search
main
Топ 10
Школа без оценок: московские выпускники остались без отметок и проверочных работ Милосердие и гуманизм: 5 декабря на «Разговорах о важном» школьникам расскажут о Дне волонтера С января 2023 года школы обязаны будут использовать систему «Моя школа» В Ульяновске одну из улиц назовут в честь народного учителя Латышева В подмосковных школах стартуют региональные диагностические работы Шестиклассница из Северной Осетии победила во всероссийском конкурсе Минпросвещения обнародовало, где и когда будут проходить финалы Всероссийской олимпиады школьников «Дети стоят на улице в минус 18»: в Кургане разгорелся скандал из-за прохода в школу В школьных уроках появятся видеоматериалы Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина В Калмыкии – карантин: итоговое сочинение перенесли на февраль 2023 года К юбилею Константина Ушинского: о дате рождения известного педагога рассказали в РАО Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции С января в Подмосковье начинается прием заявок на участие в программе «Земский учитель» Астраханский школьник изобрел систему учета посещаемости Минобрнауки России проанализирует работу вузов по вовлечению школьников в научно-техническое творчество Столичные одиннадцатиклассники напишут пробный ЕГЭ по профильной математике Залог успешного общения: Сферум запускает бесплатный курс повышения квалификации по коммуникациям для учителей Школы переводят на дистант и закрывают из-за гриппа и ОРВИ в Астраханской области Учительница с учеником подрались в школе под Красноярском
0

Миграция на свободное. Легализация программного обеспечения в отдельно взятом вузе

Эта история в свое время, возможно, имела бы совсем другое начало, так как в спешке лицензирования образовательного учреждения мы вполне могли бездумно купить «Windows на всех». Но наш системный администратор Алексей Рядькин был не только рачительным хозяином, но еще и линуксоидом с десятилетним стажем. Поэтому Linux обосновался сначала на его, а потом и на моем ПК с момента моего прихода в Красноярский институт экономики, то есть с 2001 года.

Первые единомышленники среди сотрудников института появились у нас в декабре 2006 года, когда молодые специалисты научной лаборатории сначала заинтересовались, а потом рискнули и установили Linux на своих рабочих местах. Естественно, что возвращаться обратно никто уже не захотел. Поэтому к весне 2007 года, когда «дело Поносова» положило начало волне срочного лицензирования, в институте было уже 5 линуксовых рабочих мест, 3 из которых принадлежали преподавателям информационных дисциплин.

Миграция осуществлялась поэтапно. Сначала подобрали Windows-версии свободных аналогов популярных проприетарных приложений и установили это ПО на компьютеры наших пользователей. Был Photoshop – стал GIMP, было AC/DC – стал XnView, был WinRar – стал

7-Zip, был Winamp – стал VLC media player, был MS Office – добавился для первого знакомства OpenOffice. То есть на первом этапе избавились от всего проприетарного, кроме самой Windows и пакета MS Office.

Месяца через полтора, когда пользователи освоились в новом программном окружении, мы провели собрание сотрудников института, на котором попытались объяснить, какие пути дальнейшего развития могут быть у нас в свете необходимости «лицензирования ПО» и почему сейчас выгодно сделать ставку именно на «свободное ПО».

Конечно, объяснить это людям, по большому счету впервые узнавшим, что для Windows вообще существует какая-то альтернатива, и заставить их поверить в то, что эта альтернатива к тому же более перспективна и надежна, – задача не из легких. Но мы старались. Большое спасибо руководству института за доверие к нашей компетентности и оказанную поддержку. Ведь вопрос имел не только техническую и финансовую, но еще и политическую составляющую.

Один из наиболее доступных для понимания образов, объясняющий, «как же это может быть одновременно и бесплатно, и хорошо?», сводится к сравнению операционной системы с дорогой, по которой ездят все прочие производители аппаратного и программного обеспечения и вообще производители данных. Монополизм Microsoft с его проприетарной ОС Windows делает эти дороги платными, а поэтому монополизм Microsoft не выгоден всем прочим производителям, которых тысячи и которые теперь весьма охотно вкладывают собственные ресурсы в постройку бесплатной общественной дороги на базе ОС Linux.

Прочими аргументами за Linux были:

само ПО бесплатно или практически бесплатно;

полная легальность использования, то есть полная лицензионная чистота (GNU/GPL);

бурное развитие и внедрение программ с открытым кодом во всем мире, а теперь и в России (особенно после «дела Поносова»). Уже решено, что с 2009 года во всех школах страны будет установлено свободное ПО наряду с проприетарным или вовсе без оного. А сегодняшние школьники – это наши завтрашние студенты;

лучшая поддержка свободных форматов документов;

повышенная надежность, в том числе защищенность от вирусов;

богатый выбор приложений;

частое появление новых версий.

В общем вся эта пропаганда закончилась сообщением, что большинство присутствующих в ближайшее время переедут на Linux, а документы, созданные в MS Office, переведут в OpenOffice. По сути это то единственное, что стало причиной беспокойства для пользователей при миграции. Хотя даже и на те машины, где «по медицинским показаниям» Windows искоренить было нельзя, в качестве офисного пакета все равно устанавливался OO.

Лично я очень опасалась перевода на Linux компьютерных классов. Не из-за учебного процесса (там не было нерешаемых задач), а из-за дополнительного сервиса, который получают наши студенты. Они работают над курсовыми и дипломными проектами и в классе, и на домашних ПК, то есть им приходится постоянно переносить документы из среды Windows в Linux и обратно. Чтобы студенты (а в нашем корпусе обучаются только заочники) сориентировались, объясняем им тему «свободный/проприетарный софт» на занятиях по информатике, записываем на CD с методическими материалами свежую версию OO под Windows и другие популярные приложения с диска FreeSoft, который обновляем раз в полгода.

Как преподавателю информатики, мне пришлось переделать курс практики MS Word, MS Excel на MS Word/OO Writer, MS Excel/OO Calc. На лекциях показываю сначала работу со стилями в Word, поскольку студентам привычен этот интерфейс. Затем повторяю то же самое во Writer, плюс то, чего в Word сделать нельзя, а именно:

стили врезок, стили страниц;

автоматическая нумерация таблиц, иллюстраций, формул;

вставка названий глав в колонтитулы;

экспорт в .pdf и так далее.

А на практике в классе студенты работают уже только в OpenOffice. При этом дома они делают контрольную в любой удобной для себя программе, но защищают ее опять же в OO. В общем из них получаются славные «полиглоты», которые не боятся ничего.

Определились и с форматами для хранения всей методической литературы: версия для внутреннего редактирования хранится в .odf, версия для тиражирования студентам – в .pdf, чтобы не возникало разночтений. Правда, выяснилось, что Adobe Reader установлен далеко не на каждом Windows ПК, но это исправляется очень легко.

В нашем корпусе ведется только заочное обучение, то есть наши студенты – люди в основном работающие. Интересно, что OpenOffice для многих оказался не новостью, так как они уже столкнулись с ним на рабочих местах, поэтому интерес к изучению именно этой программы и к опыту лицензирования вообще в 2007-2008 учебном году у нашей аудитории был просто колоссален, ведь проблема касается каждого.

Вообще же из общения со студентами, у которых на работе либо отдельно OpenOffice, либо Linux, из разговоров со знакомыми IT-специалистами и знакомыми директорами, организации которых уже перешли или переходят на Linux, у меня сложилось впечатление, что мы вовсе не уникальны. По крайней мере, в Красноярске наш институт очень и очень типичен. Стойкое впечатление, что мир уже изменился и «прогресс обратного хода не имеет».

Самым заметным положительным эффектом от миграции стало чудесное излечение от вирусов. Раньше каждый студент нес свою коллекцию «заразы» на флешке в компьютерный класс и регулярно провоцировал компьютерные эпидемии. А теперь – красота! Вставил студент свою флешку в твою Linux-машину, и ты имеешь возможность не только наглядно показать ему все его вирусы, но и удалить их, не боясь заразиться. Как преподаватель, проверяющий контрольные работы в электронном виде и заодно уж сканирующий съемный носитель, на котором эти контрольные прибыли, могу ответственно заявить: в среднем на группу из 20 человек найдется только 4-6 здоровых флешек. Страшно представить, что творится у остальных на домашних ПК.

К сожалению, не все так гладко, как хотелось бы. Ряд административных машин спасти не удалось. Интересно, что неразрешимой проблемой для компьютеров в бухгалтерии стали вовсе не «1С» и «Консультант Плюс», а программы, поставляемые банками (клиент-банк, BiPrint и прочие) и навязываемые налоговыми органами («Налогоплательщик» и тому подобное). Причем некоторые банковские программы отказываются работать, если пользователь не обладает правами администратора.

В нашей образовательной специфике также не удалось обойти программы, в обязательном порядке спускаемые Министерством образования и науки. К ним относятся, например:

ежегодный модуль сбора информации;

AST-тест, работающий исключительно под MS Internet Explorer версии 6 и выше;

FEPO-тест, офлайн-версия которого требует наличия на компьютере компонентов MS Access.

Все это необходимо использовать в обязательном порядке при прохождении процедуры аккредитации. В общем под министерские задачи пришлось пожертвовать еще двумя ПК. Компьютер в библиотеке также оставили для Windows ради библиотечной учетной системы Ирбис.

Справедливости ради следует сказать, что компьютерный класс в корпусе очного отделения тоже отдали под Windows, в первую очередь из-за специфических туроператорных приложений, в частности «СамоТурАгент» (используется для обучения по специальности «социально-культурный сервис и туризм»). Хотя, конечно, все это было сделано из-за нехватки времени, ведь оптимизацией информационной среды очного отделения вплотную просто никто пока не занимался.

Так что зависимостей от закрытых технологий у нас оказалось много. И тем не менее за прошедший учебный год 36 рабочих мест (18 в компьютерных классах, 18 на местах сотрудников) полностью мигрировали на Linux без проблем.

Резюмируя имеющийся теперь у нас опыт по внедрению свободного ПО на рабочих (и учебных) местах в масштабах организации, могу сказать, что для достижения успеха необходимо и достаточно:

наличия в организации грамотного системного администратора;

доверия со стороны руководства;

должного уровня конкурентоспособности технологий Linux, который на сегодня есть и в дальнейшем (как все мы надеемся и к чему имеются все предпосылки) будет только расти.

Конечно, не обойтись без пропаганды в организации идеологии свободного ПО. Хорошо, если пользователи осознанно воспримут перемены и сочтут их не препонами на давно проторенной дороге, а возможностями повышения собственной пользовательской квалификации.

mother@krkime.com

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте