Россия – страна соборная
Когда меня называют националистом, я говорю: ежели я русский, я не могу быть националистом. Иначе Россия становится такой маленькой, и мне тесно тогда в России. Наша Россия – она большая, она открытая, она тяготеет к соборности. Она издревле принимала под свое крыло народы и народности, никого не истребляя по национальному признаку (кроме тяжелейших времен типа сталинских, которые есть в истории любой империи), всем давая кров и защиту.
Мы – народ завтра. Но мы – завтра, идущее из вчера. Вот почему в названии нашей Текосской школы стоит слово ╚родовая╩. Каждый человек – это не только отдельный индивидуум здесь и сейчас, это его род, колено, генеалогическое древо, воплотившееся в нем, нынешнем и тутошнем. Мы не народ момента, мгновения. Да, мы терпеливы – но это не от стадности и безропотности, рабской покорности, а от знания, большого видения большего, чем сейчас, сию минуту, в нашем только времени.
Со всех сторон слышны многолетние сетования, что мы слабые, отсталые, темные. Вот почему мне важно, чтобы ребята наши, девчата и парни-казаки из нашей школьной казачьей сотни были даже внешне красивы, чтобы в них сразу были видны красота и сила. Попадая к нам, все ребята без исключения уже в первый год на глазах подтягивают ся, становятся красивыми, это не только мы сами видим, но и все наши гости и родители ребят говорят.
И я не согласен, что это лишь молодость красит человека. Это сердечность красит. Неостывшая любовь. Когда лицо освещено смыслом. И, что не менее важно, привычкой, как у наших ребят, самостоятельно и собранно решать любые проблемы, а не вешать их на других. Вот тогда понятны и прочувствованы человеком слова поэта: ╚Наполни смыслом каждое мгновенье…╩
Русь – это не некая константа черепа, бровей, состав крови… Это отношение к смыслу. Смыслодер жание. И отсюда – наше бесстрашие. Русские не сдаются. Ни в ратном, ни в трудовом, ни в учебном деле. А учеба для наших ребят – это тоже поле боя, атаки, победы, подвига. Классов у нас нет, учителей в традиционном смысле слова – тоже, а вот учебный процесс идет постоянно, без каникул, без перемен, бывает, что начинается с рассвета и идет до глубокой ночи – по разновозрастным группам, что отчасти сродни ╚бригадному методу╩ – методом ╚казачьей лавы╩.
Вот парень к нам недавно приехал, его задурили в школе всеми этими ╚задержками умственного и психического развития╩, таскали по психиатрам, а у нас он уже с первых недель очень хорошо идет, он – наша надежда (как и каждый ученик в нашей школе). Герой, победитель. И вот уже сейчас мы поставили перед ним огромную задачу: делать учебник математики (учебники у нас пишут тоже сами ребята) по группам, но еще ни один не закончен, работа и переделки идут годами.
…Это очень трудно: запустить систему, чтобы она пошла как бы сама собой, чтобы она собою самой уже вела всех и каждого. Чтобы на успех, на победу работала не обычная связка ╚учитель – ученик╩, а Его Величество Смысл. Общий, глобальный. И тут только надо не мешать и вовремя корректиро вать тех, кто в данный момент каждый на своем участке эту систему ведет. Вот в этом процессе сейчас один ведущий, в другом – другой. Независимо от возраста. И каждый раз это не просто отдельный человек, взятый здесь и сейчас. Самое главное для взрослых в том, что ты, учитель, служишь не только им, детям, а всему роду их, всем родам. Не упустить бы вот эту Вечность! Я люблю повторять чьи-то стихи:
╚…Облако рвется в просинь.
╚Сколько лет тебе?╩ – ╚Восемь╩.
╚Сколько веков?╩ – ╚Сто╩.
Что будет с ним завтра, через века? Я с ним, с каждым, об этом думаю. И вот я слушаю его и думаю, стою и удивляюсь… А вон там уже опять новенького привели. Кто-то из ребят с ним уже беседует. Некоторые родители, привозя к нам своих детей со всей России, удивляются возрасту их ведущих, их ╚опекунов╩: вы бы нам кого постарше дали! Но так у нас же все старшие! Потому-то у нас нет вообще начальников, просто люди с разной и равновеликой ответственностью за общее дело.
Так вот, сейчас нам очень не хватает учителя от корней, от почвы, от земли русской… Россиянина не по крови и строению черепа (с баркашовцами у нас нет ничего общего), а по духу и смыслу этого слова.
Комментарии