search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Год счастливого детства стартовал в Чувашии В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета Быстро и эффективно готовим четвероклассников к выполнению заданий ВПР
0

Между прошлым и будущим

Для немалого числа наших соотечественников, особенно юных, понятие «музей», к тому же военно-исторический, ассоциируется с чем-то архаичным, с собранием редких древностей, овеществленной экзотики ушедших эпох, с этаким хранилищем мало кому интересных когда-то стрелявших железяк и над чем-то водружавшихся полотнищ.

Совсем иначе видят задачи и цели своей повседневной работы мои коллеги – сотрудники Военно-исторического музея Северо-Кавказского военного округа, который находится в Ростове-на-Дону. Конечно же, для посетителей посещение музея – одна из форм досуга, но отнюдь не праздное времяпрепровождение. Сотрудники музея считают важнейшим в своей работе историко-патриотическое и военно-патриотическое воспитание сограждан, и прежде всего молодежи. Взгляд на события минувших эпох заставляет задуматься о дне сегодняшнем и завтрашнем. И в этом смысле музей – это проложенный историческими знаниями мост между прошлым и будущим.

Особые чувства охватывают любого нашего гостя, когда он вдруг среди музейной тишины слышит голос Юрия Левитана, извещающего соотечественников о начале войны – самой страшной и самой кровопролитной в истории нашей Родины. Разве может от этого не дрогнуть, не забиться тревожно сердце? С музыкальной композиции, сопровождающейся песней «Вставай, страна огромная…», начинается для посетителей ознакомление с залами нашего музея. Возрастной диапазон экскурсантов весьма широк – от дошколят (только в нынешнем году наш музей посетили несколько групп детей младше семи лет) до ветеранов Великой Отечественной войны и военной службы. И с каждым из них находят общий язык опытные экскурсоводы Марина Шаповалова и старейшина музея, фронтовик генерал-майор в отставке Федор Якубец. Это умение адаптировать содержание экскурсии к возрастным особенностям посетителей, вызвать у них живую заинтересованность – непременное условие повышения эффективности музейной работы.

Несмотря на столь значительный возрастной диапазон гостей музея, основная масса наших экскурсантов – военнослужащие Северо-Кавказского военного округа (СКВО), учащиеся школ и лицеев, студенты высших учебных заведений Южного федерального округа, словом, молодежь. Благодаря организаторским усилиям начальника музея подполковника Федора Польшина сформировался и неуклонно расширяется круг постоянных посетителей. В их числе – ученики и преподаватели ростовских общеобразовательных школ № 33 и № 55, городской гимназии № 5, студенты Ростовского государственного университета путей сообщения, Южного филиала Российской таможенной академии и еще целого ряда учебных заведений. Очень часто, посетив Военно-исторический музей СКВО впервые, люди затем стремятся время от времени посещать его вновь, рекомендуют коллегам, соседям и друзьям. И не только из-за интересных, содержательных, к тому же бесплатных (что по нашим временам тоже, согласитесь, не совсем обычно и немаловажно) экскурсий.

Кроме всего прочего, Военно-исторический музей СКВО давно стал одним из активно действующих центров военно-патриотического воспитания донской молодежи. В нем проводятся разнообразные мероприятия с участием школьников и студентов. При музее многие годы успешно функционирует Донской военно-исторический клуб имени атамана графа М.И. Платова. Члены клуба вне зависимости от возраста под руководством его основателя и президента Игоря Карасева проходят конноспортивную подготовку, изучают основы рукопашного боя, исторического фехтования. С искренним увлечением они углубляют знания истории нашей страны и родного края. Причем это изучение носит как теоретический, так и практический, прикладной характер. Ежегодно члены клуба под руководством Карасева и подполковника Польшина выезжают на Бородинское поле, где становятся непременными участниками военно-исторической игры «Бородинское сражение». Они реконструируют вооружение и обмундирование солдат и офицеров России различных эпох, обмениваются опытом и экспонатами коллекций с любителями истории – членами военно-исторических клубов из других регионов нашей страны.

Кроме того, военно-исторический музей СКВО и работающий при нем клуб имени атамана Платова шефствуют над средней школой № 49 Ростова-на-Дону. В течение многих лет они строят свое взаимодействие на основании договора о творческом сотрудничестве. Учащиеся школы не только регулярно посещают музей, но и принимают участие в работе музейного историко-исследовательского кружка, в ежегодной научно-практической конференции «Отчизны верные сыны». Работники музея регулярно организуют встречи школьников с ветеранами Великой Отечественной войны.

В зале музея СКВО «Современность» для ребят проводятся занятия в кинолектории. Наряду с просмотром исторических фильмов члены Донского военно-исторического клуба читают зрителям пояснительные лекции, отвечают на их вопросы. После каждого из таких мероприятий число членов клуба, как правило, возрастает на несколько человек. И что еще более важно, растет число молодых людей, увлекающихся изучением истории нашей страны, начинающих по-настоящему уважать ее прошлое, а значит, и больше любить свою Родину.

Прочные контакты у коллектива музея установились и с руководством управления образования администрации Ростова-на-Дону. Налажен активный обмен информацией о новых методиках военно-патриотического воспитания молодежи. Для их разработки и распространения, внедрения в практику работы с подрастающим поколением особенно важно, что сотрудники музея не только принимают юных ростовчан в своих стенах, но и проводят различные выездные мероприятия, в том числе и в образовательных заведениях. Непосредственно в учебных классах экскурсоводы, используя мобильные экспозиции, рассказывают школьникам об основных вехах героической военной истории России, там же, на местах, в образовательных учреждениях, оказывают методическую помощь нештатным сотрудникам, активистам школьных музеев, большинство из которых – ученики. Самый желанный для ребят гость – генерал-майор в отставке Федор Якубец – участник важнейших исторических событий, сражений Великой Отечественной войны, навечно вписанных в героическую летопись нашей страны.

Особая категория постоянных посетителей и друзей музея – юнармейцы из караула Поста № 1, несущего почетную вахту у Вечного огня в Донской столице. Начальник штаба Поста № 1 – боевой летчик Герой Советского Союза Николай Архипов наладил связи с музеем много лет назад. И с тех пор еженедельно в графике работы сотрудников музея отведено время для встреч с юнармейцами. Это тоже одна из наших традиций.

Общаясь в музейных залах с мальчишками и девчонками, видишь, как меняется выражение лиц, какая непростая работа идет в юных душах и умах. Уходят они из музея немножко другими, чуть повзрослевшими, чтобы затем, осмыслив увиденное и услышанное, всерьез задуматься об истинных духовных ценностях, о будущем, о выборе жизненного пути. Чтобы спустя некоторое время вновь прийти к нам и, прикасаясь к истории, сделать еще один шаг по пути взросления.

Мне кажется в корне неверным, ограниченным, однобоким взгляд на музей лишь как на «кунсткамеру», собрание древних, экзотических редкостей. Исторический музей – один из источников духовности и центров патриотического воспитания наших сограждан, прежде всего молодежи. Именно в этом видят смысл своей повседневной работы мои коллеги – сотрудники военно-исторического музея Северо-Кавказского военного округа и вкладывают в нее силы и энтузиазм, энергию души, чтобы музейная работа откликалась в сердцах людей резонансом светлых чувств, патриотизма, любви к нашему Отечеству.

Надежда СЕЛЕЗНЕВА, научный сотрудник Военно-исторического музея Северо-Кавказского военного округа

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте