search
main
0

Мгновения истории

Первым опытом переброски в тыл противника воздушного десанта можно считать высадки американцем Холтом болгарских разведчиков во время турецко-болгарской войны 1911-1912 гг.
* * *
Первая десантная диверсионная операция проведена в годы Первой мировой. Немцев капитана Касселя и обер-фельдфебеля Виндиша (65-й полевой авиаотряд) высадил в тылу русских войск самолет “Альбатрос”. В середине сентября 1916 г. они взрывают железную дорогу Ровно – Броды и улетают на “Альбатросе”.
* * *
Летом 1918 г. французы впервые в истории используют для заброски десанта в тыл противника парашют. Майор Эврар с двумя спутниками совершает прыжок в Арденнах. Группа проводит несколько удачных взрывов на железных дорогах. Парашют становится важнейшим боевым средством.
* * *
В СССР бурное развитие авиации в 30-е гг. предоставляет возможность переброски по воздуху тяжелого оружия, боевой техники и людей. Теоретическую разработку роли и задач ВДВ проводят советские военачальники, прежде всего Михаил Тухачевский.
Впервые в мировой истории достаточно крупный воздушный десант (12 человек) высаживается на учении ВВС Московского военного округа
2 августа 1930 г. Парашютисты наносят удар по штабу дивизии условного противника. Так рождаются советские Воздушно-десантные войска.
* * *
В марте 1931 г. командование РККА принимает решение о создании в Ленинградском военном округе первого в Красной Армии и в мире нештатного опытного авиамотодесантного отряда. Он включает стрелковую роту, саперный взвод, взвод связи и взвод легких машин. На вооружении отряда (164 человека) – две 76-мм динамореактивные пушки, две танкетки Т-26, 4 гранатомета, 18 пулеметов, три легкие бронемашины, 26 автомобилей, 4 мотоцикла. Ему придавались авиаэскадрилья (12 ТБ-1) и авиаотряд (10 Р-5). День формирования отряда – 1 июня 1931 г. – считается днем рождения российской военно-транспортной авиации.
* * *
В 1935 г. на маневрах на Украине и в Белоруссии Красная Армия впервые показывает новый род войск в более крупном масштабе. Под Киевом самолеты выбрасывают 1.200 парашютистов. Они после приземления организуют круговую оборону для обеспечения взлетно-посадочной площадки. Вторая группа самолетов приземляется, высаживает 2.500 человек с боевой техникой. Почти в то же время в Белорусском военном округе выбрасывают на парашютах 1.800 человек, затем высаживается посадочный десант – 5.700 человек с тяжелым вооружением, автотранспортом, легкими танками, бронемашинами.
* * *
Гитлеровский вермахт сбросил парашютистов только на маневрах в 1937 г. – роту под командованием обер-лейтенанта Цана. Но с началом Второй мировой вермахт начнет широко применять воздушные десанты – в Норвегии, Голландии, Бельгии, а 20-31 мая 1941 г. проводит Критскую – крупнейшую воздушно-десантную операцию Второй мировой. 19 мая 1940 г. обозреватель “Нью-Йорк таймс” в статье “Воздушная мощь Германии” отметил: “Сочетание парашютных десантов, захватывающих аэродромы, с посадочными десантами, использующими их, является страницей, вырванной из книги о Красной Армии, которая первая продемонстрировала эти методы в широких масштабах на маневрах 1936 г.”.
* * *
Вяземская воздушно-десантная операция (участвовали 4-й воздушно-десантный корпус, 210-я воздушно-десантная бригада 5-го воздушно-десантного корпуса и 250-й отдельный стрелковый полк) проводилась на завершающем этапе московского сражения. Ее цель – содействовать войскам Западного и Калининского фронтов в окружении и разгроме вяземско-ржевско-юхновской группировки вермахта – группы армий “Центр”. С 18 января по 28 февраля 1942 г. в район южнее и юго-западнее Вязьмы десантировано свыше 10 тысяч человек с вооружением. Это первый случай в военной истории, когда столь крупный десант применялся ночью в исключительно тяжелых зимних условиях, при недостатке транспортной авиации и полном господстве противника в воздухе. Подобных воздушно-десантных операций не проводила ни одна зарубежная армия. Десантники совместно с 1-м гвардейским кавалерийским корпусом и партизанскими отрядами овладели и удерживали до 25 мая значительный район южнее Вязьмы, сковали до 5 дивизий врага, ведя бои в окружении, за 6 месяцев освободили около 200 населенных пунктов, прошли по тылам свыше 600 км, уничтожили до 15 тысяч солдат и офицеров противника, много военной техники.

В 1954 г. командующим советскими Воздушно-десантными войсками назначается генерал-лейтенант (впоследствии генерал армии) Василий Маргелов и возглавляет их четверть века (читайте материал “Войска дяди Васи” в этом номере).
* * *
В 1969 г. на вооружение советских ВДВ впервые в мире поступает боевая машина десанта – БМД-1, следом – другая современная бронетехника, десантируемая с воздуха.
5 января 1973 года впервые в истории экипаж БМД-1 (командир подполковник Леонид Зуев, наводчик-оператор старший лейтенант Александр Маргелов – сын командующего) в ходе учений десантировался с самолета на многокупольной парашютной системе и специальной платформе внутри машины (операция “Кентавр”).
23 января 1976 г. в ходе операции “Реактавр” экипаж БМД-1 (командир майор Александр Маргелов, механик-водитель подполковник Леонид Щербаков) впервые в мире десантировался из самолета на парашютно-реактивной системе без платформы и сразу же вступил в бой.
* * *
В 1968 г. ВДВ участвуют в событиях в Чехословакии, куда для стабилизации обстановки в стране были введены части и соединения Вооруженных сил стран – участниц Варшавского договора.
* * *
В 1979 г Советские Вооруженные Силы вошли в Афганистан, первые боевые операции провели части крылатой пехоты. Одним из парашютно-десантных полков, первым вошедшим в Кабул, командовал нынешний командующий ВДВ генерал-полковник Георгий Шпак. За 10 лет более 30 тысяч воинов-“афганцев” были награждены орденами и медалями, а 16 военнослужащих – удостоены звания Героя Советского Союза.
* * *
Воины ВДВ прошли все “горячие точки” бывшего Союза – Сумгаит, Ленинакан, Ереван, Баку, Тбилиси, Вильнюс, Приднестровье, Ош, Фергана, участвовали в миротворческих операциях последнего десятилетия – Южная Осетия, Абхазия, Югославия. В масштабной миротворческой операции многонациональных сил НАТО “Совместная охрана” на Балканах участвовала отдельная воздушно-десантная бригада, сформированная в конце 1995 г. и входившая в состав многонациональной дивизии “Север”. Она несла боевую службу в своей зоне ответственности – в северо-восточной Боснии.
В июне 1999 г. российские десантники совершили блестящий марш из Боснии в Приштину, доказав, что с Россией надо считаться (читайте в этом номере материал “Бросок, потрясший НАТО”).
За период немногим меньше десяти лет в миротворческих операциях приняли участие более 35 тысяч десантников. 1300 из них удостоены государственных наград, двум присвоено звание Героя России посмертно.
* * *
В Чечне десантники сражались на самых сложных участках, разгромив не один десяток бандформирований. На всю страну известен подвиг воинов 6-й парашютно-десантной роты 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. 1 марта 2000 г. в Аргунском ущелье они вступили в бой с превосходящими силами бандитов, преградив путь 2.000 боевиков, пытавшихся вырваться из окружения. Ценой своих жизней они выполнили боевую задачу.
* * *
С 1980 г. более 39 300 десантников награждены орденами и медалями, 108 удостоились высшей государственной награды страны – звания Героя Советского Союза и Российской Федерации.
* * *
1 сентября 2002 г. в Пскове начнет формироваться первая в российских Вооруженных Силах дивизия, состоящая из профессионалов – военнослужащих, набираемых по контракту. 76-я воздушно-десантная дивизия станет прообразом будущей армии России.
* * *
На базе БМД-3 разрабатывается около 20 образцов вооружения и техники. Рождается семейство легких боевых машин с характеристиками, не уступающими по боевой мощи аналогичным образцам вооружения Сухопутных войск. Так, проходящая последний этап госиспытаний 125-мм самоходная противотанковая пушка “Спрут-СД” практически является легким плавающим танком. По огневой мощи она не уступает Т-80, а по подвижности – БМД-3.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте