search
main
0

Михаил НИКИТИН, заведующий лабораторией экономики и управления ИРПО. доктор педагогических наук:От соучредительства к софинансированию

Что такое соучредительство, о котором мы сегодня говорим столь часто? Это прежде всего создание нового юридического лица. У учреждения профобразования, которое уже создано и зарегистрировано одним государственным учредителем, другого «соучредителя» не может быть. Тем самым сохраняется его государственный статус, право на получение образовательной лицензии и право на получение бюджетного финансирования, не возникает правовых оснований для его разгосударствления. Но законодательство не вводит правовых ограничений для осуществления образовательным учреждением функций учредителя в целях создания нового юридического лица. Таким образом, одним из его соучредителей (при многоучредительстве) может выступать учреждение профобразования. Количество учредителей законодательство также не ограничивает.

Необходимость разделения и отделения функций государственного собственника и учредителя друг от друга предлагается на основе анализа практики их исполнения государственными органами управления образованием. Бесспорным доказательством этого становятся многочисленные решения арбитражных судов, которые обязывали федеральное Министерство образования выполнять свои обязанности как собственника и как учредителя образовательных учреждений. Государственный орган управления образованием не может в полном объеме выполнить полномочия, возложенные на него субъектом права. Он не имеет собственных источников финансирования и не может исполнять обязательства по субсидиарной ответственности, не осуществляет правовую защиту интересов образовательных учреждений ни от действий других госструктур, ни от других субъектов, не заключает учредительного договора с собственником имущества, делегировав это право самому образовательному учреждению, утверждает типовой устав, который защищает интересы органа управления, но не учитывает интересы функционирования самого образовательного учреждения.

Во избежание конфликта интересов и дублирования функций собственника и функций учредителя мы предлагаем их разделить. На этой основе единственность государственного собственника и множественность соучредителей обеспечивается разделением ведущих функций.

Примерная диверсификация управленческих функций в системе профессионального образования

Функции государственного собственника:

1. Бюджетное финансирование содержания имущественного комплекса образовательного учреждения, в том числе оплата коммунальных услуг.

2. Обособление границ земельного участка, установление принадлежности и регистрация площади в территориальных органах.

3. Бюджетное финансирование текущего и капитального ремонта, в том числе заключение подрядных договоров.

4. Обеспечение централизованной военизированной охраны госсобственности, в том числе содержание защитных сооружений.

5. Материально-техническое обеспечение учебного процесса, закупка мебели, оборудования, инструмента, инвентаря.

6. Строительство новых образовательных комплексов и учебной инфраструктуры.

7. Обеспечение выполнения госзаказа на профессиональное образование граждан.

8. Правовая, в том числе судебная, защита прав собственника образовательных учреждений.

9. Контроль за соблюдением субъектами образовательного процесса.

10. Создание профильного агентства по выполнению всех функций собственника (функция – структура – ресурсы – результат).

11. Финансирование мероприятий по пожаробезопасности образовательного учреждения.

12. Страхование имущественного комплекса и основных фондов.

Функции соучредителей

1. Прогнозирование, планирование образовательных потребностей социально-профессиональных групп населения.

2. Оперативное планирование и финансирование заказа на профессиональное обучение новых рабочих под конкретное рабочее место.

3. Повышение квалификации, переквалификация действующего персонала по освоению новых стандартов и технологий.

4. Формирование совместной учебно-производственной инфраструктуры ( как на базе учебного заведения, так и на базе предприятия), в том числе модернизация служб внутрифирменного обучения.

5. Квотирование ученических мест на практическое обучение у соучредителей.

6. Самостоятельное определение профиля, содержания, длительности профессионального обучения практикантов.

7. Аттестация, сертификация персонала предприятия, присвоение квалификационных категорий, в том числе с выдачей соответствующих удостоверений.

8. Обеспечение заказа учредителей на профориентацию, профселекцию и трудоустройство выпускников, создание новых рабочих мест.

9. Формирование профессионально-кадровой элиты, введение кадрового реестра победителей конкурсов мастерства.

10. Формирование организационной структуры управления по реализации функций учредителя.

11. Разработка профессиональных (корпоративных) стандартов и этических кодексов для сотрудников предприятий и обучающихся в учреждениях профобразования.

12. Модернизация оборудования, инструмента, локальных информационных сетей, обособление его от государственного.

13. Стимулирование конкуренции за высокооплачиваемые рабочие места, когда оплата труда адекватна профессионализму.

14. Организация питания, медицинского обслуживания, досуга, воспитательной работы.

Переход от моно- к соучредительству профессионального образования связан с растущим интересом российских работодателей к качеству рабочей силы. Российский работодатель – представитель негосударственной формы собственности. Цель его предпринимательской деятельности – извлечение прибыли. Понудить его к нецелевому инвестированию средств (например, к восстановлению института базовых предприятий) крайне сложно. Административные стимулы могут обладать только кратковременным эффектом в условиях конкуренции. Работники российских предпринимательских структур и педагогические работники учреждений профобразования, как правило, принадлежат к различным социально-профессиональным группам, с разными мотивами, представлениями о профессиональной карьере, системами ценностей. На протяжении нескольких последних десятилетий во всех передовых промышленных странах велись и ведутся систематические поиски наилучших организационных схем сотрудничества между работниками предпринимательских структур и профессиональным образованием.

Министерство образования и науки РФ разработало примерный учредительный договор, заключаемый между министерством и органами управления образованием субъектов РФ в отношении каждого образовательного учреждения НПО. Это позволило ввести в практику институт соучредительства.

Для создания условий для воспроизводства современного кадрового потенциала, мне кажется, необходимо создать институт соучредительства. Провести совместно с бизнес-сообществом во главе с Торгово-промышленной палатой региональный эксперимент по отработке его механизмов. Показателем государственной заинтересованности в становлении института соучредительства могло бы стать постановление Правительства РФ «О механизме соучредительства в профессиональном образовании», подготовленное при участии Торгово-промышленной палаты с координирующей ролью ИРПО.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте