Финалист «Русского Букера» заместитель главного редактора журнала «Русский Репортер» Марина Ахмедова вернулась к кавказской тематике. Ее новый роман «Камень Девушка Вода» родом из Дагестана.
Книга поднимает острую социальную проблему, характерную для этого региона. То, что ее действие дислоцировано в горном, отрезанном от большого мира селе и сосредоточено в основном на событиях внутри одной некрупной школы, да не обманет читателя. Драматическую ситуацию можно экстраполировать на все мусульманские регионы.
Одна пара антагонистов в романе – светское образование, которое государство требует давать ребятам из горского села, и обычаи предков, к которым то откровенно, а то и в глубине души тяготеют жители. По этим правилам девочки вообще могут обойтись без образования, а мальчики должны получать его в мечети. Но уж если девочкам велено «сверху» посещать школу, пусть ходят в хиджабах. О том, что ситуация весьма жизненная, вне романа свидетельствует пресса. Директор школы Садикуллах Магомедович требует, чтобы ученицы ходили на уроки в светской одежде, а то ему не поздоровится. Он пытается решить проблему силой: сорвать с ученицы Рукият хиджаб. Только вмешательство Шарипа-учителя, педагога с огромным стажем, но и одного из духовных лидеров сельчан, проповедовавшего религиозное воспитание при советской власти, гасит открытый конфликт. Вернее, загоняет его под спуд, откуда пламя вырвется: директора в конце концов убьют.
Вторая пара антагонистов – вовсе глобальное противостояние веры и знания. Ни в горном селе, ни в республиканском Минобразования не представляют, как их совместить. Последовать совету Шарипа-учителя: «Но зачем разделять образование и ислам? Наоборот, надо их хорошенько между собой перекрутить, как две веревки, из которых делают один канат. Этот канат нас вытащит из пропасти, в которую мы падаем. Не получится у человека быть настоящим мусульманином, если в его голове нет простых знаний». Но как это осуществить на практике, не знает никто. А ведь есть еще и третья сила – незаконное формирование «лесных братьев», озабоченное распространением радикально исламских настроений среди мирных жителей. «Братьями» руководит Расул.
«К тому времени Расул имел влияние на молодежь. Он ходил по домам и рассказывал, что отныне люди должны откинуть наши законы гор и начать жить по исламу. Не по тому исламу, которому сельчане следовали даже в годы Советского Союза, а по новому – по арабскому». Кто-то боится становиться на сторону радикалов, кто-то искренне не понимает, зачем, и Расулу приходится проводить «работу в массах».
Есть и четвертая сила – доисламские обычаи предков. Впрочем, в романе она как раз таки выведена довольно слабой, ибо сосредоточена в образе героини-рассказчицы Джамили, старой девы, учительницы русского языка и литературы в злополучной школе. Это она поэтизирует окрестные пейзажи: «Гора похожа на девушку, которая легла на спину и откинула тяжелые волосы за голову. Поэтому я называю ее гора-девушка. С самого детства я смотрю на ее каменные руки, сложенные на высокой груди, плоский живот, точеный профиль». Это она размышляет о столкновении радикального ислама и старинных традиций: «…Зачем менять свое национальное, которое плелось веками, на тряпки чужеродных арабских женщин? Зачем менять свои веками писаные правила на чужие законы и забывать свое в пользу чужого?» «Правила» горцев довольно жестоки, легенды, сохранившие их, кровавы, но эта жестокость Джамиле по сердцу. Но что она, хоть и ученая, но незамужняя, бездетная и за то не уважаемая ни односельчанами, ни даже их детьми, своими учениками, может сделать? Да ничего. Собственно, на протяжении романа Джамиля только тем и занимается, что ведет свое немудреное хозяйство, вспоминает героических предков и переживает за сегодняшнюю скверную ситуацию, кажущуюся ей редкостным падением нравов.
А падение нравов прописано Ахмедовой со вкусом, знанием дела и этническим колоритом. В сельской пекарне женщины за священным делом – печением хлебов на семью – чешут языками, перемывая косточки соседкам-подружкам, будто злейшим врагам. Законы шариата всяк трактует в свою пользу. Марьям, дочь Шарипа-учителя, буквально вешается на женатого Расула. Одинокие бабы верят, что мужчина может развестись с женой, если она рожает одних девочек, и готовы воспользоваться ситуацией (учительница Барият даже и воспользовалась). Новый мулла, присланный в мечеть, обратно переделанную из клуба, молодой, но «жестковыйный», требует, чтобы мальчики по пятницам вместо уроков приходили на молитвы. Это бывший ученик Джамили, ее гордость, читавший с выражением, с душой на уроках стихи Пушкина. Государство вносит свою лепту в накал атмосферы: ребят из мечети забирают с полицией и сутки держат в районе. Именно после этого убивают директора школы.
Политика невмешательства, однако, приносит плоды: Джамилю назначают директором школы. Но лишь потому, что в силу различных трагических обстоятельств из жизни ушли многие более страстные и деятельные персонажи романа, а зловещий Расул убрался в лес после самоубийства своей возлюбленной Марьям. Она надеялась стать соратницей Расула по борьбе за веру и демонстративно надела черный хиджаб. Но выяснилось, что Расул не видит ее ни своей второй женой, ни подругой по борьбе, и девушка утопилась. Еще одно противоречие, затронутое в романе, – несоответствие постулатов веры поступкам ее проповедников. На нем внимание не акцентируется, но понимающему достаточно.
Комментарии