search
main
0

Михаил АЛЕКСАНДРОВ, педагог-психолог, руководитель антикризисного подразделения ЦДиК «Участие»: Больше требований, но больше и уважения

​Сегодня этническая нетерпимость уже стала реальной формой проявления кризисных трансформаций многонационального общества. Зоны межэтнической напряженности, зараженные этнофобиями, терроризмом, порождающие потоки миграции, с полным основанием можно назвать зонами этнической нетерпимости. От того, какие установки на процесс общения личности с миром, окружающими людьми будут заложены в сознании молодежи, зависит будущее.

Состояние межэтнических отношений в школе – зеркальное отображение ситуации в обществе. По данным проведенных исследований, каждый пятый школьник характеризует их как недостаточно благоприятные, каждый седьмой не удовлетворен статусным положением в обществе своей этнической группы, каждый третий был свидетелем несправедливого отношения к человеку по этническому признаку, 68% школьников – представителей национальных меньшинств желали бы переехать на свою историческую родину.Определенные элементы ксенофобии зачастую распространены в школьной среде. Процент иноязычных детей растет с каждым годом. Многие иноязычные дети уже в раннем возрасте начинают чувствовать, что социум, в который они попали, зачастую их отвергает и унижает. Естественная психологическая защита детей в подобных обстоятельствах заключается в отторжении этого социума, неприятии норм и правил жизни, исходящих от «чужих», замыкании в кругу «своих». В этой связи велика роль педагога, который в своей повседневной воспитательной деятельности обучает детей корректно общаться друг с другом, уделяет внимание толерантным взаимоотношениям. Толерантность же педагогов – признание разнообразия учащихся, проявление конструктивного отношения к этому многообразию.С 2005 года в трех округах Москвы под научным руководством доктора психологических наук, профессора, академика РАО Виталия Рубцова работает городская экспериментальная площадка «Создание модели психологически безопасной образовательной среды».Создание безопасной среды в образовательном учреждении – комплексная задача, в которой интегрируются интеллектуальный, духовный, нравственно-этический, психологический, педагогический, этнический, физический, трудовой, управленческий аспекты.Психологическая безопасность образовательной среды определяется как состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье и социальное благополучие включенных в нее участников.Национально-этническая безопасность – состояние защищенности национального менталитета участников образовательного пространства, их традиций, обычаев, религиозных установок от грубого вмешательства, насмешек и непризнания.Ведущим направлением работы коллективов многонациональных школ в экспериментальной площадке стало формирование поликультурной психологически безопасной образовательной среды, разработка моделей управления развитием поликультурной психологически безопасной образовательной среды, создание программ по воспитанию этнической толерантности. Результаты многолетней работы педагогических коллективов многонациональных школ-участников в рамках экспериментальной площадки позволяют сделать вывод: воспитание толерантности в образовании должно происходить путем диалога сотрудничества обучающей и обучаемой сторон, гуманизации процесса образования. Необходимо обогатить содержание учебных курсов и программ гуманитарных, социальных и естественно-научных дисциплин поликультурной тематикой, а также совершенствовать методы преподавания всех видов дисциплин. Воспитанию толерантности может способствовать внедрение в образование элементов поликультурности.Безусловно, школа имеет большой воспитательный потенциал, но семья – тот институт воспитания, в котором закладываются основы нравственности человека, формируются установки на взаимоотношения с окружающими и корректируются оценки своих действий и поступков. Если рассматривать толерантность в свете взаимоотношения детей и родителей в семье, то это, на мой взгляд, определенная установка на восприятие, понимание взрослых и детей друг другом и действия в отношении друг друга, в основе которых лежат взаимное уважение интересов, ценностей, позиции, занятой обеими сторонами.Прочная, нормальная семья, в которой присутствует толерантность во взаимоотношениях детей и родителей, имеющая хорошие традиции, напротив, становится основой, которая нейтрализует отрицательное воздействие среды на ребенка. К примеру, отрицательное влияние средств массовой информации на психику ребенка, пропаганда «жесткого секса», насилия, жестокости сеют зерна, которые могут прорасти, если для этого имеется благоприятная почва, то есть проблемная, конфликтная, пьющая семья, или, наоборот, нейтрализоваться нормальной семейной обстановкой, пониманием и вниманием со стороны родителей. Данные проведенных исследований в рамках Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)» подтверждают это положение: 98,2% детей в благополучных семьях (опрошено 300 семей) не проявляют резких изменений поведения, не совершают асоциальных поступков в ответ на негативную информацию, идущую с экранов телевизоров, видеокассет, страниц журналов и газет. Интересующие вопросы и возникающие проблемы эти дети решают в семье или совместно с родителями находят выход из складывающейся ситуации. На вопрос: «К кому ты в первую очередь обратишься за помощью?» 83% детей ответили: «К родителям». «Почему именно к родителям?» На такой вопрос дети отвечают: «Родители поймут, помогут, не будут морализировать, подскажут, как правильно поступить». Таким образом, с уверенностью можно сказать, что между детьми и родителями в таких семьях сложились толерантные взаимоотношения.Антон Макаренко считал необходимым и в воспитании детей родительский авторитет, воспитание дисциплины, воспитание в работе, ведение семейного хозяйства, половое воспитание.Воспитывая ребенка в семье толерантным, можно использовать опыт А.Макаренко и его лозунг: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте