, в котором живут их дети, не только для того, чтобы развивать этот потенциал, но и для того, чтобы поддерживать с ними связь. Потому что если родители подшучивают и не принимают этот мир, они теряют доверие своих детей, и вследствие подрывают их доверие к миру.
Елена Смирнова, воспитатель, ГБОУ Школа № 2070 ОП «Улыбка», г. Москва
Комментарии