search
main
0

Межпредметные связи. Мудрый совет. Выпуск 80

Современное молодое поколение постоянно пользуется гаджетами для поиска информации и коммуникации. И при этом они иногда осознанно, но чаще бессознательно задействуют знания практически из всех предметов школьной программы. Нужно уметь читать, писать, считать; полезно учиться отбирать информацию, вспоминать историю, географию. Если готовишься к докладу или пишешь реферат, задействуешь химию и биологию, физику и математику. Сегодня требуется приличное владение навыками информатики. Знание иностранного языка и умение его использовать многократно расширяет горизонты.

Но это наш, взрослый, диктуемый жизненным опытом взгляд на межпредметные связи. Давайте донесем его до школьников.

Какова связь между, например, историей и английским языком, геометрией, историей и литературой?

Изучая тему «Достопримечательности Лондона», я услышала такой вопрос: почему Вестминстерское аббатство и Собор Святого Павла такие разные? Как называются архитектурные стили? Как люди умели строить такие гигантские здания, не имея современных машин? Для ответа, объяснила я ребятам, нам нужны знания истории, географии и геометрии. Как всякий уважающий себя гуманитарий, я могу без подготовки процитировать лишь одну теорему: сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы. Алгебра у меня всегда шла хорошо, а вот с геометрией бывали проблемы. Прочитав в словарях современное определение, я подумала: почему же в школе нам такого не говорили? Все было бы куда понятнее. «Геометрия – это отрасль математики, изучающая углы и формы, образующиеся соотношениями линий, поверхностей и твердых веществ в пространстве». Воистину в начале было Слово. «Геометрия» означает «измерения Земли».

Как известно, в древней Греции был математик Эвклид, заложивший основы современной геометрии. Он жил примерно за 300 лет до нашей эры; его труды используются до сих пор. Его вычисления сыграли большую роль в развитии строительства. Например, знаменитое здание Пантеона в Риме стоит уже почти две тысячи лет! Без вычислений Эвклида было бы невозможно возвести это гигантское здание с куполом, в середине которого есть отверстие диаметром 9 метров, так называемый Окулус (глаз).

Можно сделать чисто лексическое отступление, привести два слова: dome – cupola. Dome – это большой купол; cupola – небольшой. Оба слова используются, например, при описании популярной сегодня бритой головы у мужчин. Моду ввел, видимо, знаменитый актер Брюс Уиллис, когда стал лысеть. Многие чернокожие знаменитости сегодня бреют головы, создавая небольшой купол. Посмейтесь вместе с учениками и продолжайте изыскания.

После 1-2 веков нашей эры прекрасные купола пропали более чем на тысячу лет, потому что был утерян секрет вычислений. Расцвела готика. Один из ранних примеров крупной готической постройки – Вестминстерское аббатство в Лондоне (Westminster Abbey). Над одним из входов и сегодня можно прочесть надпись: «Consecrated in 1065». В текущем столетии будет отмечаться его тысячелетие!

В эпоху Возрождения итальянец Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi (1377 – 1446) был математиком, инженером, дизайнером и единственным управляющим при возведении знаменитого собора во Флоренции. Он развил принципы линейной перспективы в искусстве и архитектуре и сконструировал великолепный купол для собора Santa Maria del Fiore. Все последующие архитекторы Европы учились по его трудам, в том числе сэр Кристофер Рен, спроектировавший знаменитый собор St. Paul’s Cathedral в Лондоне (Sir Christopher Wren, 1632-1723).

Отбирая имена и судьбы, которые могут заинтересовать учащихся, я вспомнила и уважаемого мною немецкого математика Иоганна Карла Фридриха Гаусса (Johann Carl Friedrich Gauss, 1777-1855). Его знаменитая концепция, известная под названием «Гауссова кривая» (the Gaussian curve), часто применяется в педагогике. Если результаты контрольной показали следующее: 25% «отлично», 25% «двойки», 50% «хорошо» и «удовлетворительно», значит, вы хорошо дали тему. Если все получили высокие оценки, вы прекрасно дали тему и у вас очень способный класс. А если все провалились, вы не сумели дать тему должным образом и вам следует повторить материал, но по-новому. Читая биографические данные о Гауссе, я узнала, что он был специалистом по неэвклидовой геометрии, а также по топографии. Сознаюсь, мне никогда не приходило в голову, что топография связана с геометрией. Многие теоремы и теории Гаусса в дальнейшем повлияли на Альберта Эйнштейна и его теорию относительности.

Геометрия, как и любая наука, не является статичным явлением. Она постоянно развивается, и никто не может предсказать, какое будущее ждет ту или иную теорему. Одна из интересных и трагических фигур – француз Эварист Галуа (Evariste Galois, 1811-1832) прожил всего двадцать лет и погиб на дуэли. После него остались несколько рукописных трудов, в одном из которых он сформулировал общие принципы теории групп. Полтора века спустя венгр Эрне Рубик (Ernő Rubik, born 1944) создал свой знаменитый кубик, который на время чуть не свел с ума весь мир. Без работ Галуа это изобретение могло и не состояться.

Можно предложить школьникам выбрать какую-то одну тему, либо персону, либо историю здания, либо теорию, и составить краткое сообщение на английском языке.

Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск

Все выпуски рубрики \”Мудрый совет\”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте