search
main
0

Методология проектирования современных школ: опыт гк «а101»

Нужно признать: даже педагогам сегодня сложно угнаться за современными детьми в вопросах скорости и объема потребления информации. Парадокс в том, что эта скорость падает до нуля, если ребенок не видит ценности в новых знаниях. И не важно, робототехника это или «Одиссея» Гомера.

Педагоги сходятся во мнении, что метод «послушали – записали – запомнили» практически перестал быть эффективным. Вместо этого дети хотят на практике изучать азы профессий, моделировать с помощью компьютерных программ и объединяться в гибкие проектные группы. Словом, на школьном уровне работать в условиях, к которым мы привыкли во взрослой жизни.

Очевидно, что подходы к проектированию и строительству приходится менять, но также очевидно, что перемены должны коснуться не только образовательного процесса, но и архитектуры школьных зданий. Однако, по оценкам экспертного сообщества, сегодня в России условия, соответствующие ожиданиям и требованиям участников образовательного процесса, созданы не более чем в 1% от общего числа учебных заведений. ГК «А101», один из крупнейших девелоперов Москвы, уже построил шесть школ нового типа, которые высоко оценили и городские власти, и действующие педагоги. Я хочу рассказать об основных принципах их создания.

БЛОГГИНГ, БОРЩ И РОБОТЫ

Чтобы практическая и проектная работа стала возможной, в школе должен быть полный набор оборудования – такого же, каким пользуются взрослые. В школах, спроектированных нашей компанией, в начальных классах уже не просто чертят на доске геометрические фигуры: занятия проходят на макетах, а затем ученики осваивают азы компьютерного моделирования. В старшей же школе результаты занятий по геометрии могут быть напечатаны на 3D-принтере. Представьте, с какой охотой дети выполняют такие задания.

В наших школах мы оборудуем инженерные лабораторно-исследовательские комплексы, кабинеты робототехники, медиа- и музыкальные студии, где ученики на современном оборудовании пробуют создавать контент. Здесь работают оснащенные по последнему слову техники слесарные, столярные и швейные мастерские, а также кулинариумы, которые выглядят точь-в-точь как кухня дома или в небольшом семейном кафе.

Директора школ и методисты отмечают, что помимо мотивации учеников эта концепция помогает им определиться с направлением будущей карьеры, а также прививает востребованный в системе высшего образования и на рынке труда междисциплинарный поход. Кроме того, совместное творчество и практические занятия формируют навыки общения и развивают эмпатию.

ДАЙ ПОСМОТРЕТЬ

Для создания эффективной образовательной среды в своих районах мы начали с создания ее концепции с набором обязательных элементов, например, любое помещение проектируется по принципам многофункциональности, трансформируемости, а также прозрачности и открытости.

На практике это значит, что в новых школах урок при необходимости можно провести где угодно, даже на улице. Кроме того, помещения легко меняют вместимость и функционал. Спортивный зал может стать местом для проведения мероприятий, кабинет ботаники «прирасти» химической лабораторией, рекреация в свою очередь стать выставочным или музыкальным пространством. Даже простые учебные кабинеты можно разделить на части, быстро собрать парты в «стопочку» или расставить их так, как удобно ученикам. В отдельных классах «началки» есть даже небольшие спортивные зоны с турниками и шведской стенкой.

Но главное – открытость, которая выражается не только в отношениях между учениками и учителями. Почти все внутренние стены школ прозрачные и выполнены из ударопрочного стекла. Это непривычно и порой слегка неуютно, но, как говорят сами педагоги и ученики, ощущение «всегда на виду» длится максимум две недели. Зато преимущества огромны. Учителя получают возможность визуального контроля за детьми, выполняющими задания вне класса. Это очень важно и с точки зрения безопасности – прозрачные стены создают атмосферу открытости и минимизируют число конфликтов между детьми, а если они и возникают, то их можно сразу увидеть и быстро разрешить.

Ученики получают несравнимо больше – возможность в любое время ознакомиться с опытом однокашников. Стены ведь прозрачны не только в классах, но и там, где происходит все самое интересное, – в лабораториях и мастерских. За химическим опытом, испытаниями робота или украшением торта в кулинариуме может следить любой желающий. Шанс, что после этого ребенок захочет сделать что-то подобное сам, возрастает в несколько раз. Как и шанс для любознательного школьника освоить дополнительную профессию или даже найти призвание.

По этой причине в одной из школ, которая только начала строиться в этом году, часть лабораторного оборудования, гидропоническая ферма и станки из мастерских будут вынесены из соответствующих пространств прямо в центральную общую зону.

МЕСТО В ГРЕЧЕСКОМ СТИЛЕ

Сердцем наших школ являются амфитеатры. Они, как в Древней Греции, служат местом общего сбора или совместных занятий в группах. Здесь можно проводить концерты и лекции, показывать фильмы. В атриуме также располагается зона игр, в одной из школ здесь устраивают караоке-перемены, а в другой амфитеатр стыкуется с хобби-зоной, где есть шахматная доска на полу с огромными фигурами, место для буккроссинга и гамаки.

А еще в амфитеатре можно провести урок, сделать домашнюю работу или учебный проект вместе с одноклассниками. Причем занятия проходят публично, и любой желающий, если у него самого нет урока, может просто присесть рядом и послушать учителя.

Какие-то занятия могут проходить только в атриуме, для этого в наших школах установлен интерактивный пол – оборудование, которое транслирует изображение на пол, а дети могут решать задачи, нажимая на него руками и ногами. Таким образом учебный процесс превращается в игру, что облегчает усвоение материала и мотивирует современных школьников.

ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ПАП И БАБУШЕК

Другое важное качество новых школ – открытость всем. Они проектируются так, чтобы становиться точками притяжения и центрами общественной жизни, развития добрососедства и местных сообществ. Делается это с помощью организации на базе школьной инфраструктуры занятий для взрослых и пожилых людей. Учебные заведения интегрированы в систему городской среды и сами по себе являются частью общественных пространств. Школьная территория может даже стать площадкой для флешмобов или районных праздников.

Более двух лет назад в структуре ГК «А101» появилось образовательное бюро «Лернити», которое вовлекает жителей в создание добрососедской среды. Совместно с жителями бюро проектирует и проводит массовые мероприятия, мастер-классы и открытые уроки. Многие мероприятия «Лернити» проводит именно в школах. Это могут быть, например, кулинарные мастер-классы, театральные постановки, открытые уроки для детей и их родителей и, конечно, спортивные секции. Кроме того, школы ГК «А101» участвуют в программе «Московское долголетие» – проекте мэра города, целью которого является вовлечение старшего поколения москвичей в активную социальную жизнь.

Елена Платонова, директор по коммуникациям ГК «А101»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте