В структуре Общероссийского Профсоюза образования насчитывается 82864 первичные организации, которые действуют в образовательных учреждениях всех уровней, от детского сада до вуза. О возможностях профкомов и роли первичного звена мы беседуем с заместителем председателя профсоюза Михаилом Авдеенко.
– Михаил Васильевич, мы знаем, что на всероссийском уровне профсоюз добивается многого. А что может и делает конкретный профком? Каковы его задачи и реальные полномочия?- Следует начать с того, что успешная деятельность нашего профсоюза на всероссийском уровне – результат солидарной деятельности всей нашей организации на всех уровнях, в том числе и первичном. Массовый профсоюз, объединенный едиными целями, имеет больше возможностей для диалога с властью, и с большим профсоюзом, таким как наш (а это 4412313 работников образования и обучающихся), властные структуры считаются. Понятно, что на каждом уровне профсоюзные организации решают и свои определенные задачи. Если говорить о профкомах образовательных организаций, то их роль сегодня, когда многие полномочия смещаются на региональный и локальный уровень, значительно возросла. Первичные организации наделены широкими правами в представительстве и защите интересов членов профсоюза и прав работников в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», иными федеральными законами, Отраслевым соглашением по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки РФ, на 2015-2017 годы, Уставом Профсоюза работников народного образования и науки РФ.Если первичная профсоюзная организация объединяет больше половины работников учреждения, она по закону становится представителем всех работников в отношениях с работодателем. В полномочия первичных профсоюзных организаций и их представителей входит участие в проверках за соблюдением работодателями – образовательными организациями трудового законодательства (ст. 370 ТК РФ); представительство интересов работников образовательных учреждений при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении образовательным учреждением, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем (ст. 29 ТК РФ). Сегодня в соответствии с Трудовым кодексом РФ системы оплаты труда в образовательных организациях устанавливаются коллективными договорами либо локальными нормативными актами, а в некоторых случаях – несколькими актами различного уровня, и их принятие идет с учетом мнения либо с согласия выборного органа первичной профсоюзной организации. Это закреплено в ст. 8, 372 ТК РФ, ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: работодатели – образовательные организации принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, либо с учетом мнения, либо с обязательным согласованием с выборным органом первичной профсоюзной организации (в соответствии с положениями коллективного договора, соглашений). Коллективный договор, регулирующий социально-трудовые отношения в конкретной школе, может устанавливать дополнительные гарантии и меры поддержки работников по сравнению с действующим законодательством, и мы нацеливаем первичные профсоюзные организации на содержательную работу над этим документом.В индивидуальных трудовых отношениях (то есть в отношениях работник – работодатель) профсоюз представляет в первую очередь интересы своих членов. Работники, не состоящие в профсоюзе, могут обратиться к органам первички с просьбой представлять их интересы в отношениях с работодателем. Отмечу, что в случаях, предусмотренных ст. 82 ТК РФ, работодатель не имеет права уволить работника – члена профсоюза, предварительно не запросив мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации. А в коллективных договорах могут быть предусмотрены статьи, определяющие, что увольнение работников – членов профсоюза невозможно без согласия профкома.В состав аттестационной комиссии организации в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации, так как результаты аттестации могут послужить основанием для увольнения работников. Представители профсоюзной организации в обязательном порядке входят и в конфликтные комиссии, что предусмотрено ч. 2 ст. 45 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». По просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе первичные профсоюзные организации вправе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры, – суд, комиссию по трудовым спорам. Первичные профсоюзные организации в соответствии с ТК РФ имеют право на участие в работе комиссии для расследования несчастного случая, на создание комитетов (комиссий) по охране труда на паритетной основе с работодателем и их взаимодействие с органами федеральной инспекции труда; на функционирование профсоюзных инспекторов труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов.Трудовое законодательство также предусматривает гарантии от увольнения в связи с сокращением численности или штата, а также в связи с несоответствием занимаемой должности из-за недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, для руководителей профкомов и их заместителей, не освобожденных от основной работы. В этих случаях увольнение возможно только с предварительного согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа. Отказ вышестоящего профкома дать согласие на увольнение профсоюзного работника желательно мотивировать (указать причины), так как работодатель может обжаловать этот отказ в суде. К числу наиболее серьезных причин для отказа относится указание на то, что увольнение носит дискриминационный характер и связано с активной профсоюзной деятельностью увольняемого. Увольнение указанных работников в связи с неоднократным неисполнением трудовых обязанностей без уважительных причин, если они имеют дисциплинарное взыскание, возможно только с учетом мотивированного мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.Кроме того, члены профкома, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов в работе профсоюзных съездов, конференций, для участия в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением. Следует учитывать, что освобожденные профсоюзные работники обладают такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и работники организации в соответствии с коллективным договором (ч. 3 ст. 375 ТК РФ). Не остаются без внимания профкомов и вопросы охраны труда, повышения правовой грамотности членов профсоюза, оказывается помощь в организации системы наставничества, социальная и психологическая поддержка… Перечисляя все это, еще раз понимаешь, насколько велика роль первичного звена в нашей деятельности. Не случайно девизом Года первичной профсоюзной организации, который мы проводили в 2012 году, были слова: «Сильная первичка – сильный профсоюз!». Это действительно так. Огромная благодарность всем нашим активистам, которые, несмотря на профессиональную загруженность, имея небольшие преференции, оговоренные в коллективных договорах, находят время и силы выполнять такую сложную и такую важную работу! Спасибо! – Получается, что председатель профкома должен разбираться в законодательстве, быть хорошим организатором, психологом… Но лидеры школьных первичек – это, как правило, обычные учителя, не имеющие, например, юридического образования. Где они могут получить необходимые знания? – Безусловно, мы понимаем, какая ответственность лежит на наших профсоюзных активистах, которые работают на «передовом крае», в коллективах. От их неравнодушия и, конечно, профессионализма зависит успешность всей нашей деятельности, и мы стараемся оказывать им всестороннюю помощь, в том числе через систему обучения. Обучение профсоюзных кадров всех уровней – система сложившаяся. Для первичек это постоянно действующие семинары и школы профактива, профсоюзные кружки, в каникулярное время – летние и зимние профсоюзные сессии, проводятся также совместные семинары для директоров школ и председателей профкомов, тематические вебинары и т.д. Такое обучение организуется и проводится региональными и местными организациями профсоюза. Профактив образовательных организаций принимает участие и во всероссийских мероприятиях. Во Всероссийской педагогической школе профсоюза, Всероссийском конкурсе «Студенческий лидер», который включает образовательные модули, в летнем профсоюзном тренинг-лагере по подготовке лекторов профсоюза. Обучение и обмен опытом идет и посредством интернет-проектов, например таких как Всероссийский конкурс «Проф.com», «Информационный прорыв», конкурс на лучшую страницу первичной профсоюзной организации и т.д. Почти во всех региональных и межрегиональных организациях профсоюза есть правовые (главные правовые) инспекторы труда – профессиональные юристы, которые оказывают правовую помощь и рядовым членам профсоюза, и активистам. Сегодня идет работа по укреплению штатов местных (районных и городских) организаций профсоюза юристами. Кроме того, и это очень важно, у нас в организации создана и активно функционирует система внештатных правовых инспекторов труда. Юристы профсоюза не только проводят обучающие семинары для профактива, проверки в образовательных учреждениях, но и при необходимости представляют права членов профсоюза в суде.- Какую помощь, со своей стороны, оказывает первичным организациям ЦС профсоюза? – Она носит самый разнообразный характер, в первую очередь это методическая и правовая помощь. Мы выкладываем на нашем сайте, распространяем по всей структуре профсоюза методические сборники и рекомендации по новым законам и подзаконным актам, которые принимаются в сфере образования и в сфере труда. Пример последних изменений вы знаете – вышло новое постановление Правительства РФ о ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках, вышли новые приказы Минобрнауки России о порядке аттестации, о продолжительности рабочего времени и порядке определения учебной нагрузки педагогических работников. Эти и другие нормативные акты были приняты в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Также стоит упомянуть действие правовой службы ЦС профсоюза на уровне Верховного суда РФ. В нашем случае разбирательства чаще всего касаются права на досрочную пенсию, на коммунальные льготы и услуги на селе. И хотя рассматриваются конкретные случаи, требующие судебного разбирательства на уровне Верховного суда РФ, потом, когда есть определенная судебная практика решения той или иной проблемы, она распространяется на всю страну. Естественно, мы поддерживаем наши первичные профсоюзные организации и по линии внутрисоюзной работы. Не буду углубляться в эту тему, так как она очень обширна и может стать предметом отдельного разговора. Это и вопросы, касающиеся развития информационных технологий. Мы настаиваем на том, чтобы страничка первичной профсоюзной организации в обязательном порядке была на сайте каждого образовательного учреждения, где есть наша первичка. Это наше настоятельное требование. Наличие этой странички, на наш взгляд, подстегивает первичную организацию к более активной работе. Здесь есть резервы для повышения эффективности работы в целом. Большое внимание мы уделяем работе с молодежью. Мы понимаем, как трудно молодым специалистам, впервые перешагнувшим порог школы, другой образовательной организации, адаптироваться к условиям работы в педагогическом коллективе. И считаем, что профком здесь должен играть одну из ведущих ролей. В том числе привлекая Совет молодых педагогов. При ЦС профсоюза и практически при всех региональных организациях такие советы есть. То есть молодежная политика, помощь молодым педагогам должна еще более четко прослеживаться в работе первичных профсоюзных организаций. Методические рекомендации по этой работе мы также рассылаем. Этот год к тому же объявлен в профсоюзе Годом молодежи. На прошедшей в этом году ВПШ профсоюза одной из главных целевых аудиторий стали молодые педагоги. Хочу подчеркнуть: мы считаем, что для первичной организации очень важно доносить позицию профсоюза до коллектива. Как мы уже говорили, многое зависит сегодня по нашему законодательству именно от профкомов, поэтому нужно, чтобы они были видны и слышны.- Почему, по вашему мнению, сегодня появляются альтернативные профсоюзы в сфере образования?- Здесь надо понять, по отношению к чему или к кому они альтернативные. Есть конституционное право граждан создавать объединения и объединяться в них. В том числе это касается и создания профсоюзов. Мы не считаем, что другие профсоюзы, существующие в сфере образования, по отношению к нам альтернативные. Если люди считают, что именно в этом профсоюзе им будет удобнее решать определенные задачи, это их право. Мы не можем это право подвергать сомнению. Главное, чтобы эти профсоюзы участвовали в решении задач, которые стоят перед работниками образования в целом. А проблем у нас много. Как известно, готовится бюджет, а он очень непростой. Напомню, что в сфере образования уже два года, в 2014 и в 2015 году, не было индексации заработной платы. На сегодняшний день в проекте бюджета на 2016 год и до периода 2018 года запланирована индексация в 7% в следующем году. Но реальная инфляция за последние два года составляет около 20%. Мы тоже обращаем на это внимание Правительства РФ. Планируется пересмотреть подсчет уровня средней заработной платы по майским указам Президента РФ, естественно, в сторону уменьшения, есть планы «разобраться» с досрочными пенсиями учителей, отнять у работающих пенсионеров право на пенсию, если у них заработок составляет более 2,5 прожиточного минимума. Пока это только предложение Минфина России, но определенное направление движения прослеживается. Если мы будем решать эти общие проблемы – хорошо. А если будем «делить одеяло друг с другом», то это послужит развалу профсоюзного движения в целом и приведет к ослаблению защиты работников. Но с моей точки зрения, привлекательнее быть членом более массового, большого профсоюза хотя бы потому, что с большим профсоюзом, как наш, властные структуры считаются. Маленький профсоюз могут не заметить, большой не заметить труднее.СтатфактОбщероссийский Профсоюз образования объединяет 82864 первичные организации. Около половины из них – 39642 – действуют в школах, 32324 – в дошкольных образовательных организациях, 511 – в высших учебных заведениях, 77 – в обособленных структурных подразделениях вузов, 1251 – в профессиональных образовательных организациях, 5508 – в организациях дополнительного образования детей, 73 – в организациях дополнительного профессионального образования, 45 – в научных организациях, 3433 – в других организациях.
Комментарии