search
main
0

Межкультурная компетенция в школьном образовании. Как ее сформировать?

Сегодня, как никогда ранее, большое значение имеет развитие взаимопонимания и межкультурной компетенции, поскольку в мире стало обыденным проявление расизма и дискриминации, а политические партии, проповедующие экстремистские идеи, получают все большую поддержку.

того, что является общим для различных культурных групп и что отличает их друг от друга;     того, что принципы, предрассудки, стереотипы людей разных культур могут отличаться друг от друга, осознание существования явной и скрытой дискриминации;     роли своего языка и культуры в восприятии мира и других людей;     навыки общения, в том числе того, что люди другой культуры могут придерживаться различных вербальных и невербальных норм общения;     того, что культурные установки человека определяют его убеждения, ценности, поведение и способы общения;     процессов и норм культурного взаимодействия между людьми.                                                                               – ознакомить учащихся с психосоциальной динамикой включения и исключения кого-либо из группы, сотрудничеством и соперничеством, дискриминацией и проявлением предрассудков. Обучающиеся могут приобрести новые умения и более глубокое важных понятий, таких как «идентичность», «дискриминация», «эмпатия», «разнообразие» («непохожесть»), «сотрудничество» и «взаимозависимость».

Межкультурная компетенция

– это соединение ценностей (отношений), знаний, понимания и умений, проявляемых в действиях, что дает возможность:

понимать и уважать людей – представителей другой культуры;

адекватно реагировать, с уважением и эффективно взаимодействовать с представителями другой культуры;

устанавливать позитивные и конструктивные отношения с людьми разных культур;

принимать во внимание культурное многообразие в процессе общения с людьми другой культуры.

При этом важно понимать различие между уважением к людям и уважением к их действиям. При безусловном уважении к личности, неотъемлемым правам человека, его достоинству и равенству всех людей необходимо понимать, что уважение не может быть оказано к действиям, которые нарушают фундаментальные принципы прав человека, демократии и верховенства закона.

Компонентами межкультурной компетенции являются ценности (отношения), знания, понимание, умения и действия.

Ценности (отношения) включают:

уважение к культурному многообразию и плюрализму взглядов;

проявление уважения к людям, принадлежащим другой культуре;

открытость и желание понять людей с другими культурными установками;

проявление доброжелательности к людям другой культуры;

стремление найти способы взаимодействия с людьми других культурных установок.

Знания и понимание в рамках межкультурной компетенции включают:

понимание того, что является общим для различных культурных групп и что отличает их друг от друга;

понимание того, что принципы, предрассудки, стереотипы людей разных культур могут отличаться друг от друга, осознание существования явной и скрытой дискриминации;

понимание роли своего языка и культуры в восприятии мира и других людей;

навыки общения, в том числе понимание того, что люди другой культуры могут придерживаться различных вербальных и невербальных норм общения;

понимание того, что культурные установки человека определяют его убеждения, ценности, поведение и способы общения;

понимание процессов и норм культурного взаимодействия между людьми.

Навыки межкультурной компетенции включают:

способность отойти от своей точки зрения и встать на позицию собеседника – представителя другой культуры;

умение находить информацию о других культурах и их ценностях;

умение понимать нормы поведения, убеждения и ценности другой культуры и соотносить их со своей культурой;

эмпатию – способность понимать и уважать мысли, чувства, убеждения и ценности других людей;

когнитивную гибкость – способность к изменению и адаптации к другому образу мыслей в соответствии с возникающей ситуацией;

умение критически относиться к убеждениям, ценностям, действиям и способам общения своей и иной культуры;

умение адаптировать свое поведение к новой культурной среде, например, избегать вербальной коммуникации и невербального поведения, которые могут быть восприняты как невежливые людьми другой культуры;

лингвистические и социолингвистические навыки, включающие в себя умение вести разговор;

владение несколькими языками, что позволяет общаться с представителями других культур;

умение быть посредником в межкультурных контактах, включая навыки перевода.

Действия, связанные с межкультурной компетенцией, включают:

использование возможностей контакта с людьми, имеющими другие культурные установки;

правильное и эффективное общение и уважительное отношение к людям, принадлежащим к другой культурной среде;

личные контакты с людьми других культурных установок, обсуждение разницы во взглядах и ценностях, выработку общего подхода;

борьбу с поведением, которое противоречит положениям о правах человека; защиту достоинства и прав человека независимо от его культурной принадлежности.

Такая борьба может включать в себя следующие действия:

активное вмешательство в ситуации, в которых проявляется дискриминация личности или группы людей;

борьбу с культурными стереотипами и предрассудками;

поддержку точки зрения, что любой человек независимо от его культурной принадлежности вносит вклад в развитие общества;

посредничество в ситуации культурного конфликта.

Межкультурное образование должно проявляться в целях, содержании и методах обучения, а также в процедуре оценки достижений учащихся.

Что касается методики, для изменения ценностей, знаний и понимания, умений и поведения лекции не дают большого эффекта. Лучший результат приносит практико-ориентированное обучение, которое включает в себя приобретение опыта, сравнение, анализ, рефлексию и совместные действия. Проектная деятельность может быть использована в межкультурном образовании, поскольку проекты могут выполняться в разных возрастных группах, а участники проекта создают собственный продукт, который представляется и обсуждается всеми участниками. Учебное сотрудничество относится к организации всего учебного процесса, а не только к формированию групп. Это особый вид совместного обучения, в котором учащиеся не только работают над заданием в парах или небольших группах, но и объединяются вместе в выработке общих принципов выполнения задания.

Пример занятия в области межкультурного образования

Занятие предназначено для группы из 20 учащихся и может быть использовано как вступительная деятельность, которая позволит учащимся начать размышлять о проблемах межкультурного общения.

Соседский двор

Цель занятия – ознакомить учащихся с психосоциальной динамикой включения и исключения кого-либо из группы, сотрудничеством и соперничеством, дискриминацией и проявлением предрассудков. Обучающиеся могут приобрести новые умения и более глубокое понимание важных понятий, таких как «идентичность», «дискриминация», «эмпатия», «разнообразие» («непохожесть»), «сотрудничество» и «взаимозависимость».

Ресурсы: просторное помещение, стикеры четырех цветов.

Время: занятие 15 минут, обсуждение 30 минут.

Описание занятия

1. Учащиеся формируют круг. Преподаватель дает им следующее задание:

«Начинаем работу, прошу вас не говорить друг с другом. Сначала я попрошу вас закрыть глаза, затем открыть их. Вы все еще должны молчать. Очень важно не разговаривать в течение всего занятия. Теперь, пожалуйста, закройте глаза».

2. Преподаватель молча наклеивает цветные стикеры на лоб участников. Например, в группе из 20 участников это можно проделать следующим образом:

Большинство (1) – синие стикеры наклеить на лоб 8 участников.

Большинство (2) – зеленые стикеры наклеить на лоб 6 участников.

Меньшинство (1) – желтые стикеры наклеить на лоб 3 участников.

Меньшинство (2) – красные стикеры наклеить на лоб 2 участников.

Один участник остается без стикера.

Количество стикеров разного цвета является моделью социального неравенства. Очень быстро участники, принадлежащие к большинству, почувствуют себя более уверенными и попытаются занять лидирующее положение.

3. Ведущий занятия дает следующие инструкции группе:

«По моей команде вы открываете глаза, но не должны разговаривать. Ваша задача – объединиться в группы (ведущий повторяет это указание ясно дважды). Теперь вы можете открыть глаза и начать объединяться друг с другом».

Хотя участникам не было сказано, чтобы они объединялись «по цвету», скорее всего они так и сделают, ведь ведущий не давал им на этот счет никаких указаний. Можно ожидать, что участники разобьются на подгруппы «синих», «зеленых», «желтых» и «красных», участника без стикера оставят в одиночестве.

4. Преподаватель наблюдает за поведением участников и делает заметки, для того чтобы использовать их при обсуждении занятия.

Во время занятия его участники (взрослые, дети, молодые люди, политики и др.) осознают, что поскольку они не видят цвета своего стикера, они должны положиться друга на друга при выполнении задания. Цвет их стикера видят только другие, но участники не могут говорить друг с другом. Обычно требуется 10-15 минут для преодоления этой трудности. Для выполнения этого задания необходимы доверие, сотрудничество и творческий подход. Это очень иллюстративное задание, а обсуждение его результатов всегда дает много материалов для размышлений.

5. Участники занятия могут оставаться в своих группах, но теперь они могут говорить. В процессе обсуждения ведущий задает ряд вопросов.

«Что вы чувствовали, когда у вас были закрыты глаза?»

Участники могут поделиться своими ощущениями: они не могли разговаривать и стояли, не видя друг друга. Часто обсуждение может затронуть тему о том, как живет человек с ограниченными возможностями и что он может чувствовать в подобной ситуации в реальной жизни. Некоторые участники могут почувствовать себя неприятно во время занятия.

«Когда вы открыли глаза, какова была ваша первая реакция?»

Обсуждение того, что человек чувствует и думает, является важным компонентом развития межкультурной компетенции. Многие из участников будут говорить, что они испытывали чувство одиночества, потерянности, другие скажут о том, что мы чувствуем, когда начинаем понимать, что нас оценивают на основании непонятных для нас критериев. В процессе беседы ведущий может ввести такие понятия, как «идентичность», «дискриминация» и «восприятие нас другими».

«Что вы чувствовали, когда не имели возможности говорить?»

Участники занятия будут проводить параллели с реальной жизнью. Часто в процессе обсуждения участники отмечают чувство бессилия в ситуации, когда человек не может объясниться с другими, говорят о языковом барьере и невербальном языке.

«Какие способы выполнения задания вы могли бы использовать?»

При обсуждении задания и того, как оно было понято участниками, постепенно возникнет вопрос о том, какие типы поведения были продемонстрированы ими. Участники должны подойти к выводу, что они могли бы выбрать другие способы формирования групп и что никакие инструкции ведущего не заставляли их образовывать группы по разным цветам. Они могли сформировать произвольное количество групп, которые складывались бы из всех доступных цветов (например, группа – радуга, то есть можно было основываться на многообразии внутри одной группы). Они также могли решить не оставлять никого вне группы и включить человека без стикера в любую из групп. Это важнейшая часть занятия. Участники должны прийти к пониманию того, что решения иногда принимаются слишком быстро, критично оценить свою склонность к разделению (сегрегации), задуматься о подсознательной составляющей принятых ими решений, понять, почему были приняты те, а не иные решения. В процессе обсуждения группа может предложить другие критерии разбиения на группы; ведущий может ввести дополнительные понятия, важные для межкультурной компетенции («эмпатия», «многообразие», «сотрудничество», «взаимозависимость»), и ознакомить участников с ценностями, знаниями и умениями, которые способствуют соблюдению прав человека и социальной интеграции.

«Как вы можете сравнить эту ситуацию с реальной жизнью?»

В этой части занятия участники могут обобщить то, что они узнали, и как они могут это применить в реальной жизни. Часто в ходе обсуждения возникает вопрос о последствиях явной и неявной дискриминации в небольших коллективах, социальных группах и в обществе в целом.

6. Рекомендации для ведущих занятие. Большая часть групп справится с заданием, но в редких случаях участники будут испытывать столько трудностей, что не смогут принять решение. Это случается крайне редко, но если это происходит, ведущий должен своевременно вмешаться в работу и остановить ее, если это необходимо.

Данный вид деятельности можно организовать в рамках урока, на практических семинарах для учителей, молодежи, сотрудников какого-либо учреждения и др. Продолжительность занятия (приблизительно 45 минут, включая обсуждение) позволяет учителю проводить его в рамках урока. Такое занятие можно включить в следующие дисциплины: граждановедение, обучение демократической гражданственности, изучение прав человека, лингвистические дисциплины, философия и этика, ОБЖ, а также проводить его во время классного часа.

Перевод Наталии ВОСКРЕСЕНСКОЙ

Фото Ольги Максимович

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте