Дети с особыми образовательными потребностями. Что стоит за этими словами? Как научить такого ребенка? Педагоги столетиями пытаются ответить на этот вопрос. Профессиональная цель – найти такой путь, который поможет ребенку с ОВЗ преодолеть трудности, реализовать себя в жизни. Понять мир ребенка, вложить в него зерно познания и взрастить его – вот главная цель.
Л.С.Выготский говорил: «Нет необучаемых детей, любого ребенка можно чему-то научить». В нашем случае задача более сложная – нам предстоит путешествие в мир знаний с маленьким человеком, жизнь которого осложнена болезнью. Он, как весенний росток, очень слаб, но тянется к солнцу. Оглядываясь назад, понимаешь, что путь в профессии труден. Годы колебаний, разочарований, раздумий, надежд и открытий. Ты не просто учитель, а дефектолог. Твои ученики дети сложные – у каждого есть свой мир, свой тяжелый путь к школе. В первые встречи вглядываешься в детей, изучаешь их мир, ищешь подход. Стараешься не спугнуть, не оттолкнуть, а вызвать интерес к обучению. Мы рассматриваем и изучаем буквы через музыку с помощью распевок, логоритмики, ритмики, песенок-потешек, учимся писать через рисование, используя пальчиковые краски, восковые мелки, пластилиновые картины, терапию песка. Играя в кукольный театр (арт-терапия), просматриваем мультфильмы и иллюстрации сказок. Первые уроки проводим в игровой форме. Для успеха необходимо погрузиться в особый мир ребенка, определить отправную точку и начать с ним вместе свое восхождение.В этот момент начинаешь развиваться вместе с детьми, овладевать педагогическим мастерством – изучая проблемы, возникающие при усвоении учебного материала, находишь психологические подходы к детям с разными потребностями. Дети с нарушением зрения и движения начинают самостоятельно писать в альбомах цветными карандашами – сами выбирают цвет и размер карандашей. А через некоторое время, почувствовав уверенность, с удовольствием работают в прописях с увеличенным шрифтом, несмотря на то что рука вздрагивает и не слушается. Много эмоций вызывают элементы букв, сравнимые со знакомыми предметами, – шляпка, ножка, ступенька, ушко, животик. Педагогический опыт помогает поставить себя на место ребенка и увидеть мир его глазами, ощутить его сердце и страхи перед непознанным, раскрыть красоту окружающей действительности.Педагог старается помочь детям проявить свою неповторимость, заглянуть в себя, в свою личность. Развитие индивидуальных способностей каждого ребенка – основная задача работы. Ученик любит рисовать – предлагаешь задачку-раскраску, любит петь – пропеть слог и слово, любит конструировать – сложить пример так, чтобы получилась картинка. Формирование стойкой мотивации ребенка к развитию – главное в содружестве с учеником. Не бойтесь экспериментировать. Предлагайте на уроке различные техники: мнемотаблицы, арт-терапию, пескотерапию, фонетическую ритмику, конструирование, дыхательную гимнастику, ритмические упражнения и музыкотерапию. К каждому ребенку можно найти подход, а дальше «дорогу осилит идущий».Педагогическая деятельность – это путь кропотливого и чернового труда, систематического поиска, тревожных раздумий и счастливых находок, работа на изменения в жизни ребенка. Результатом совместных усилий становится уверенная в себе личность, которая не закрылась в крохотном мире своей квартирки, ссылаясь на болезни и недуги, человек, знающий свои возможности и способный реализовать себя в жизни.Мы приходим в школу для того, чтобы превратить жизнь маленьких москвичей в мир радости и комфорта, мир спокойствия и гармонии, мир сотрудничества и открытий. Приятно слышать от учеников и их родителей, что они счастливы – есть целый школьный дом, где дают знания, понимают, принимают детей и независимо от физических, психических, интеллектуальных возможностей, учат быть востребованными.Жанна КРАЙСМАН, учитель-дефектолог школы-интерната №17
Комментарии