search
main
0

Международная шкала. Через два года Россия снова будет сдавать TIMSS

Тайвань, Сингапур, Гонконг, Япония, Республика Корея. Четвероклассники и восьмиклассники этих стран удерживают лидерские позиции уже четыре этапа международного исследования качества математического и естественно-научного образования TIMSS в 1995, 1999, 2003 и 2007 годах. Россия им уступает, но входит в десятку стран, которые продемонстрировали наилучшие результаты вслед за ведущей группой. Итог весьма успешный. Однако есть серьезные поводы для размышлений. Следующее исследование TIMSS (параллельно с PIRLS) состоится через два года. А значит, у России есть время для выводов и принятия решений. Об этом, анализируя результаты TIMSS-2007, на прошлой неделе говорили в Институте развития образования Высшей школы экономики на семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования».

Досье «УГ»Что такое TIMSS? TIMSS – международное сравнительное мониторинговое исследование качества математического и естественно-научного образования (Trends in Mathematics and Science Study) – 1995, 1999, 2003, 2007. Проводит TIMSS Международная ассоциация по оценке образовательных достижений (IEA – International Association for the Evaluation of Achievement). Цель исследования – оценить уровень и качество образовательных достижений учащихся 4-х и 8-х классов и выявить факторы, объясняющие полученные результаты.Регламент TIMSS-2007На выполнение всего теста давалось 72 минуты (2 части работы по 36 минут с перерывом) в 4-м классе и 90 минут (2 части работы по 45 минут с перерывом) в8-м классе. Всего в каждом варианте теста для учащихся 4-го класса было 44-50 заданий по математике и естествознанию, а для учащихся 8-го класса – 55-60 заданий.Для сбора информации о состоянии факторов, влияющих на результаты обучения, было разработано 11 анкет (для национальных экспертов, учащихся, учителей, а также администрации образовательных учреждений). На анкетирование отводилось не менее 30 минут и для учащихся 4-х классов, и для учащихся 8-х классов.

Статфакт В настоящее время более 60 стран принимают участие в международных исследованиях – TIMSS, PIRLS, PISA. И число стран-участниц растет. Результаты исследований помогают лучше понять процессы, происходящие в системе образования страны при сравнении с другими странами. В исследовании TIMSS-2007 участвовало 59 стран и 425000 учащихся. Россию в исследовании представляли ученики 4-х и 8-х классов из 58 регионов страны, а его проведение осуществлялось Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО при активном участии Минобрнауки России, Рособрнадзора, а также органов управления образованием регионов, участвовавших в исследовании.

Комментарий «УГ»А как считаете вы? Почему снижаются средние результаты российских школьников по математике и естествознанию при переходе из начальной в основную школу? Как сохранить достаточно высокий интеллектуальный потенциал российских учащихся начальной школы? В каком направлении следует совершенствовать математическое и естественно-научное образование в российской школе?Ваши размышления, пожалуйста, присылайте по адресу: 107045, Москва, Ананьевский переулок, 4/2, стр. 1, или по e-mail: maksim@ug.ru.

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).Презентация: «Что нового о качестве школьного математического и естественнонаучного образования в России говорят результаты международного исследования TIMSS-2007». Скачать/Просмотреть

На первый-второй рассчитайсь!

Итак, в 2007 году результаты российских учащихся начальной и основной школы превысили средние международные показатели исследования TIMSS как по математике, так и по естественно-научным предметам. По математике 4-й класс – 544 балла (6-е место по рейтингу среди 36 стран); 8-й класс – 512 баллов

(8-е место среди 49 стран). По естествознанию (естественно-научным предметам) 4-й класс – 546 баллов (5-е место среди 36 стран); 8-й класс – 530 баллов (10-е место среди 49 стран).

Значительно опередили российских четвероклассников по математике учащиеся 4 стран: Гонконга, Сингапура, Тайваня и Японии, а российских учеников основной школы – учащиеся 5 стран (вышеназванная четверка и Республика Корея). По естествознанию опередили «младшую группу» россиян учащиеся только двух стран (Сингапура и Тайваня), а «старшую группу» – учащиеся 6 стран (Сингапура, Тайваня, Японии, Кореи, Англии и Чешской Республики). По сравнению с большинством стран, участвовавших в исследовании TIMSS в 2007 году, результаты российских учащихся значительно выше как по математике (27 стран – 4-й класс и 38 стран – 8-й класс), так и по естествознанию (25 стран – 4-й класс и 39 стран – 8-й класс).

Уровни достижений

Оценка состояния математической и естественно-научной подготовки учащихся 4-х и 8-х классов проводилась с помощью специально выделенных на международной шкале четырех уровней выполнения тестов: продвинутый – 625 баллов, высокий – 550 баллов, средний – 475 баллов и низкий – 400 баллов. И вот итоговые цифры. 16% россиян-четвероклассников овладели знаниями и умениями самого высокого (продвинутого) уровня и по математике, и по естествознанию; 48% учеников смогли выполнить задания высокого уровня по математике и 49% – по естествознанию. Средний международный уровень достигли и превысили по математике 81% учеников и по естествознанию – 86%.

Восьмиклассников с продвинутым уровнем подготовки оказалось 8% по математике и 11% по естествознанию, с высоким уровнем – 33 и 41% (соответственно) и со средним уровнем – 68 и 76%.

Освоили математику и естествознание начальной школы только на низком уровне и смогли выполнить лишь самые простые задания 14% четвероклассников. Среди восьмиклассников на низком уровне подготовки оказались – по математике 23% и по естествознанию 19%.

Не освоили знания даже низкого уровня (ниже 400 баллов) 5% четвероклассников по математике и 4% по естествознанию, а также 9% восьмиклассников по математике и 5% по естествознанию.

Рубеж

Важно, что конкурентоспособность образования разных стран определяется по числу учеников, демонстрирующих самые высокие образовательные достижения. Сравнение распределения российских учащихся 4-х и 8-х классов по международным уровням показывает, что в основной школе процент детей с продвинутым уровнем и по математике, и по естествознанию ниже, чем в начальной школе. В лидирующих странах процент учеников 4-х и 8-х классов, достигших продвинутого уровня подготовки, выше, чем в России, – 40-45% по математике и 32-36% по естествознанию. Причем данные проценты практически не меняются при переходе обследуемой совокупности учащихся из начальной в основную школу.

В России же, как показывает международная шкала (данные 2003 и 2007 годов), происходит изменение положения учеников при переходе их из начальной школы в основную: результаты по математике и естествознанию снижаются практически одинаково – почти на 20 баллов.

При переходе из начальной в основную школу сокращается как общее число учеников, показывающих удовлетворительные результаты (с 81 до 68% по математике и с 82 до 76% по естествознанию), так и число тех, кто достигает самых высоких уровней подготовки (с 16 до 8% по математике и с 16 до 11% по естествознанию). Увеличивается число детей с низким уровнем подготовки (с 19 до 32% по математике и с 18 до 24% по естествознанию).

Эксперты подчеркивают, что проблемы, выявленные на начальной ступени обучения (затруднения при интеграции и применении знаний, изложении своих мыслей в письменной форме; сложности при работе с материалом, представленным в непривычном формате), остаются и усиливаются на более высокой ступени обучения, в основной школе.

Что хромает?

В основной школе многие ученики теряют способность самостоятельно излагать свои мысли. Не умеют эффективно применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий по алгебре, где нужно выявить закономерности и разрешить проблемы из реальных ситуаций. Эксперты полагают, что это связано с тем, что обучение решению задач фактически завершается в 5-6-х классах, а в курсе алгебры не поддерживается систематическим повторением, задачи практического содержания детям не предлагаются.

Низкие результаты получены при выполнении заданий на проведение мысленных экспериментов с типичным лабораторным оборудованием, которое ребята должны были использовать на уроках, например, химии или физики. Хуже всего наши восьмиклассники выполняют задания со свободным ответом, а более 40% и вовсе не приступают к выполнению некоторых заданий.

А теперь запишем домашнее задание…

Для выявления ресурсов повышения эффективности математического и естественно-научного образования в российской школе был проведен анализ особенностей организации учебного процесса по математике и естественно-научным предметам в разных странах. Он показал, что по сравнению с другими странами российские учителя уделяют довольно много времени контролю знаний учеников (около 20% времени – по математике и около 15% – по естествознанию). Кроме того, значительная часть времени на уроке (до 10-15%) отводится на проверку домашних заданий. Как результат – снижается время на различную познавательную деятельность учащихся. В России она не превышает 35% всего учебного времени на уроке, в то время как, например, в англоязычных странах составляет не менее 45%.

Практически все российские учителя (97%) задают домашнее задание на каждом или почти на каждом уроке. Это значение выше, чем в других странах, и вдвое превышает среднее международное (43%). Например, в Японии и Республике Корея учителей, часто задающих домашнее задание, менее 5%.

Вопросы и ответы

Результаты международных исследований «в сухом остатке» предлагают России достаточно много вопросов: как сохранить высокий интеллектуальный потенциал учеников начальной школы? что конкретно нужно изменить, чтобы средние результаты наших школьников по математике и естествознанию не снижались на рубежном переходе? как повысить эффективность школьного образования? изменятся ли результаты россиян в международных исследованиях, если учителя будут меньше задавать домашних заданий и меньше тратить времени на контроль? как организовать систему прогностического анализа, чтобы вовремя получать ответы на вопросы, связанные с принятием разного рода решений?

Чтобы ответить на эти вопросы, по мнению экспертов, необходимо инициировать проведение дополнительных национальных исследований: как конкретно нужно оптимизировать структуру и содержание математического и естественно-научного образования, как наиболее эффективно использовать время урока, какие учебники объективно дают лучшие результаты? Системное проведение дополнительных исследований, безусловно, возможно в рамках государственной программы. Такой подход будет работать и на верность принятия решений, и на повышение качества и эффективности образования. В Японии, проанализировав снижение результатов в международных исследованиях, отменили новые учебные программы 2000 года и вернулись к прежним – 1998 года. В США повысили часы на обучение математике, увеличив число курсов по этому предмету, которые нужно изучить для получения аттестата о среднем образовании. В дополнение ввели постоянный мониторинг достижения учащимися образовательных стандартов по математике при оценке деятельности учителей и школ. России тоже пора продемонстрировать готовность реального использования результатов международных исследований для решения проблем в системе образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте