Круглый стол “Российский учитель – 2030: формирование личности и подготовка профессионала” прошел в МИА “Россия сегодня” 30 сентября. На нем заместитель министра просвещения РФ Виктор Басюк сообщил о том, что ведомство совместно с педагогическими вузами разрабатывает научно-методическую концепцию постоянного профессионального развития педагогов.
“Мы совместно с 33 педвузами выстраиваем целевую модель подготовки учителя, его сопровождения во всей карьере. Сегодня усиливается общая роль учителя. Роль воспитания становится главной. Учитель становится посредником между ребенком и огромным миром, а это не только школа <…> Знания часто бывают недостоверны, и ребёнку нужен взрослый, который поможет ему сформировать эталон знаний”, – сказал Виктор Басюк.
Концепция профессионального развития педагогов
Особую роль в формировании посреднической функции учителя, по словам замминистра, играют педагогические вузы. “Если в школе надо готовить к жизни, то профессиональные компетенции надо готовить в педвузе”, – отметил замглавы Минпросвещения России.
Как рассказал Виктор Басюк, сегодня разрабатывается концепция профессионального развития педагогов. Оно должно будет начинаться со школы. Например, речь идет о профильных психолого-педагогических классах и практике вожатской деятельности.
– Помните, к нам всегда приходили старшеклассники, закреплённые за младшими? Это помогает формировать социально активную позицию, мировоззрение, которое помогает в профориентации, – пояснил он.
Предполагается сопровождение молодого учителя, начиная со входа в профессию и далее, постоянный рост педагога посредством саморазвития и повышения квалификации.
Повышение квалификации: нужны новые инструменты
Ректор Уральского государственного педагогического университета Светлана Минюрова рассказала, о практике и необходимости совершенствования системы повышения квалификации учителей.
– Педагог – профессия творческая, она не только заставляет ставить перед собой вопросы, но и связана со служением. И надо миссию эту выполнять целостно, осознанно, чтобы не было профессионального выгорания, – убеждена она. – Только собственный интерес сделает педагога носителем знаний и ценностей, направленных на развитие подрастающего поколения.
По словам ректора, для того, чтобы создать условия для повышения квалификации, надо помнить, что мы живём в цифровую эпоху.
И пособия надо создавать с этим учётом. <…> Нужны удобные инструменты. В цифровой среде все учителя должны владеть инструментами, которыми владеют дети с пелёнок. И нужно уметь создавать новый контент, который увлекательно вводит в мир познания наших детей. И чтобы всё это основывалось на духовно-нравственных основах, – считает Светлана Минюрова.
В качестве примера она назвала региональный проект “Учимся вместе“. Также ректор напомнила о проекте “Волонтёры просвещения”, запущенном весной этого года в связи с пандемией и переходом на дистанционное обучение.
– Его подхватили студенты всех вузов, он помогает мотивировать будущих педагогов, – уверена Светлана Минюрова.
На ее взгляд, необходимо развивать практику базовых школ: “Формировать там среду, ведь студентам разрешено преподавать для детей – надо это использовать для формирования духовных ценностей”.
Обновление дидактики
Ректор Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского Михаил Груздев утвердительно ответил на вопрос, можно ли говорить о формировании сегодня новой дидактики педагогического воспитания.
– Да, это новое направление, мы этим занимаемся. Нужны новые эффективные технологии воспитания, чтобы получить новые результаты. В школьном образовании всё меняется очень быстро, но оно всё-таки консервативно, – отметил он. – Те задачи, которые перед нами ставит президент, очень важны. Надо обеспечить конкурентоспособность и воспитание.
По словам Михаила Груздева, необходимо формировать у школьников функциональную грамотность, читательскую грамотность, цифровую грамотность.
– Со времён Коменского ничего не менялось, а сейчас нужны другие дидактические решения: не только принимать знания, но и использовать разные источники, уметь критически оценивать информацию, умение работать в команде, – добавил ректор. – Мы знаем, как научить запоминать, но не знаем, как научить думать, размышлять. Нужен не только один вид деятельности, когда учитель говорит, а дети слушают и записывают, нужно комплексное использование разных подходов.
По его мнению, необходимо, что чтобы студенты уже в вузе учились работать с детьми: “У нас есть студенческие объединения разной направленности – поддержка общественного порядка, безопасности, оказание помощи. То же есть и в РДШ. Наши студенты пришли к школьникам, которые занимаются тем же, и эффект оказался весьма необычными – детям и студентам стало работать гораздо интереснее”.
Комментарии