search
main
0

Между «хочу» и «надо»,. или Как реализовать право на дополнительное профобразование

​Елена ЗАЧЕСОВА, преподаватель, методист, эксперт «Учительской газеты», член авторского коллектива по разработке нормативных и правовых актов в области образования:

Холодный душУченица прочла на уроке литературы стихи и получила за это пятерку. Какой вывод можно сделать из этого сообщения? Молодец девочка, хороший учитель.А если девочку вызвали к доске, чтобы проверить домашнее задание «по Мандельштаму», которое она не выполнила? Нужно вывод скорректировать: девочка просто умница, она и так знает стихи Мандельштама наизусть, а учительница не смогла ее подловить.А если добавить еще одну небольшую, но существенную деталь: девочка читала вовсе не Мандельштама, а современного рэпера Oxxxymiron’а, который на своей странице перепостил видео того самого злосчастного урока с комментарием «это все, что нам нужно знать о гуманитарном образовании в России»? Вывод кардинально меняется: девочка нарушила школьные правила и Мандельштама не учила, но не все так плохо, ведь она вовремя сориентировалась и нашла рискованный, но эффектный выход из сложной ситуации, а еще она знает и любит современную поэзию. А учительница?Горячие головыХотелось бы сразу предостеречь от скоропалительных и кардинальных решений и не обсуждать увольнение педагога по причине профессиональной непригодности. Давайте сосредоточимся на более важных вопросах: должен ли учитель литературы знать наизусть весь корпус текстов, изучаемых в школе? А другие учителя – математики, физики, физкультуры? Можно ли ограничиться каким-то литературным минимумом, который необходим для того, чтобы быть (или все-таки считаться?) образованным человеком? Насколько профессионален учитель, не различающий классическую поэзию и рэп? А импрессионизм и экспрессионизм? Любой ли учитель должен их различать? А решать квадратные уравнения? А определять видовую принадлежность жучков-червячков? А рассчитывать степень окисления химических элементов по формулам соединений?Ответы на любой из этих вопросов в свою очередь могут стать яблоком раздора и камнем преткновения между сторонниками и противниками определенных взглядов. Учителя литературы который год ломают копья над проблемой списков авторов и произведений. Прогрессисты предлагают предоставить право выбора учителю, а традиционалисты считают, что такие перечни нужны. Но даже в рядах товарищей по Всероссийской ассоциации учителей литературы согласия нет, и вычеркиваются авторы, повести и романы, романсы и поэмы, но тут же вписываются другие. Как остановить это безумие?Примирить всех может только бесспорная истина. Окончательная и настоящая. Аксиома, не требующая доказательств.«Советское образование было лучшим в мире». Нет, не то…«Современное образование ведет к отупению». Опять не то…О, эврика! «Хватит мучить нас реформами! Оставьте все, как было!! Дайте спокойно работать!!!» Этот крик души найдет отклик в сердцах учителей, администрации и даже родителей. Он сможет стать объединяющей платформой, на которой плечом к плечу выстроятся те, кто твердо знает «как надо». А как надо-то?Можно ли сохранить размеренную и налаженную образовательную колею, в которой педагоги без неприятностей и превратностей будут воспроизводить проверенные временем образцы методик, а родители с умилением опознавать знакомые дидактические единицы, те самые «чему-нибудь» и «как-нибудь»? Наверное, можно. Какую цену придется за это заплатить? Отвращение учеников к школе? Не дороговато ли?Жаркие денькиИзвестен рецепт Белой Королевы: «Ну а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее». (Кстати, входит ли «Алиса…» в список изучаемых произведений? Не важно, не будем отвлекаться.) Мир стремительно меняется, и чтобы отвечать на его вызовы, нужно получить хорошее образование. А хорошее образование невозможно без квалифицированных учителей. А квалифицированные учителя должны как минимум поддерживать, в идеале – постоянно повышать свой уровень квалификации. Каким путем? Всем известно: на курсах повышения квалификации. Раньше – раз в пять лет, а теперь – раз в три года. Потому что все процессы в мире ускоряются, и бежать уже нужно в два раза быстрее.Каждый учитель должен… А должен ли? Если обратиться к закону, то неожиданно для многих выяснится, что повышение квалификации является не обязанностью, а правом работника. То есть не администрация вывешивает списки с заранее утвержденными датами и темами, а учитель сам выбирает, где, когда и чему он хотел бы научиться, чтобы повысить свою квалификацию. Ситуация образовательного выбора предполагает наличие предложений. Давайте проверим, что предлагается учителю и насколько доступны интересные предложения.В каждом регионе должен быть сформирован общедоступный перечень программ дополнительного профессионального образования, из которых учителя могут выбирать курсы по своему вкусу. Как его найти? Самый простой способ – на сайте региональных министерств или департаментов, где расположены ссылки на соответствующие реестры. Можно также искать прямо в поисковых системах по запросу «программы дополнительного профессионального образования для педагогов… (далее название региона)».Первая приятная новость – широкий перечень организаций, предлагающих программы: наряду с институтами повышения квалификации/развития образования и методическими центрами встречаются педвузы, университеты, институты и академии различного профиля. Радость немного меркнет при анализе содержания: подавляющее большинство программ традиционно предлагают по предметам, и, разумеется, на них всегда есть устойчивый спрос. Определяется ли он желанием учителей? Не всегда. Самый распространенный ответ на вопрос о причинах выбора начинается с фразы «Нам для аттестации нужны курсы только по предмету». Регламент аттестации на соответствие должности разрабатывается и утверждается каждой образовательной организацией самостоятельно, и можно было бы либо вовсе исключить упоминание о курсах повышения квалификации (напоминаю, которые являются правом работника, а не обязанностью), либо не ограничивать их тематику, однако, сохраняя прежние подходы, школы массово требуют от учителей пройти «курсы по предмету». Потому их так обильно предлагают и посещают. А что же желания учителей? Параллельно официальной системе повышения квалификации (которой государство уделяет немало внимания и выделяет немало средств) существует весьма неоднородное поле бизнес-предложений, остро улавливающих эти запросы и чутко под них подстраивающихся. Такая быстро адаптирующаяся среда могла бы стать отличным дополнением к несколько закостеневшему традиционному набору заранее утверждаемых программ, если бы не одно маленькое «но». Курсы, не включенные в государственную систему, не могут быть оплачены за счет бюджетных средств, следовательно, школам или самим учителям нужно изыскивать деньги на оплату интересных и нужных курсов. Вот и лавируют педагоги и администрация между Сциллой и Харибдой, чтобы и «хочу», и «надо», и денег хватило. Бегут вдвое быстрее, права была Королева.Теплый приемВсе же положение дел с повышением квалификации педагогов в целом настраивает на оптимизм. Сегодня можно выбирать, что, где, когда и с кем изучать, можно обмениваться опытом в реале и в Сети. В дополнительном образовании гораздо проще выстраивать индивидуальные образовательные маршруты, а полученный опыт в свою очередь поможет педагогам по-новому организовать работу с учениками, тем более что и Закон «Об образовании в Российской Федерации», и ФГОС выдвигают новые требования не только к результатам образования, но и к условиям реализации образовательных программ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте