search
main
0

Межрегиональное братство. Плакать-рыдать – грустная традиция финала экспедиции

​Я бежала, теряя тапки, спотыкаясь о траншеи, вырытые за ночь лагерным кротом, об растяжки мокрых палаток, вслед уходящему желтому автобусу с надписью «Дети». В нем уезжал душа экспедиции Андрюша Семке (учитель года Кубани-2000, физик) со своей краснодарской делегацией. Я проспала прощание с ними, а еще с Ростовом, Белгородом, Тулой. Просто сегодня Андрей Иванович не разбудил палаточный лагерь своим привычным способом: «Доброе, доброе, доброе утро! Сегодня всемирный день поцелуев… День последнего дождя в Камеруне… А также очередной день экспедиции на гостеприимной земле Горного Алтая!».

Обычно после такой инфо-побудки следовала развеселая зарядка от Артема Смолева, который, несмотря на юный возраст (2‑й класс), умело обучал нас рок-н-рольным движениям и вселял бодрость на целый день. Сегодня ее тоже не было, потому что рок-н-ролл заменили на прощальный круг «обниматься-качаться» и песни «плакать-рыдать» (типология песен экспедиции по версии московской делегации). Обычно с утра в душе уже не было горячей воды, очередь туда выстраивалась с шести часов. Но не сегодня. И в шатрах пищеблока не было столпотворения, все позавтракали в одну смену.После завтрака по программе наступало время мастерских.Это феномен экспедиции – мастерские. Учителя в свой законный отпуск едут работать, а дети едут учиться, утром и после обеда с удовольствием посещая трехчасовые полевые занятия в различных предметных областях. Каждый год весь июнь я ломаю голову над тем, что нового могу дать искушенным «экспедиторским» умам, чем удивить и какие открытия сделать вместе с ними в полевых условиях Межрегиональной экологической экспедиции школьников России. В этом году, как всегда, среди учителей шла битва за уютные уголки лагеря экспедиции: беседки, полянки, лавочки, даже камушки и бревнышки на берегу Катуни для плодотворной работы групп юных исследователей. Где лаборатория, необходимая настоящему ученому? Разрешенная для авиаперевозок норма багажа вполне вмещает в себя дидактические материалы, палатку и пару кед для волейбольного турнира. Мой девятилетний сын даже экскурсиям по достопримечательностям Алтая предпочитал участие в работе мастерских.Дело в том, что экскурсии в каждой экспедиции идут параллельно мастерским. Это своего рода тоже мастерские по освоению местного колорита, истории и природных условий. В этом году Республика Алтай подарила нам знакомство с Катунью, Чемалом, островом Патмос, Камышлинским водопадом, музеем художника Чороса-Гуркина в селе Анос и музеем села Аскат, в котором стоял наш лагерь, Ботаническим садом. Я разрывалась между поездкой на Телецкое озеро и Спартакиадой народов экспедиции, которая проводится силами учителей из разных регионов и помогает освоить национальные командные игры. Обожаю фотографировать это действие, тем более что в этом году появились новые игры, например казачья «Тяни-толкай» и «Алтимат». Но все же не пожалела, что побывала на берегах жемчужины Алтая и даже окунулась в воды озера, которые чуть теплее, чем воды Катуни. Телецкое озеро мы пересекли на огромном теплоходе, увидели сногсшибательный во всех смыслах водопад Корбу, и даже длительная дорога не была в тягость, ведь все это время я была в обществе своих друзей из разных городов России.Но сегодня не было даже мастерских. Это было очень странно и непривычно – после интенсивной работы экспедиции попасть в пустоту. Мои дети слонялись, не зная, чем заняться, провожали каждый час отъезжающих, плакали, рисовали на кепках и майках сердечки на память, подходили по привычке к стенду с расписанием мастерских, но там белел только график отъезда делегаций, неумолимо свидетельствующий о том, что экспедиция закончилась. В прошлом году мы уезжали первые сразу после итоговой конференции, наревелись, попрощались, но это было только один раз. Сегодня же это было невыносимо – отрывать от себя родных людей по кусочкам. «А так хотелось быть рядом с тобой…» – это слова из песни «экспедиторов», написанные десять лет назад девочкой из Новосибирска и политые литрами межрегиональных слез.Екатерина Чех, ставшая взрослой, до сих пор тоскует о друзьях. Это просто удивительно, как скрепляет экспедиция людей: взрослых, подростков, даже малышей, которым в этом году подарили новое пространство: начальную школу. Где только время нашли? Был свободный час между обедом и второй мастерской, вот его-то и заняли малышами. И это было здорово: рисовать с ними мультики, озвучивать их, а потом нестись в беседку к взрослым школьникам и с ними обсуждать законы фотографии.Последний день был все-таки удивительный. Мы наконец-то познакомились с местом, где жили, – селом Аскат. Здесь на небольшое количество дворов каждый второй – дом художника или скульптора. Между прочим, шестеро из них – члены Союза художников России. Есть свой театр, несколько выставочных залов. Мы как будто очутились в культурной столице.После такого богатого впечатлениями дня «взрослый час» (традиционное мероприятие, на котором подводятся деловые итоги дня и происходит неформальное общение) прошел у костра на берегу Катуни. Владимир Нодарович Головнер закрыл наше собрание искренним «спасибо». А палатки в последнюю дождливую ночь мы поставили на сцене. Получилась такая коммунальная квартира с натянутыми бельевыми веревками и отдельными комнатами. Впереди – новая экспедиция, новая мастерская и старые друзья. С Андреем Ивановичем мы обязательно встретимся, всего год впереди!Надежда КНЯЗЕВА, учитель начальных классов средней школы №137 города Красноярска, учитель года Красноярского края-2013

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте