Татьяна ПОТЯЕВА, депутат Московской городской Думы, заместитель председателя комиссии МГД по науке и образованию, национальный координатор ассоциированных школ ЮНЕСКО: – Необходимость широкого международного диалога для поиска путей перехода к обществу, основанному на знаниях и инновационной культуре, – веление времени. Именно эти проблемы и стали основными в работе ассоциированных школ ЮНЕСКО, а это: начальные школы и прогимназии, средние общеобразовательные и с углубленным изучением отдельных предметов, лицеи, гимназии, центры образования, негосударственные учебные заведения. В 2001 году Национальный координационный центр ассоциированных школ ЮНЕСКО разработал Положение «О реализации в Российской Федерации проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО». Оно утверждено Министерством образования РФ и согласовано с Комиссией РФ по делам ЮНЕСКО. В апреле 2007 года в Москве прошло заседание Коллегии Департамента образования, на котором была рассмотрена и одобрена деятельность московских школ ЮНЕСКО; в сентябре 2007 года в штаб-квартире ЮНЕСКО состоялась презентация программы «Год ребенка», объявленной в 2007 году московским Правительством и Московской городской Думой.
Педагогические и ученические коллективы, принимающие участие в проектах ЮНЕСКО, имеют много возможностей для сотрудничества, для разработки инновационных образовательных подходов, методик и материалов, начиная с местного и заканчивая глобальным уровнем. Но не всегда эти возможности используются достаточно эффективно, в том числе не в полной мере используются партнерские отношения между школами – участницами проекта.
Учреждения, входящие в нашу систему, ставят перед собой задачу обучения молодежи в традициях толерантности, понимания задач Десятилетия в интересах устойчивого развития. Наиболее успешной в этом можно считать проектную деятельность. Например, проект «Великий Волжский речной путь: объединение морей (Балтийского, Каспийского и Черного) в целях образования для устойчивого развития и сохранения Всемирного наследия с помощью информационно-коммуникационных технологий» (ВВРП), инициированный Россией, признан одним из самых успешных среди международных проектов. Это было отмечено Зигрид Нидермайер и Ливией Салдари на встрече в штаб-квартире ЮНЕСКО в марте и в сентябре 2007 года.
За 2006 – 2007 годы Национальный координационный центр при содействии Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО и Московского бюро ЮНЕСКО организовал и провел два крупных международных форума, в том числе 6 – 20 мая 2006 года – «Вдоль Великого Волжского речного пути: молодежь отправляется в плавание для изучения всемирного наследия, устойчивого развития и ИКТ» (Москва – Углич – Кострома – Ярославль – Москва) и 30 августа – 3 сентября 2007 года – «Дельта реки Волги: молодежь изучает и сохраняет природное наследие» (Астрахань).
В форуме «Вдоль Великого Волжского речного пути: молодежь отправляется в плавание для изучения всемирного наследия, устойчивого развития и ИКТ» приняли участие 65 делегатов из 16 стран, представители Секретариата ЮНЕСКО, Московского бюро ЮНЕСКО, Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, российские ученые. Форум имел исключительную важность и актуальность, поскольку впервые на Волге собрались представители всех 16 стран – участниц проекта. Более того, на этом форуме осуществлено активное взаимодействие школьников, преподавателей и экспертов – специалистов в области сохранения всемирного наследия и проблематики устойчивого развития.
2007 год был посвящен изучению биосферных заповедников. В конференции «Дельта Волги: молодежь изучает и сохраняет природное наследие» приняли участие делегаты из 10 стран мира: России, Эстонии, Латвии, Франции, Турции, Ирана, Казахстана, Болгарии, Азербайджана, Румынии. Учащиеся представили проекты по изучению и сохранению природных объектов своих регионов, прослушали лекции Ю.Баденкова – члена научно-консультационного комитета по биосферным резерватам программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (МАБ) и Н.Литвиновой – директора Астраханского биосферного заповедника. Но самое главное и запоминающееся событие – участие в акции по выпуску взрослых осетровых рыб вместе с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.
Школы активно участвуют в международном проекте «Mondialogo». Каждый год регистрируются более 60 команд, в финал выходила Московская экономическая школа. Проект хорошо зарекомендовал себя: он интересен ребятам и педагогам, способствует развитию творчества, межкультурному общению, расширяет кругозор учащихся, позволяет лучше узнать о жизни сверстников в разных странах и на разных континентах, помогает освоить работу с ПК, стимулирует изучение языков.
Раз в два года Национальный координационный центр проводит Всероссийскую конференцию ассоциированных школ ЮНЕСКО России. Тема последней конференции «Совместная деятельность ассоциированных школ ЮНЕСКО по совершенствованию системы российского образования с целью ее модернизации через участие в международных образовательных проектах ЮНЕСКО». В работе конференции приняли участие около 100 делегатов из разных регионов страны. В рамках конференции состоялись «круглые столы»: «Межэтнические и межнациональные отношения», «Всемирное наследие и устойчивое развитие в поддержку качественного образования», «Информационные технологии в реализации проектов ЮНЕСКО». Участники конференции отметили, что темы, обсужденные в рамках «круглых столов», актуальны как с точки зрения деятельности ЮНЕСКО, так и с точки зрения приоритетов российского образования, реализации национального проекта «Образование». В рамках конференции Национальный координационный центр ПАШ ЮНЕСКО провел презентацию проектов: «Чтение и грамотность как инструмент реализации приоритетных национальных проектов», «Здоровьесберегающие технологии в образовании».
В юбилейный для ЮНЕСКО 2006 год Национальный координационный центр ассоциированных школ ЮНЕСКО инициировал проведение Всероссийского конкурса творческих работ учащихся. Главной задачей конкурса было привлечение внимания педагогической и ученической общественности к задачам и миссии ЮНЕСКО. Ребята изучили, осмыслили и воплотили в своих творческих работах темы, актуальные для каждого общества: культурное разнообразие, образование в интересах устойчивого развития, гражданское общество, борьба с допингом в спорте, работа с молодежью и для молодежи, борьба против рабства, диалог между цивилизациями, всемирное культурное наследие, многоязычие, бережное отношение к жизни во всем ее многообразии, человек и биосфера, развитие средств массовой информации и другие. На конкурс пришло более 200 работ из всех регионов России. В декабре 2007 года в Московской городской Думе состоялась выставка победителей конкурса под названием: «От Года ребенка к Году семьи и процветающей России». Она была приурочена к завершению Года ребенка в Москве и началу 2008 года, объявленного Правительством РФ Годом семьи. Работы учащихся были высоко оценены как парламентариями столицы, так и гостями Московской городской Думы.
Каждый регион Российской Федерации вносит свой вклад в решение задач Десятилетия образования в интересах устойчивого развития. У каждого региона России есть свои особенности, именно поэтому ассоциированные школы в субъектах РФ имеют свои уникальные находки по решению задач Десятилетия. Москва обладает большим инновационным и методическим потенциалом, так как в столице сосредоточена значительная часть научной и педагогической элиты страны, здесь находится большое количество вузов, научных институтов. В школах столицы благодаря проектам ЮНЕСКО идет переориентация образовательных программ для повышения внимания к приобретению знаний, формированию ценностей устойчивого развития. Например, благодаря межсекторальному проекту «Великий Волжский речной путь» учителя-предметники скорректировали учебно-тематические планы, на уроках истории – этапы освоения, заселения земель, экономическое развитие региона, вклад народов Поволжья в российскую и мировую культуру, на уроках географии внимание уделяется таким вопросам, как исток, русло, притоки, устье (дельта), физические данные, климатические пояса, природные зоны (почва, животный мир, растительный мир), хозяйственное освоение (водный – речной транспорт, каналы, ГЭС, водохранилища), города, экология, объекты охраны, загадки Волги, взгляд в будущее. На уроках физики, химии, биологии многие темы изучаются на примере Волги (плотность воды, химический состав, ГЭС, шлюзы, животный и растительный мир), результатом работы служат ученические проекты в форме компьютерных презентаций, сайтов. На уроках математики статистические, географические, экономические и социальные данные используются при составлении текстовых задач и заданий. Многие задания с элементами проекта ВВРП составлены в занимательной форме, при их выполнении расширяется кругозор учащихся по географии и истории России, лексический запас пополняется новыми терминами, задания помогают понять практическую значимость применения математических знаний для различных областей жизни. Новый опыт – проведение межкафедральных уроков: интегрированная работа учителей физики, химии и английского языка.
В Москве была проведена молодежная конференция ассоциированных школ ЮНЕСКО, на одной из ее секций участники обсудили проблему ответственности городов за обеспечение устойчивого развития. В рамках секции прошел конкурс детских выступлений по темам: «Если бы я был мэром…», «Что бы я сделал для сохранения экологического равновесия», «Что бы я сделал для устойчивого развития региона». В конференции приняли участие представители всех ассоциированных школ ЮНЕСКО Москвы: педагоги – в подготовке мероприятия и помощи учащимся, дети – в диспутах, конкурсах, презентациях.
Формирование толерантных отношений, утверждение в обществе принципов мира и ненасилия, соблюдения прав человека осуществляется через работу школьных молодежных организаций, клубов, лагерей молодежных лидеров, работу школьных СМИ, выпуск бюллетеней и другие формы общественных организаций. В каждой ассоциированной школе ЮНЕСКО РФ отмечаются международные дни: День мира, Международный день, посвященный терпимости, День прав человека. Сегодня рассматривается вопрос о введении уполномоченного по правам ребенка не только в регионах, но и в образовательных учреждениях. Практически во всех школах введены факультативные занятия по изучению прав человека: «Первые шаги», «Его величество Право», «Имею право». Школами изданы сборники «Что ты знаешь о своих правах?», «Имею право. Имею обязанности», разрабатываются школьные проекты «Пространство всемирного культурного и природного наследия – территория мира и согласия» (школа №1016), «Права человека, права ребенка», «Молодежь в современном мире» (школа №1251), светский проект «Толерантность» (Первая московская гимназия), проходят школьные, региональные и межрегиональные конференции, диспуты, акции, ролевые игры: «Право на образование, и как я его реализую», «Моральные размышления и ответственное гражданство», «Видение толерантности и мира» (школа №1016), «Выборы президента», «Толерантность. Ноль толерантность» (школа №1531, Москва), «Мир без границ» (Промо-М, Москва), «Толерантность – приглашение к диалогу».
Для формирования атмосферы правовой культуры, правового пространства во многих учебных заведениях созданы советы старшеклассников, проходят апробацию различные механизмы самоуправления, выбраны парламенты школ, работают правовые клубы и консультации, проводятся выездные лагеря «Школа лидеров». Особое внимание уделяется воспитанию в учащихся милосердия, сочувствия и соучастия, без чего невозможно уважение к правам других людей. Многие учебные заведения берут шефство над домами малютки, учебными заведениями, в которых живут и обучаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, ветеранами Великой Отечественной войны, детьми, нуждающимися в срочном медицинском лечении, проводят благотворительные акции, шефские концерты, поздравления с праздниками.
Инклюзивному образованию и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями уделяется сегодня большое внимание.
В настоящее время в столице работает Центр образования «Технологии обучения», в котором обучаются более 1000 детей-инвалидов с 6 до 18 лет, работают более 200 сетевых педагогов, создана служба технической поддержки. Эта школа – школа-участница проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО». На базе этого учебного заведения дети могут получать как основное образование (с выдачей аттестата государственного образца), так и профильное, и дополнительное образование по разным направлениям. Для каждого ребенка разрабатывается его индивидуальная образовательная траектория – индивидуальный учебный план, учитывающий его предпочтения и трудности.
В 2007 году был подписан меморандум между Москвой и ЮНЕСКО, а также принята программа «От рождения до школы», направленная на обобщение и распространение столичного опыта обучения и развития детей дошкольного возраста. А это значит, что очень скоро мы узнаем о новых формах работы московского образования.
Комментарии