Глава Минпросвещения России Сергей Кравцов на первом Всероссийском школьном историческом форуме «Сила в правде!» заявил, что ведомство намерено ввести изучение истории с первого класса школы. По словам министра, речь идет не об уроках истории, которые по-прежнему будут начинаться с 5‑го класса, а о просветительских программах. «Их можно проводить в рамках предмета «Окружающий мир», изучать историю своей семьи, своего региона, можно в рамках внеурочной деятельности посещать музеи и выставки», – сказал Сергей Кравцов. Инициативу комментируют наши эксперты и читатели.
Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, заместитель председателя Наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:
– Историческое просвещение в программах начальной школы есть и сегодня. Но идею усилить внимание к нему считаю верной. Речь идет о базовом воспитании человека и гражданина. Все мы стоим на плечах наших предков. Все то, что мы ценим и любим, существует благодаря гениальности, труду и самоотверженности предыдущих поколений. И дети всегда живо интересуются, как возникал мир, в котором мы живем.
Внимание к истории страны – традиционная для российской школы практика. Уроки истории для младших школьников велись не только в СССР, но и в современной России. Курс введения в историю начинался со второго или с третьего класса. Для этих курсов выпускались учебники и тетради для учителя. Многие педагоги до сих пор черпают из них идеи для уроков и внеклассных занятий.
Сейчас ряд экспертов высказывают мнение, что инициатива несвоевременна. Что дети перегружены, а учителя не готовы вести занятия. Что история мифологизирована, и нужно дождаться, пока ученики смогут самостоятельно анализировать факты. К сожалению, некоторые выпускники начальной школы знают, кто такой Железный человек, но не знают, кто такой Ломоносов. И ожидание в вопросах исторического просвещения может привести к тому, что в культурном, цивилизационном плане подрастающее поколение окажется ближе к акторам, которые не ждали и не опасались, что их неправильно поймут.
Кроме уроков на историческом материале, уже включенных в программу по окружающему миру в четвертом классе, есть большой спектр доступных форматов исторического просвещения. Уже с первого класса ученики участвуют в конкурсах рисунков, творческих постановках, чтении стихов и рассказов о прошлом страны. На мой взгляд, нужно уделить больше внимания литературному и внеклассному чтению, фильмам, познавательному контенту, творческим форматам.
Денис ФОМИН-НИЛОВ, ректор Государственного академического университета гуманитарных наук, член Общественного совета при Минпросвещения России:
– Я убежден, что историческое просвещение и развитие исторической памяти должны начинаться с рождения ребенка в семье через рассказы об истории семьи, передачу опыта старшего поколения. Потом в дошкольных учреждениях через сюжеты истории малой родины. И уже в начальных классах через игровую форму, внеучебную активность, факультативы целесообразно выходить на уровень изучения истории своей страны, своего народа.
Одна из трагедий России в том, что глубина исторической памяти у большинства граждан из-за событий XX века крайне небольшая, а это препятствует долгосрочному прогнозированию, лишает общество стабильности, в целом даже создает угрозу национальной безопасности.
Именно поэтому геополитические противники расходовали огромные ресурсы на переформатирование исторической памяти на постсоветском пространстве, чтобы трансформировать идентичность, сформировать атмосферу разобщенности и дезинтеграции, лишить устойчивого фундамента для суверенного развития наших стран и республик. К сожалению, многие в нашей стране так и не осознали или не хотят осознавать ошибок в области исторического воспитания.
Сергей КОЧЕРЕЖКО, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015, учитель истории и обществознания, Самарская область:
– Изучать историю как научное знание невозможно без того, что в российской школе называется обществознанием. Как невозможно изучать, например, русскую литературу, не изучая русский язык. Хирургу нужен скальпель для спасения больного. Изучающему историю нужны инструменты, их и должно давать обществознание. Тоталитарный или демократический политический режим, плановая или рыночная экономика, массовая или элитарная культура и т. д. Вывод простой: если историю мы рассматриваем как промывание мозгов и трансляцию мифов (кстати, это вряд ли можно воплотить в жизнь при наличии Интернета и других свободных источников информации), то давайте прямо в роддоме новорожденным читать лекции соответствующего содержания и качества. Если мы рассматриваем историю как гуманитарную науку, осмысляющую действительность, допускающую различные точки зрения специалистов на те или иные вопросы, если наш ожидаемый результат – воспитать самостоятельно, свободно и ответственно мыслящего гражданина, то истории (и окутывающей ее мифологии) нечего делать в начальной школе. История – это наука, для ее восприятия нужно готовить. Школа призвана формировать научное мировоззрение, а не учить повторять пропагандистские лозунги.
Александр МОРОЗОВ, кандидат исторических наук, преподаватель Лицея НИУ ВШЭ:
– Простая истина заключается в том, что ничего нового министр не сказал. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает в качестве предметных результатов по окружающему миру первоначальные представления о традициях и обычаях населения, достопримечательностях столицы России и родного края, важнейших для страны и личности событиях. В учебниках по окружающему миру есть соответствующие разделы по истории России.
Проблема в том, как эти требования реализуются. Качество учебных материалов по историческому компоненту окружающего мира ниже всякой критики. На родительских форумах просто вой стоит от параграфов, в которых детям, допустим, рассказывают о присоединении Сибири, не объясняя, где эта Сибирь находится. То есть курс сейчас фантастически бессистемный и в значительной мере не соответствует возрастным особенностям учащихся.
Между тем нужда в нормальном пропедевтическом курсе по истории есть, его остро не хватает. Дети должны на самой начальной стадии получать общие представления об истории как о прошлом человечества и науке, а дальше двигаться от общего к частному. В 1990-2000 годах в этом направлении было сделано немало интереснейших наработок. Наша книга «По следам прошлого» в 3 частях для начального изучения истории, например, как раз предлагала один из вариантов системного подхода. Свои варианты предложили и некоторые другие творческие коллективы и авторы. Возможно, сейчас настало время вернуться к проблеме преподавания истории в начальной школе и провести под эгидой министерства широкое обсуждение этого вопроса.
Олеся ЦЕЛОБЕНОК, учитель начальных классов школы №46, Петрозаводск:
– Мне удивительно слышать, что изучение истории с первого класса подается как некое нововведение. В свете последних событий хорошо понятен подтекст – воспитание патриотизма. Хочу уверить министра, что у каждого учителя есть напряженный план воспитательной работы с массой обязательных и дополнительных мероприятий на данную тему, к которым невозможно подготовиться без изучения с детьми исторических фактов. О том, что работа ведется давно, свидетельствуют интереснейшие проекты и исследования учеников начальной школы. Кроме того, такие уроки, как окружающий мир, литературное чтение, музыка, никак не обходятся без изучения истории своей семьи, своего региона, биографий выдающихся людей. Целыми классами мы посещаем различные выставки, музеи, места памяти. Для этого нам не нужны никакие распоряжения.
Надежда РУКИНА, учитель истории и обществознания школы №75, Воронеж:
– Я веду историю в средних классах и могу сказать, что ребята приходят из начальной школы, уже имея определенные знания. Например, видно, что они знакомы с темой Великой Отечественной войны, знают о Петре I и его пребывании на воронежской земле. Поэтому не могу сказать, что они совсем не изучают историю в начальных классах. Если предложение Минпросвещения об этом – о просветительских программах, изучении истории своего края и истории своей семьи, о знакомстве с биографиями и творчеством знаменитых земляков, то такие программы, думаю, найдут отклик и у ребят, и у педагогов.
Наталья ПЕТРОВА, учитель начальных классов, Великий Новгород:
– Удобнее было бы реализовывать эту идею не в рамках предмета «Окружающий мир», а во внеурочной деятельности. Изучение истории родного края должно быть наглядным, это основа обучения младшеклассников. Посещение же музеев, выставок занимает значительное время, в один-два урока мы с учениками не уложимся, даже если школа расположена недалеко от места экскурсии. А поездка ребят из сельской местности в краеведческий музей, который, как правило, расположен в райцентре, займет и вовсе целый день. Также для реализации этой идеи необходимо дополнительное финансирование. Не всякий родитель заплатит за абонемент в музее, не каждая деревенская семья найдет средства, чтобы оплатить поездку ребенка на выставку в город.
Комментарии