Можно сказать без всякого преувеличения, что участники Московской городской педагогической конференции, которая прошла накануне начала нового учебного года в здании мэрии Москвы на Новом Арбате, больше всего ждали выступления министра образования Москвы Исаака Калины. Хотя Исаак Иосифович и ездил в течение прошлого года по округам, встречался с директорами школ, колледжей, заведующими детскими садами и ректорами городских педвузов, неоднократно высказывал свою позицию по тем или иным актуальным проблемам, выступление на городском педсовете – дело особо важное. Руководитель Департамента образования должен был не только поставить задачи на будущий учебный год, но и продемонстрировать, почувствовал ли он в полной мере, что такое столичное педагогическое сообщество, способен ли стать своим, в полной мере понимающим специфику работы городской системы образования. Судя по откликам участников педсовета, Исаак Калина с этими трудными задачами справился. О чем же говорил министр образования Москвы?
– У меня есть возможность еще раз сверить педагогические цели и педагогические задачи всех тех организационных, технологических, финансовых изменений, которые сегодня идут в системе образования Москвы. Прежде всего хочу сказать искреннее спасибо всем педагогам столицы за те терпение и поддержку, которые они проявили в прошедшем учебном году к обновленной команде работников Департамента образования. Более того, мы все больше ощущаем, что если в ноябре 2010 года мы могли считать себя инициаторами определенных перемен, то сегодня Департамент скорее инструмент изменений, а инициативы все чаще идут от педагогов. Мне кажется, что, собственно, это для нас и есть главный положительный результат прошедшего года, ибо надежными в школе могут быть только те изменения, которые происходят по решению самой школы. Важно, чтобы была ясна и понятна общая цель, а она сегодня четко заявлена в программе развития столичного образования, это то, о чем можно сказать коротко как о московском качестве образования. Наверное, меня трудно заподозрить в снобизме коренного москвича в отличие от многих педагогов столицы. Я уж точно, говоря слова «московское качество образования», имею в виду не московский снобизм. Я имею в виду, что Москва не только имеет право, но и просто обязана ставить перед собой достижение цели особого, столичного качества образования. Почему? Во-первых, у нас есть столичный уровень родительского сообщества. Во-вторых, это столичный спектр образовательных возможностей города, которого ни у кого в стране по определению быть не может. В-третьих, это, конечно, столичный кадровый потенциал, все-таки столичные вузы – передовые вузы страны, и в основном выпускники этих вузов работают и могут приходить работать в школу. В-четвертых, это наличие очень большого числа образцов такого качества образования, известных всей стране. В-пятых, конечно же, все мы уже поняли, что это и особый столичный финансовый ресурс образования. Я не хотел бы еще раз называть всем известные цифры, но всегда можно найти чему, например, равен норматив финансирования наших замечательных коллег в Санкт-Петербурге, думаю, москвичи при этом сильно удивятся разнице в финансировании, которую сегодня имеет московское образование. Ну и в-шестых, как человек, не один раз приезжавший в столицу учиться, уже работая учителем, я знаю, что у Москвы есть столичная функция помогать России повышать квалификацию. Конечно же, повышение квалификации не может проходить только в аудиториях Российской академии повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, оно в первую очередь должно проходить на площадках московских школ. Наверное, негоже, когда к нам обращается Федеральная академия и просит нас назвать площадку. Ведь единственный ответ, который может и имеет право дать Департамент образования: «Идите в любую школу!», иначе мы не можем говорить о том, что у нас есть столичное качество образования. Я думаю, что не так уж много необходимо, для того чтобы мы могли произнести эту фразу: «Идите в любую школу!» Для этого прежде всего нужно: – желание коллектива; – поддержка родительского сообщества (благодарен коллегам, работающим в составе управляющих советов, с которыми встречался недавно в Московском городском Доме учителя и убедился, как они заинтересованы в работе и готовы помогать); – наличие необходимых ресурсов (а мы видим, что только увеличивается их поступление в систему образования); – корректирующий контроль – контроль, который дает возможность внесения корректив в свою деятельность, а не просто своеобразный приговор. Признаюсь, самое большое мое удивление было тогда, когда выяснилось, что все так называемые диагностические работы в ходе аттестационных процедур проходят так, что школа не знает ни их содержания, ни их результатов. Я обещаю, что в новом учебном году контроль будет только таким, который поможет педагогам и управленцам вносить коррективы в свою деятельность. По сути дела, те условия, которые перечислил, ровно то, что есть в постановлении Правительства Москвы №86 о пилотном проекте развития образования. А поскольку постановление принято, то у нас все необходимое есть, а механизмы хорошо известны внутри каждой школы, это, конечно, взаимодействие результата каждого и результата общего, это, конечно, управление на балансе взаимных требований, а не на балансе взаимных уступок, как это, к сожалению, иногда бывает, и, конечно, это культура отношений в коллективе. Все мы прекрасно знаем, что главный учебник и главное учебное пособие для ученика – реальная жизнь его родной школы. Очень жаль, когда то, что Тубельский называл укладом школы, не совпадает с тем, что произносится на уроке, написано на страницах учебников. Соответствует ли уклад школы тому, что написано в учебниках, по которым мы учим наших детей, и в наших конспектах, с которыми мы заходим в класс? Это и есть то самое главное, ведь тогда и появляется эффект результата, когда все совпадает, а не противоречит друг другу. Поэтому что же нам удивляться, если в новой системе оплаты труда работа измеряется не только в часах! Она и в физике измеряется не только в часах, это мощность, умноженная на время, так и давайте измерять не только часы, но еще и мощность, которую мы используем. Мы же на уроках биологии рассказали, что живым признается только то, что изменяется постоянно, поэтому чего же мы боимся перемен? Наверное, главное все-таки – это то, что говорит каждый учитель математики на уроке (уж простите мне любовь к родному предмету!): нужно искать решение задачи, а не оправдание себе, почему ты эту задачу не можешь решить. А ведь мы зачастую в своей работе демонстрируем ровно с точностью до наоборот. Давайте признаемся или признаем, что мэр, Правительство Москвы научились и умеют находить решение финансовых задач, мы результаты этих решений сегодня видим, ощущаем: бюджет всех учреждений, входящих в систему Департамента образования, в 2010 году был 165 миллиардов рублей, первый проект бюджета на 2011 год – 181 млрд рублей, а будем заканчивать мы 2011 год как минимум с исполнением 212 млрд рублей. Это прибавка, которая составляет уже 28% к бюджету прошлого года. Правительство Москвы нашло решение финансовой задачи, а теперь, когда решена эта задача, причем решена так, что всем детям предоставлен равный финансовый ресурс – нормативно-подушевое финансирование, то наша педагогическая задача – всем детям обеспечить равновысокое московское качество образования. Я уверен, что мы эту задачу решим, весь вопрос, за какое время. Наверное, можно делать это медленно, но дети нас ждать не могут, поэтому, не сомневаюсь, в ближайшее время мы должны совместно выработать общие стандарты (можно называть – стандарты, хочу напомнить, что в русском языке это слово пришло со значением не как «иначе нельзя», а как «хуже нельзя») или общие модельные московские требования ко всем, что создает уклад московской школы. Я знаю, что Южный округ уже направил свою инициативу по спортивным площадкам, Северо-Восточный, наверное, наученный горьким опытом, прислал предложения по организации единого текущего контроля успеваемости тех, кто учится в экстернате, Северо-Запад предлагает модельное решение оптимизации процесса использования типовых школьных зданий, Юго-Восточный округ – по организации питания, Совет ассоциаций учителей предлагает несколько интересных решений, хорошие предложения мы услышали от управляющих советов. Поэтому инициативы педагогов и управленцев могут лежать в основе выработки наших общих московских стандартов ко всему, что создает уклад московской школы. В воскресенье перед городским педсоветом я встретился с директорами Южного округа. Я задал им два вопроса. Первый: «Увеличилось ли количество детей в ваших школах?» – практически весь зал ответил: «Да!» И второй «А рады ли вы этому?» – для меня радостным событием было то, что весь зал снова дружно ответил: «Да!» Я тогда подумал, что если бы не было пилотного проекта и нормативно-подушевого финансирования, директора, наверное, тоже радовались, но чуть-чуть меньше. Услышав два дружных «да!», я понял, что все у нас нормально, ибо все нормально у человека, когда у него все время увеличивается объем работы, которую он хочет и может сделать, и он этому радуется. Так как число родившихся маленьких москвичей, к счастью, только увеличивается, значит, нам всем гарантировано на многие годы вперед радостное и хорошее настроение. Пусть новый учебный год для всех нас будет радостным и успешным!
Комментарии