Разговаривая с директорами российских школ, я часто задаю им вопрос: «Вы готовы брать на работу молодого специалиста?» Спрашиваю не просто так. Десятилетия работы со студентами разных факультетов РГПУ имени А.И. Герцена, приходящими на практику в 56‑ю гимназию, сотрудничество с Институтом педагогики СПбГУ, общение с молодыми педагогами из разных уголков страны, с ассоциациями и объединениями молодых учителей, научное сопровождение огромного педколлектива гимназии, где молодежи столько, сколько учителей в не самой маленькой школе региона или России (около 50 человек!), заставляют меня и моих коллег думать о том, как пройти с молодым специалистом период его школьной адаптации, как сделать так, чтобы не сбежал он из школы (читай – из профессии), чтобы в первые годы не просто выживал в школе, а получал радость от своего учительского бытия…
Директора отвечают по-разному. Одни, если есть выбор, предпочитают брать опытного педагога, другие – именно молодого учителя, третьи честно признаются, что выбирать не приходится. Среди несомненных плюсов, связанных с молодыми учителями в педколлективе, всегда выделяют мобильность, свободное владение «цифрой», готовность «говорить с детьми на одном языке». Последний плюс для меня был и остается спорным. Тем более что «один язык» (не в плане, разумеется, новояза) – это способность к межпоколенческому диалогу, которая как раз и отличает зрелого и мудрого учителя. Среди минусов (проблем, рисков), возникающих при появлении молодого учителя в школе, директора чаще всего называют неготовность к работе с родителями, болезненное переживание расхождений между изученной (даже на «отлично») теорией и школьной практикой, сложную адаптацию в возрастном коллективе. Собственно, и плюсов, и минусов называют значительно больше. И перечислять их, думаю, нет смысла. Важно, думается, другое – попытаться посмотреть на проблему под иным углом: а насколько готова современная школа к приему молодого специалиста, сформированы ли управленческие механизмы его адаптации, позволяет ли уклад школьной жизни (если он в школе есть не на словах) сделать процесс вхождения молодого учителя (и нового педагога любого возраста) в коллектив, в школу эмоционально комфортным для обеих сторон (приходящей и принимающей)?
Первое, что приходит на ум, когда размышляешь о поддержке молодого учителя, – это система наставничества. Вопрос этот не нов, решений много. Среди них есть, несомненно, интересные, в чем многие из нас могли убедиться в прошлом году: в Год педагога и наставника было много конференций, публикаций, конкурсов, позволивших профессионалам из разных регионов обменяться эффективным опытом. Что, кстати, не отменяет дальнейших поисков и размышлений о том, как не превратить наставничество в формальность, даже в пытку для наставляемого и наставника.
И все-таки вернемся к проблеме готовности школы к приему молодого специалиста. Расспрашивая студентов и молодых учителей, я пытаюсь выяснить, какой видят они пусть неидеальную, но теплую встречу в стенах новой школы. Думаете, они говорят о комфортном кабинете, удобном расписании, классах с одаренными детьми? Говорят. Но далеко не все. Гораздо чаще будущие и начинающие учителя признаются, что мечтают о диалоге на равных со старожилами, о готовности опытных поделиться имеющимися материалами, об отсутствии ярлыков типа: «Не повезло вам: у вас неопытная учительница». А еще молодым учителям важны возможность учиться дальше, готовность школы поддерживать учителя-магистранта, учителя-аспиранта, учителя, участвующего в молодежных проектах и конкурсах.
Пристально наблюдая за сегодняшней педагогической молодежью (не только практикантами, но и участниками форумов в ЦЗ «Машук», Всероссийского конкурса «Педагогический дебют»), могу с уверенностью сказать, что в школу готово прийти очень интересное поколение. Осталось ответить на вопрос, готовы ли мы встретить и принять их, сделать такую точку входа, которая не станет точкой выхода (или, хуже, бегства учителя через день, месяц, год) из школы. Рискну сказать, что в академической гимназии №56 имени М.Б.Пильдес мы знаем несколько секретов, которые очень помогают в работе с молодыми специалистами. Вот эти секреты.
Секрет первый. Откройте двери практикантам из педагогических вузов и колледжей. Если есть хоть малая возможность, сделайте это. Сегодня большинство молодежи 56-й гимназии – это либо наши выпускники, либо учителя, которые покорили нас на практике. Понимая возможные кадровые дефициты, мы присматриваемся к практикантам, даем им возможность попробовать силы не только на уроках, но и, например, в замещении классного руководителя, проведении или модерации школьных дел и проектов. Мы иногда (с согласия практиканта, конечно) расширяем границы практики, чтобы приглядеться к человеку, играющему разные учительские роли. И если мы понравились друг другу (именно так: друг другу!), то «ведем» студента, даем ему базу для выпускной работы, загодя готовим к тому, с чем он встретится в свой первый учительский год.
Секрет второй. Подготовьте (соберите) «портфельчик» молодого учителя. Или так: соберите своего молодого учителя в школу. Думаю, вы понимаете, что речь не о канцелярских товарах. Речь о тех материалах (методических, информационных, учебных), которые молодой учитель должен получить от завуча (методиста, руководителя МО, наставника) заблаговременно. Учебник, УМК, КТП, ЭОР… Собрать, систематизировать, да просто найти то, что действительно нужно, за лето перед выходом на работу непросто. К тому же сказывается усталость после выпускных экзаменов. Кстати, именно страх перед тем, как во всех этих бумагах разобраться, недостаточное понимание (не обижайтесь, преподаватели кафедр методик педвузов) специфики программ, незнание учебника, порой даже не очень хорошее владение интерактивной доской или установками, которыми оснащаются современные школы, вводят молодого учителя в ступор. Спокойная разъяснительная работа на тему «Портфельчик начинающего учителя: что в нем и как работает» помогает снять стресс.
Секрет третий. «Давайте говорить друг другу комплименты…» Понятно, что речь здесь не об одних комплиментах, похвале и игнорировании ошибок и промахов начинающего учителя. Речь о тоне в общении с молодыми, о недопустимости назидательности и надменности со стороны опытных коллег, непозволительности дедовщины в учительской, выражающейся подчас в известных всем формулах: «поработай с мое, потом проси кабинет», «научись сначала тетради проверять, потом…», «я в вашем возрасте работал(а) 6 дней с 10 окнами, теперь ваша очередь». По словам молодых учителей, у которых я брала интервью в рамках одного своего небольшого исследования, обижают и отталкивают не отсутствие кабинета, окна в расписании, замещения, получаемые больше других коллег, а интонации, с которыми обращаются к молодым некоторые педагогические аксакалы. Правда мы, опытные, знаем, что именно такие интонации говорят о глубоком педагогическом и человеческом кризисе, часто называемом профессиональным выгоранием. И конечно, непозволительны никакие обсуждения молодого учителя с детьми и родителями.
Секрет четвертый. Не ставьте начинающим педагогам пределов совершенствованию. Поддерживайте продолжение учебы, получение второго высшего образования, образования по дополнительным программам. Поддерживайте научную и общественную деятельность. И, конечно, участие в профессиональных конкурсах. Кто-то, возможно, возразит: это отвлекает от учительской работы, снижает ее качество. Мы, большая команда управленцев и наставников 56-й, уверены в обратном: это делает работу более привлекательной, создает ситуации роста и успеха, крайне необходимые для обретения молодым учителем своего фирменного педагогического стиля, пополнения копилки эффективных решений. Я защищала диплом, уча два 9-х (по-нынешнему 10-х) класса. Вместе с детьми и их родителями мы пересмотрели все постановки Чехова в ленинградских театрах, ездили «на Чехова» в Москву. В день защиты дети ждали меня у корпуса филологического факультета. Для них очень важно было, как все пройдет. И мое желание сделать все на «отлично» было куда более сильным уроком, чем любые назидания типа «вы должны хорошо учиться», «вы должны стремиться к знаниям». Когда через 10 лет после этого, в 2000 году, я защищала кандидатскую диссертацию, под стеной уже другого института стояли уже другие мои дети, которых своей тягой к учению и «учением с увлечением» я, кажется, кое-чему тоже научила. Помогайте молодому учителю-конкурсанту, учителю – автору пособия, УМК, цифрового ресурса. Находите педагогические активности, отпускайте на фестиваль и семинар. Главное – отпускайте без упреков («А кто замещать тебя будет?», «А почему за тебя должны работать?»). Опыт конкурсов, исследований, непрерывного развития вернется в школу. Победитель конкурса воспитает победителя-ученика, а молодой учитель-ученый станет отличным наставником ученика-исследователя.
Секрет пятый. Откройте молодому учителю двери. В кабинет завуча, психолога, педагога-организатора, методиста… Расскажите ему, что ваши двери для него всегда открыты, что не нужно бояться спрашивать, даже если вопрос на первый взгляд ничтожно мал в сравнении с теми задачами, которыми обременены другие специалисты. Но не стойте постоянно в проеме двери его кабинета. Не устраивайте с первых дней работы молодых педагогов тотальный контроль, перерастающий порой в тотальную слежку и ловлю педагогических просчетов начинающего педагога. В начале статьи я говорила о наставничестве. К сожалению, порой наставники руководствуются одной лишь формулой: «Делай как я, и только так». Не устаю повторять наставникам, что наставляемый не должен становиться их копией, строить работу можно только «из него»: из запросов, потребностей, сильных сторон, из преодоления его страхов. А еще обязательно надо открыть для молодых дверь школьной библиотеки (медиатеки): создавать и пополнять шкаф (стеллаж, зону) педагогического чтения, где собирать газеты, журналы, самое важное из педагогической классики и педагогического настоящего. Например, в нашем клубе молодых учителей читают «Учительскую газету», подборки которой по годам хранятся в медиатеке.
Разумеется, советов/секретов работы с молодыми учителями у нас больше. Но главный все-таки тот, что сформулирован словами Булата Окуджавы и вынесен в название этого материала: «Не запирайте вашу дверь, // Пусть будет дверь открыта».
Екатерина ТЕНЮТИНА, заместитель директора академической гимназии №56 имени М.Б. Пильдес, заслуженный учитель Российской Федерации, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербург
Комментарии