Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков, отвечая на вопрос \”Учительской газеты\” о подготовке педагогов в вузах, назвал главные задачи в этом направлении. В их числе нет замены бакалавриата специалитетом, но есть привлечение выпускников в школы. Сегодня лишь половина молодых учителей идет работать по специальности.
По словам Михаила Котюкова, вопрос о подготовке педагогов – один из самых ключевых в системе высшего и общего образования страны. Он рассказал, что Минобрнауки и Минпросвещения создали общую рабочую группу для его обсуждения. – Нам нужно думать над содержанием образовательных программ, тех образовательных практик, технологий, с помощью которых эти программы будут реализовываться. Нам совершенно точно нужно думать о развитии инфраструктуры тех университетов, на базе которых происходит подготовка педагогов, потому что во многих регионах у нас уже школы ушли существенно далеко вперед, – заявил Михаил Котюков.Он добавил, что важно не терять из вида практикориентированность образовательных программ. В частности, министр назвал хорошей практикой работу школьного учителя в университете со студентами. Кроме того, по его словам, успешность педобразования будут определять вопросы базовой подготовки, подготовки учителей-предметников, подготовки учителей, владеющих цифровыми технологиями и психологическими практиками.Еще одним ключевым вопросом он назвал привлечение выпускников к работе в школах. – У нас сегодня во многих регионах из выпуска только половина ребят идут в школу. И далеко не все, кто пошел, через два года в этой школе готовы закрепляться, – обозначил проблему министр, напомнив, что в этом году каждый десятый абитуриент, поступивший на бюджетное место, выбрал педагогическую специальность. \”Нам очень много предстоит сделать вместе с Министерством просвещения, с губернаторами, чтобы ребята, которые выбрали для себя профессию педагога, были заранее вовлечены в региональные программы. Мы не сможем распределением выпускника заставить работать там, где не созданы условия: сама инфраструктура в школе, инфраструктура в том населенном пункте, где школа находится, и сама профессиональная траектория молодого педагога. Он не может, работая в школе, получать минимальную зарплату. Это принципиально важно. Мы просто не найдем таких специалистов\”, – признал Михаил Котюков.Отвечая на вопрос о возможной отмене Болонской системы в педобразовании, министр заявил, что \”это не вопрос специалитета или бакалавриата\”.– Это вопрос, сколько лет. У нас сегодня есть бакалавриат с пятилетними программами подготовки. Но университеты, понимая, что очень много вокруг новаций, очень много вызовов, начинают самостоятельно перестраивать образовательные программы и за четыре года давать то, что раньше требовало пяти лет, – отметил министр.По его мнению, эти сроки будут сжиматься еще сильнее в связи с нарастающим объемом информации в мире. \”Самые передовые образовательные технологии должны прийти в процесс подготовки педагогов в первую очередь. Мы хотим, чтобы в школу учителем шли работать лучшие выпускники\”. Он добавил, что Российская академия образования станет площадкой для разработки научных основ развития педобразования. \”Уже в ближайшее время будем обсуждать конкретные практические решения\”, – резюмировал министр.Напомним, на последнем заседании Совета при Президенте РФ по русскому языку вопрос о необходимости отмены Болонской системы по педагогическим специальностям в вузах вызвал острую дискуссию. Такой точки зрения придерживается министр просвещения РФ Ольга Васильева. Она повторила свое мнения в ходе недавнего прямого эфира на РБК.– Я считаю, что есть специальности, которые могут идти по двум ступеням. Это инженерные специальности. То есть: \”Я освоил, потом я работаю, и мне нужно на стыке технических специальностей еще дополнительно [подготовки] – я иду в магистратуру. И это оправдано. А есть специальности, допустим, педагоги, которые невозможно обучать по такой системе. Поэтому, возвращение к специалитету… Здесь должен быть взвешенный подход, и этот подход моими коллегами осуществляется, – сказала Ольга Васильева.В Минпросвещения России также признают проблему нежелания выпускников педвузов работать по специальности. По данным ведомства, молодые педагоги составляют меньше 6% от всех работающих в школе. При этом Ольга Васильева считает, что главная причина, по которой выпускники не хотят идти в школу, это не низкая зарплата, а боязнь детей.
– Нам нужно думать над содержанием образовательных программ, тех образовательных практик, технологий, с помощью которых эти программы будут реализовываться. Нам совершенно точно нужно думать о развитии инфраструктуры тех университетов, на базе которых происходит подготовка педагогов, потому что во многих регионах у нас уже школы ушли существенно далеко вперед, – заявил Михаил Котюков.
Он добавил, что важно не терять из вида практикориентированность образовательных программ. В частности, министр назвал хорошей практикой работу школьного учителя в университете со студентами.
Кроме того, по его словам, успешность педобразования будут определять вопросы базовой подготовки, подготовки учителей-предметников, подготовки учителей, владеющих цифровыми технологиями и психологическими практиками.
Еще одним ключевым вопросом он назвал привлечение выпускников к работе в школах.
– У нас сегодня во многих регионах из выпуска только половина ребят идут в школу. И далеко не все, кто пошел, через два года в этой школе готовы закрепляться, – обозначил проблему министр, напомнив, что в этом году каждый десятый абитуриент, поступивший на бюджетное место, выбрал педагогическую специальность.
\”Нам очень много предстоит сделать вместе с Министерством просвещения, с губернаторами, чтобы ребята, которые выбрали для себя профессию педагога, были заранее вовлечены в региональные программы. Мы не сможем распределением выпускника заставить работать там, где не созданы условия: сама инфраструктура в школе, инфраструктура в том населенном пункте, где школа находится, и сама профессиональная траектория молодого педагога. Он не может, работая в школе, получать минимальную зарплату. Это принципиально важно. Мы просто не найдем таких специалистов\”, – признал Михаил Котюков.
Отвечая на вопрос о возможной отмене Болонской системы в педобразовании, министр заявил, что \”это не вопрос специалитета или бакалавриата\”.
– Это вопрос, сколько лет. У нас сегодня есть бакалавриат с пятилетними программами подготовки. Но университеты, понимая, что очень много вокруг новаций, очень много вызовов, начинают самостоятельно перестраивать образовательные программы и за четыре года давать то, что раньше требовало пяти лет, – отметил министр.
По его мнению, эти сроки будут сжиматься еще сильнее в связи с нарастающим объемом информации в мире. \”Самые передовые образовательные технологии должны прийти в процесс подготовки педагогов в первую очередь. Мы хотим, чтобы в школу учителем шли работать лучшие выпускники\”.
Он добавил, что Российская академия образования станет площадкой для разработки научных основ развития педобразования. \”Уже в ближайшее время будем обсуждать конкретные практические решения\”, – резюмировал министр.
Напомним, на последнем заседании Совета при Президенте РФ по русскому языку вопрос о необходимости отмены Болонской системы по педагогическим специальностям в вузах вызвал острую дискуссию. Такой точки зрения придерживается министр просвещения РФ Ольга Васильева. Она повторила свое мнения в ходе недавнего прямого эфира на РБК.
– Я считаю, что есть специальности, которые могут идти по двум ступеням. Это инженерные специальности. То есть: \”Я освоил, потом я работаю, и мне нужно на стыке технических специальностей еще дополнительно [подготовки] – я иду в магистратуру. И это оправдано. А есть специальности, допустим, педагоги, которые невозможно обучать по такой системе. Поэтому, возвращение к специалитету… Здесь должен быть взвешенный подход, и этот подход моими коллегами осуществляется, – сказала Ольга Васильева.
В Минпросвещения России также признают проблему нежелания выпускников педвузов работать по специальности. По данным ведомства, молодые педагоги составляют меньше 6% от всех работающих в школе. При этом Ольга Васильева считает, что главная причина, по которой выпускники не хотят идти в школу, это не низкая зарплата, а боязнь детей.
Комментарии