МИОО всегда был лидером в системе дополнительного образования педагогических кадров, выстраивая свою работу с учетом изменений в обществе и государстве, руководствуясь идеей непрерывного образования.
Происходящие в последние десятилетия реформы привели, с одной стороны, к радикальным изменениям российского образования, с другой стороны, к новым проявлениям старых проблем. Школьное образование стало более вариативным, открытым, вступило в конкуренцию с социокультурной средой, утратив преимущество основного источника информации для ученика. В то же время старые проблемы, они же вечные вопросы образования, не отступили и не получили исчерпывающего решения, хотя и зазвучали по-новому. Новые условия побуждают к поиску методик, технологий, актуальных педагогических практик по проблемам, связанным со здоровьесбережением, формированием учебной деятельности, дифференциацией и индивидуализацией в воспитании и обучении, социализацией школьников.Эффективность работы Московского института открытого образования по подготовке кадров для новой школы связана с реализацией взаимодействия нескольких видов деятельности: учебной, научно-исследовательской и методической, – которые обеспечивают полный цикл продвижения новых подходов к развитию образования.Система методической деятельности института, важнейшим звеном которой стал Городской методический центр МИОО, выстраивалась таким образом, чтобы по всем ключевым направлениям модернизации московского образования все категории педагогических работников и все типы и виды образовательных учреждений получали необходимую поддержку.Городской научно-методический центр, учрежденный в 2004 году под руководством проректора Московского института открытого образования Ольги Логиновой, организовал целенаправленную работу по включению учителей в процесс реализации стандартов первого поколения Федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.Одновременно с руководителями и заместителями руководителей образовательных учреждений, рабочими группами окружных методических центров происходили обсуждение и подготовка предложений по формированию концепции, структуры Московского базисного учебного плана с учетом специфики столичного региона. В итоге коллективной работы возник документ, который ориентировал образовательные учреждения и учителей не только на обеспечение усвоения обязательного минимума общего образования, идеи обновления содержания образования, предложенные нашим школам Московским базисным учебным планом, нашли свое развитие в будущих концептуальных положениях Федерального государственного образовательного стандарта (изучение двух иностранных языков, активное использование информационно-коммуникативных технологий при изучении различных предметов).МБУП предлагал использовать интегративный подход к содержанию образования, понимая значимость интегративного подхода, в рамках которого происходит большая часть современных научных открытий, многие учителя самостоятельно и во взаимодействии с коллегами разрабатывали интегративные курсы, модули, учебные задания. Всем им оказывали методическую поддержку городской методический центр в сотрудничестве с методическими лабораториями и кафедрами института.Методическое сопровождение образовательных учреждений, работавших по Московскому базисному учебному плану, для удовлетворения потребности школ в становлении своего особенного образовательного пространства, сыграло решающую роль в достижении важнейшей ценности московского образования – его вариативности.Одно из самых главных изменений в системе образования за последнее время – введение единого государственного экзамена. Перед городским методическим центром стояла задача обеспечить методическую поддержку всем педагогическим работникам для скоординированного и безошибочного выполнения определенных им функций по подготовке и проведению ЕГЭ. Учитывая масштабы нашего города, предопределившие сложность этой работы, необходимость в связи с особыми условиями в Москве адаптации многих инструктивных и организационно-технических материалов, лежащих в основе комплекса процедур ЕГЭ, можно определить результат деятельности ГМЦ как создание новой практики – заложение основы проведения ЕГЭ. Выполненная с опорой на окружные методические центры задача справедливо расценивается как особо успешный и результативный проект.Сотрудники городского методического центра ежегодно обеспечивают организационно-методическое сопровождение работы конфликтной комиссии при проведении единого государственного экзамена в Москве. Алгоритм деятельности конфликтной комиссии, обогащенный многолетним опытом работы ответственных секретарей (Т.Сулеев, А.Хотунцев) и других сотрудников, работал в Москве надежно, прозрачно, открыто, гарантируя соблюдение прав всех участников экзамена.Важнейшим принципом организационно-методического сопровождения единого государственного экзамена стал принцип обратной связи, действие которого необходимо обеспечивать постоянно, не допуская снижения доверия и интереса к экзамену в обществе. Для учащихся и родителей в течение учебного года на базе городского методического центра организуют консультации по вопросам ЕГЭ, в частности по подаче апелляции по процедуре и о несогласии с выставленными баллами, по шкалированию и переводу первичных баллов в тестовые, по процедуре отмены экзамена. Не один год ГМЦ обеспечивал работу «горячей линии ЕГЭ» и Общественной приемной при Государственной экзаменационной комиссии Москвы. В помощь учащимся издавали специальные пособия «Подготовка к единому государственному экзамену». При ГМЦ постоянно работает on-line консультационный центр по подготовке к итоговой аттестации учащихся и сопровождению деятельности конфликтной комиссии города Москвы в период проведения ЕГЭ; более 77000 посетителей сайта ознакомились с методическими материалами, статистикой, получили консультации или ответы на организационные вопросы.Не останавливаясь на других не менее значимых проектах, реализованных городским методическим центром, необходимо сказать о взаимодействии всех учреждений Москвы, осуществляющих методическую деятельность, которое направлял городской методический совет по общему образованию, который в течение многих лет возглавлял ректор МИОО Алексей Семенов. Городской методический совет по общему образованию координировал процессы развития методического пространства в Москве, занимался разработкой рекомендаций по реализации основных направлений деятельности методической службы. Окружные методические центры, регулярно представлявшие свою работу на заседаниях городского методического совета, имели возможность учиться на опыте других, что соответствует современным подходам корпоративного обучения. По итогам обсуждения городской методический совет рекомендовал для участия во Всероссийской конференции и смотре-конкурсе «Методическая служба – Новой школе» (2010 г.) ОМЦ Северо-Западного округа, который был удостоен звания лауреата.Нет сомнения в том, что и в будущем профессиональное совершенствование педагогов потребует постоянной оперативной поддержки их профессиональной деятельности. Педагоги нуждаются в пространстве, опосредующем взаимодействие педагогической науки, программ повышения квалификации и реальной педагогической практики каждого учителя. Роль такого пространства в Москве выполняет методическая служба, задачу организации и поддержки ее эффективной работы решает Московский институт открытого образования.Галина ДАНИЛОВА, проректор МИОО, директор ГМЦ МИОО, заслуженный учитель РФ
Комментарии