search
main
0

Межкультурная грамотность в образовательной среде: почему она важна студентам, школьникам и педагогам

В Москве презентовали образовательную онлайн-платформу «Межкультурный воркаут», предназначенную для повышения межкультурной компетентности иностранных и российских студентов, учеников старших классов и колледжей. 

Фото: Freepik

Презентация состоялась в МИЦ «Известия» в рамках открытой дискуссии «Профилактика межэтнических конфликтов в образовательной среде». 

О популярности российского образования

Как отметили эксперты, привлечение иностранных студентов для обучения в российских вузах и их интеграция в российскую образовательную среду — одно из приоритетных направлений работы. В 2023 году, по свидетельству Министерства науки и высшего образования, число иностранцев не только не упало, но возросло: 

«Создание условий для самореализации, быстрой адаптации и интеграции иностранной молодежи в социальное, академическое и научное пространство Российской Федерации является одной из важных задач, стоящих перед Минобрнауки России. Судя по данным статистики, эта задача успешно решается. Если в 2019 году количество иностранных студентов в российских вузах составляло более 290 тысяч человек, то в 2023 году – уже свыше 350 тысяч», — отметил директор Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Дмитрий Покровский.

Фото предоставлено пресс-службой федерального научно-методического Центра толерантности

По данным Россотрудничества, самыми популярными направлениями сотрудничества являются страны СНГ, Индия, Вьетнам и Китай, растет интерес у стран африканского континента. 

Каждый такой контакт, по мнению экспертов, может стать прививкой от русофобии и ксенофобии: 

«За последние полтора года картина международного сотрудничества меняется, но не критично. Мы не сокращали контакты. Люди, которые проявляли интересы в научной сфере, до сих пор их проявляют. Да, обстановка достаточно напряженная, взаимоотношения в академической среде непростые, но связи не разорваны. Общаясь со студентами, иностранцы понимают, что Россия — это не та страна, про которую говорят в иностранных СМИ. Здесь они налаживают связи с российскими ребятами, что в перспективе способствует личностному и карьерному росту обеих сторон», – прокомментировал заместитель руководителя Россотрудничества Павел Шевцов. 

Языковой или культурный барьер? 

Мировой опыт доказывает необходимость и эффективность специальных программ интеграции и погружения иностранцев в культуру принимающей страны. 

Между тем, сегодня большинство высших учебных заведений фокусируется на языковой подготовке, не уделяя достаточного внимания развитию межкультурной компетентности. А именно межкультурные различия могут стать причиной недопонимания россиян и иностранных учащихся, до открытых конфликтов дело все-таки не доходит. 

Примеры вопросов и ситуаций, которыми студенты поделились, отвечая на вопрос о непростых случаях в их опыте: 

— Вы не подскажете, где молельная комната?

— Почему ты не хочешь попробовать свинину?

— У нас принято разуваться, у вас нет что ли? 

— Зачем добавлять его в чат? Он ведь не понимает по-русски! 

— Обращаться нужно на «вы», а не на «ты»… 

— Опоздание на 15 минут — это что, оскорбление?

— Такой жест в нашей стране означает совсем другое. 

— Почему они все смотрят мне в глаза? Это так неприлично! 

Чтобы предотвратить недопонимание, необходимо организовать диалог на равных: показать особенности российской культуры иностранцам и объяснить россиянам, как корректно реагировать на возможные ошибки и вопросы студентов из стран Африки, Сирии, Китая, Вьетнама, Афганистана, стран СНГ и др. 

Научить видеть человека за образом иностранца

Именно подход «обучения через диалог о культуре» выбрали эксперты Центра толерантности, разрабатывая представленный проект «Межкультурный воркаут».

Обучение построено в формате кейсов, которые были предложены студентами российских вузов: РУДН и НИТУ МИСИС. Каждая история – это затруднительная коммуникативная ситуация, возникающая между иностранными и российскими студентами, сопровождается четырьмя вариантами поведения главного героя и комментариями. 

Формат кейсов отражает реалии студенческой жизни, одинаково понятен российским и иностранным студентам, а также дает практические рекомендации. 

Проект предполагает два модуля обучения: один для иностранных студентов, которым необходимо сориентироваться в российской среде, второй для студентов и педагогов России, которым требуется повысить свою межкультурную компетентность. Курс для иностранных студентов доступен на русском и на английском языках.

Например, студентам российских вузов предлагаются ситуации, где нужно помочь иностранным сокурсникам найти место для молитвы; корректно отреагировать на предложение попробовать традиционную кухню; разъяснить, почему в России не принято говорить громко и экспрессивно по телефону, и другие. 

Материалы платформы находятся в открытом доступе. 

Воспользоваться ими могут не только студенты, но и школьники, и учителя — нужно будет выбрать не текущий, а, например, будущий (желаемый) вуз.

Планируется, что до конца 2024 года обучение пройдут более 10 000 пользователей. 

Чем материалы будут полезны ученикам и педагогам?

Образ российского школьника или студента, который берет шефство над иностранным коллегой, везде его сопровождает и опекает, считая «попавшим в тяжелую ситуацию», довольно яркий. Но, к сожалению, не совсем корректный: иностранец может смутиться подобным вниманием и почувствовать себя неуютно, как ребенок, которому не дают проявлять самостоятельность, которого считают неспособным адаптироваться.

Эта концепция очень важна для всех, кто практикует в своей образовательной организации наставническое взаимодействие. 

«Примеры платформы „Межкультурный воркаут“ учат, что лучшая помощь — это спокойное знакомство и предложение обращаться за помощью, если это понадобится. Залогом взаимопонимания является готовность увидеть, понять и учесть культурные различия, а главное — сама готовность увидеть перед собой не просто иностранца, а человека, ценного в своей уникальности», — говорит Анна Макарчук, директор Центра толерантности и руководитель проекта.

Включение межкультурной компетентности в систему образования и воспитания направлено не только на подготовку учащихся к современному, глобализованному миру, где нужно будет представлять Россию, но и на воспитание поколения умеющих уважать другое мнение, открытых и чутких людей, готовых внести позитивный вклад в жизнь общества. Речь идет о воспитании культуры непрерывного обучения через общение.  

Мультикультурная среда и уважение к собственной культуре 

Россия всегда была многонациональной страной, но сейчас жизнь и работа в мультикультурной среде стала нормой. Межкультурная компетентность готовит учащихся к эффективному взаимодействию с представителями разных культур и вместе с этим формирует устойчивое уважение к собственной культуре.

Есть распространенное опасение, что контакт с другой культурой может размыть собственный пласт ценностей, традиций и ориентиров. На деле все совсем иначе: мы можем понять, кто такие «мы» только в контакте с «они», с «другими». Наша этническая и гражданская идентичность становится более зрелой и осознанной в ходе межкультурного общения.

Расширенные коммуникативные навыки

Учащиеся, обладающие навыками межкультурного общения, лучше выражают себя и понимают других, независимо от языковых или культурных различий. Они лучше договариваются, умеют убеждать, рассказывать и объяснять. 

Толерантность и открытость 

Отсутствие понимания часто приводит к конфликтам. Формируя межкультурную компетентность, учащиеся учатся ценить разнообразие, уважать различия и с меньшей вероятностью будут проявлять предвзятое или дискриминационное поведение. Открытый взгляд на другое мнение, другой подход, другую культуру — все то, что называется толерантностью в корректном ее понимании — способствует личной эффективности.

Конкурентное преимущество 

Развивая грамотный подход к разнообразию, учащиеся получают конкурентное преимущество. Здесь речь идет как о карьере, так и о личностном потенциале каждого человека. Работодатели все больше ценят межкультурную компетентность, поскольку она свидетельствует о способности кандидата хорошо работать в разных командах и адаптироваться к различным рабочим культурам. Это значительный актив на рынке труда. 

Повышение устойчивости 

Знакомство с различными культурами может расширить кругозор учащихся, разжечь любопытство и мотивировать к изучению нового. Более того, учащиеся с развитыми межкультурными компетенциями лучше адаптируются к различным ситуациям и устойчивы к трудностям. В условиях неопределенности и даже кризисов, такой навык жизненно необходим, поскольку экономит психологические ресурсы. 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте