search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Демонстрационный экзамен, приложение к диплому, «Профессионалитет»: что Минпросвещения делает для развития СПО В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству
0

Между «хочу» и «надо»,. или Как реализовать право на дополнительное профобразование

​Елена ЗАЧЕСОВА, преподаватель, методист, эксперт «Учительской газеты», член авторского коллектива по разработке нормативных и правовых актов в области образования:

Холодный душУченица прочла на уроке литературы стихи и получила за это пятерку. Какой вывод можно сделать из этого сообщения? Молодец девочка, хороший учитель.А если девочку вызвали к доске, чтобы проверить домашнее задание «по Мандельштаму», которое она не выполнила? Нужно вывод скорректировать: девочка просто умница, она и так знает стихи Мандельштама наизусть, а учительница не смогла ее подловить.А если добавить еще одну небольшую, но существенную деталь: девочка читала вовсе не Мандельштама, а современного рэпера Oxxxymiron’а, который на своей странице перепостил видео того самого злосчастного урока с комментарием «это все, что нам нужно знать о гуманитарном образовании в России»? Вывод кардинально меняется: девочка нарушила школьные правила и Мандельштама не учила, но не все так плохо, ведь она вовремя сориентировалась и нашла рискованный, но эффектный выход из сложной ситуации, а еще она знает и любит современную поэзию. А учительница?Горячие головыХотелось бы сразу предостеречь от скоропалительных и кардинальных решений и не обсуждать увольнение педагога по причине профессиональной непригодности. Давайте сосредоточимся на более важных вопросах: должен ли учитель литературы знать наизусть весь корпус текстов, изучаемых в школе? А другие учителя – математики, физики, физкультуры? Можно ли ограничиться каким-то литературным минимумом, который необходим для того, чтобы быть (или все-таки считаться?) образованным человеком? Насколько профессионален учитель, не различающий классическую поэзию и рэп? А импрессионизм и экспрессионизм? Любой ли учитель должен их различать? А решать квадратные уравнения? А определять видовую принадлежность жучков-червячков? А рассчитывать степень окисления химических элементов по формулам соединений?Ответы на любой из этих вопросов в свою очередь могут стать яблоком раздора и камнем преткновения между сторонниками и противниками определенных взглядов. Учителя литературы который год ломают копья над проблемой списков авторов и произведений. Прогрессисты предлагают предоставить право выбора учителю, а традиционалисты считают, что такие перечни нужны. Но даже в рядах товарищей по Всероссийской ассоциации учителей литературы согласия нет, и вычеркиваются авторы, повести и романы, романсы и поэмы, но тут же вписываются другие. Как остановить это безумие?Примирить всех может только бесспорная истина. Окончательная и настоящая. Аксиома, не требующая доказательств.«Советское образование было лучшим в мире». Нет, не то…«Современное образование ведет к отупению». Опять не то…О, эврика! «Хватит мучить нас реформами! Оставьте все, как было!! Дайте спокойно работать!!!» Этот крик души найдет отклик в сердцах учителей, администрации и даже родителей. Он сможет стать объединяющей платформой, на которой плечом к плечу выстроятся те, кто твердо знает «как надо». А как надо-то?Можно ли сохранить размеренную и налаженную образовательную колею, в которой педагоги без неприятностей и превратностей будут воспроизводить проверенные временем образцы методик, а родители с умилением опознавать знакомые дидактические единицы, те самые «чему-нибудь» и «как-нибудь»? Наверное, можно. Какую цену придется за это заплатить? Отвращение учеников к школе? Не дороговато ли?Жаркие денькиИзвестен рецепт Белой Королевы: «Ну а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее». (Кстати, входит ли «Алиса…» в список изучаемых произведений? Не важно, не будем отвлекаться.) Мир стремительно меняется, и чтобы отвечать на его вызовы, нужно получить хорошее образование. А хорошее образование невозможно без квалифицированных учителей. А квалифицированные учителя должны как минимум поддерживать, в идеале – постоянно повышать свой уровень квалификации. Каким путем? Всем известно: на курсах повышения квалификации. Раньше – раз в пять лет, а теперь – раз в три года. Потому что все процессы в мире ускоряются, и бежать уже нужно в два раза быстрее.Каждый учитель должен… А должен ли? Если обратиться к закону, то неожиданно для многих выяснится, что повышение квалификации является не обязанностью, а правом работника. То есть не администрация вывешивает списки с заранее утвержденными датами и темами, а учитель сам выбирает, где, когда и чему он хотел бы научиться, чтобы повысить свою квалификацию. Ситуация образовательного выбора предполагает наличие предложений. Давайте проверим, что предлагается учителю и насколько доступны интересные предложения.В каждом регионе должен быть сформирован общедоступный перечень программ дополнительного профессионального образования, из которых учителя могут выбирать курсы по своему вкусу. Как его найти? Самый простой способ – на сайте региональных министерств или департаментов, где расположены ссылки на соответствующие реестры. Можно также искать прямо в поисковых системах по запросу «программы дополнительного профессионального образования для педагогов… (далее название региона)».Первая приятная новость – широкий перечень организаций, предлагающих программы: наряду с институтами повышения квалификации/развития образования и методическими центрами встречаются педвузы, университеты, институты и академии различного профиля. Радость немного меркнет при анализе содержания: подавляющее большинство программ традиционно предлагают по предметам, и, разумеется, на них всегда есть устойчивый спрос. Определяется ли он желанием учителей? Не всегда. Самый распространенный ответ на вопрос о причинах выбора начинается с фразы «Нам для аттестации нужны курсы только по предмету». Регламент аттестации на соответствие должности разрабатывается и утверждается каждой образовательной организацией самостоятельно, и можно было бы либо вовсе исключить упоминание о курсах повышения квалификации (напоминаю, которые являются правом работника, а не обязанностью), либо не ограничивать их тематику, однако, сохраняя прежние подходы, школы массово требуют от учителей пройти «курсы по предмету». Потому их так обильно предлагают и посещают. А что же желания учителей? Параллельно официальной системе повышения квалификации (которой государство уделяет немало внимания и выделяет немало средств) существует весьма неоднородное поле бизнес-предложений, остро улавливающих эти запросы и чутко под них подстраивающихся. Такая быстро адаптирующаяся среда могла бы стать отличным дополнением к несколько закостеневшему традиционному набору заранее утверждаемых программ, если бы не одно маленькое «но». Курсы, не включенные в государственную систему, не могут быть оплачены за счет бюджетных средств, следовательно, школам или самим учителям нужно изыскивать деньги на оплату интересных и нужных курсов. Вот и лавируют педагоги и администрация между Сциллой и Харибдой, чтобы и «хочу», и «надо», и денег хватило. Бегут вдвое быстрее, права была Королева.Теплый приемВсе же положение дел с повышением квалификации педагогов в целом настраивает на оптимизм. Сегодня можно выбирать, что, где, когда и с кем изучать, можно обмениваться опытом в реале и в Сети. В дополнительном образовании гораздо проще выстраивать индивидуальные образовательные маршруты, а полученный опыт в свою очередь поможет педагогам по-новому организовать работу с учениками, тем более что и Закон «Об образовании в Российской Федерации», и ФГОС выдвигают новые требования не только к результатам образования, но и к условиям реализации образовательных программ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте