Миф №1 – общественное воспитание убивает личность
Современные стандарты дошкольного воспитания направлены на развитие личности. Задача всех педагогов образовательной организации – помочь раскрыться таланту ребенка во время непосредственно образовательной деятельности, которая формирует целостную картину мира. Ребенок получает разнообразные навыки и умения, позволяющие стать личностью, найти свою дорогу в жизни. Знакомство с разнообразными профессиями в системе дошкольного образования начинается с самых ранних пор, а при современной скорости жизни это очень важно. Также развитая система дополнительного образования позволяет выбрать и ребенку, и родителю, не выходя из стен детского сада, множество занятий: от футбола до лего-мастерских, от изучения фольклорного наследия до написания сказок. Современный детский сад – это давно уже образовательное учреждение, а не только присмотр и уход.

Миф №2 – хороших детских садов нет
Идеальных садов не бывает, как и не бывает идеальных людей. Психологи, методисты и вдумчивые родители единодушны: малышу гораздо лучше ходить в хороший детский сад, чем сидеть дома с мамой, бабушкой или няней. А как найти такой детский сад? Да очень просто: начать ходить вместе со своим ребенком в детский сад на занятия. Причем прийти, когда малыш только научился ходить. Современные стандарты образования позволяют это сделать. В нашем дошкольном отделении реализована модель такой адаптации в условиях дошкольной группы, причем не только детей, но и родителей.
Наша модель предполагает постепенный переход от одной формы организации к другой с постепенным увеличением времени пребывания, а также количества сверстников в группе.
Первым звеном модели является детско-родительский клуб «Умка» для детей от полугода до полутора лет. Вместе с родителями малыши посещают группу, в которой не более 10 детей, два раза в неделю. Занятие длится 1 час. Это первое знакомство детей со сверстниками, где они учатся видеть, слышать и слушать другого взрослого, опираясь на своего родителя. В ходе занятия малыши, взаимодействуя со своей мамой, выполняют задания педагога, играют с предложенным дидактическим материалом. Учитывая возраст детей, в занятия обязательно включается предметно-манипуляторная деятельность как ведущая деятельность возраста.
Затем дети переходят в группу кратковременного пребывания. Мы по-прежнему предлагаем ребенку приходить на занятия со своим сопровождающим. Это могут быть мама или папа, бабушка или няня. Теперь ребенок занимается уже в течение полутора часов, но группы все еще небольшие – не более 10 человек. При составлении новых групп наши специалисты стараются сохранить коллектив сверстников, чтобы дети были знакомы друг с другом. Также мы стараемся не менять специалистов и педагогов.
Третьим звеном в модели адаптации предлагается группа кратковременного пребывания, но уже без взрослых и с нормативным количеством детей. Эта группа принимает ребятишек ежедневно на 3,5 часа. В организации работы ГКП прослеживаются все нормативные элементы работы: непосредственно образовательная деятельность, регламентированная деятельность, совместная деятельность взрослого и ребенка, привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Таким образом, к трем годам ребенка образовательная организация получает спокойного родителя, уверенного в том, что его чадо находится в надежных руках профессионалов своего дела. Дети спокойно переходят на 12‑часовой режим пребывания со сном. Кроме этого, педагогический коллектив сразу получает родителя, готового к полноценному сотрудничеству с воспитателями, так как во время посещения занятий со своим ребенком он ознакомился с подходами работы в нашем учреждении. Для современного общественного образования очень актуально приобщить родителя к необходимости следовать в интересах ребенка стабильному распорядку дня. Наш родитель, побывав внутри, понимает, что детский сад – это специально подготовленная развивающая среда, которая, учитывая индивидуальные особенности, учит малыша жить и общаться в коллективе; учит строить отношения, соблюдать режим дня, самоорганизации и порядку. Часто родители недооценивают исключительную важность этих моментов. В итоге вырастают дети, не приемлющие никаких ограничений.
Еще одним немаловажным аспектом является то, что малыши, которые подготовлены к посещению детского сада, уже имеют элементарные навыки самообслуживания, готовы к межличностному взаимодействию со сверстниками и взрослым, а также подготовлены к переходу к ведущей деятельности дошкольного возраста – игре.
Миф №3 – в дошкольных группах все болеют
И это правда! Учитывая специфику инфекционных заболеваний, нетрудно предположить, что один больной ребенок перезаражает всю группу. И это лишь один момент. Есть и второй. Период адаптации, как правило, связан со стрессами, которые, естественно, приводят к ослаблению иммунитета. Вот почему в самом начале самостоятельной «карьеры» дети практически не вылезают из болезней. Пустяковая проблема несамостоятельности может стать едва ли не главной причиной трудной адаптации к детскому саду. Задачу самообслуживания малышу стоит облегчить простой прической, удобной одеждой без маленьких пуговиц на спине. Главный принцип – чем проще, тем лучше. И как говорят мудрецы: «Все проходит, и это пройдет». Адаптация пройдет, иммунитет укрепится. И болезни перестанут тревожить вас так часто.
Миф №4 – чужих детей не любят
Дошкольные группы – это чужие люди и чужой дом. Хочу высказать крамольную мысль: любовь здесь не нужна. Отрицая любовь, я имею в виду скорее полезность ее отсутствия (в определенной степени) для решения задач воспитания. Горячее материнское чувство, бывает, вредит процессу. Ровное и последовательное поведение присуще далеко не всем мамам. Слишком эмоциональная реакция матери часто мешает ребенку сосредоточиться на занятии и адекватно воспринять дидактическую задачу.
Для родителей их Васенька самый добрый, самый любимый, самый умный. Они, как никто, знают своего ребенка (хотя для многих открытием был бы просмотр видеозаписи обычного дня в детском саду). Педагог же смотрит не только на одного Васеньку, но еще и на Аленку, Дашу, Степу, так что ему гораздо виднее, что у Васи не сформировано в физическом, эстетическом, интеллектуальном плане, а в чем он опережает сверстников. В этом преимущество детского сада, потому что, как уже говорилось, детей там готовят к жизни в социуме. Очень наглядно это видят родители, которые на ранних этапах занимаются вместе со своими детьми. Видят, как отличаются дети одного возраста по развитию и что надо делать для наращивания необходимых навыков под руководством педагога.

Итак, подводя итог: дошкольные группы – это первая образовательная и адаптационная ступень в развитии ребенка. Специалисты всегда готовы помочь советом, как лучше поступить в различных воспитательных коллизиях. Главное – желание родителя услышать педагога. Мы же в свою очередь готовы к взаимодействию.

Наталья КОРЯГИНА,
педагог-психолог школы №89