search
Топ 10

Методисты, вперед!

​Лаборатория предметов естественно-математического цикла МЦ ЮАО представлена методистами по математике, физике, химии, биологии, экологии, географии, информатике и ИКТ, технологии, экономике, основам безопасности жизнедеятельности.

Сотрудники лаборатории – учителя высшей квалификационной категории, среди них – лауреат премии Правительства Москвы в области образования, методист по географии Р. Хабибуллин, методист по математике заслуженный учитель РФ Л.Малышева, лауреаты конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования, методист по экономике В.Лебедева, методист по информатике и ИКТ И.Бутенина, методист по химии В. Никитин, победитель конкурса лучших учителей РФ методист по экономике В.Лебедева, орденом «Синергия» награждена методист по математике Л. Федотова, более половины методистов имеют звания «Отличник народного просвещения», «Почетный работник общего образования Москвы». Работа методистов отмечена грамотами ЮОУО, почетными грамотами Правительства Москвы, Министерства образования и науки РФ. Опытом административной работы обладают 30%, а сертифицированными экспертами ЕГЭ и ГИА стали 100% методистов лаборатории. Методисты лаборатории активно осваивают программы повышения квалификации в МИОО, МГУ имени М.В.Ломоносова, Финансовом университете при Правительстве РФ, ЦИТУО, МЦКО; участвуют в конференциях, «круглых столах», семинарах, вебинарах, телеконференциях, тренингах, деловых играх, читают лекции, в том числе в регионах; публикуют статьи, тезисы, методические материалы, владеют технологией создания сайтов.Использование многообразных форм организации совместной работы позволяет формировать среду профессионального общения, в том числе и интерактивную. Оперативное информирование педагогов, обмен материалами, проведение конкурсов в дистанционном режиме, организация работы жюри – все это возможно благодаря активно работающему сайту лаборатории www.lem.metodcenter.edusite.ru, на котором отражена структура, содержание работы. Сайт был создан около двух лет назад и гармонично развивается в результате деятельности методистов, осуществляющих поддержку сайта. Кроме того, методисты по информатике и ИКТ, математике, физике, биологии, химии создали свои сайты. Каждый сайт имеет свою изюминку – например, с большой любовью и теплотой разработан сайт для учителей информатики, здесь размещены полезная информация для подготовки и проведения окружных олимпиад по предмету, отчеты и методические материалы учителей, творческие работы учащихся в виде отдельных веб-страниц. Для каждой страницы подобрано свое стилевое решение. Пользователи сайта для учителей биологии могут совместно использовать файлы, ресурсы, средства электронной почты. Форумы позволяют вести интерактивный диалог, кроме того, этот курс обеспечивает возможность сбора информации, ее последующей обработки. Так, опрос по подготовке к итоговой аттестации учащихся, проведенный весной 2011 года, позволил создать информационную карту округа по формам проведения государственной итоговой аттестации в образовательных учреждениях округа. Оболочка Мооdle, которую используют учителя округа, позволяет им создавать свои пространства для продуктивной работы с учащимися и организации взаимодействия между педагогами.Произошли качественные изменения в содержании, формах работы методистов с учителями. Во-первых, тематика семинаров-практикумов отражает потребности современного учителя: «Освоение учителями предметов естественно-математического цикла продуктивных педагогических технологий, развивающих образовательную среду школы» (в рамках реализации программы «Наша новая школа»), «Современные подходы к оцениванию результатов обучения учащихся», «Организация рабочего места учителя и ученика», «Требования ФГОС к современному кабинету»; вебинар «Профессиональная компетентность учителя в инновационной деятельности, отражающая новые тенденции в школьной образовательной практике. Инновационный инструментарий»; серия мастер-классов «Технологические ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов», «Технология деятельностного метода при подготовке к итоговой аттестации», «Методика использования цифровой учебной лаборатории «Архимед», «Решение задач с параметром с использованием возможностей программы «Живая математика». Система передачи передового опыта педагогов, возможность коллективного поиска и апробации новых идей стали основными принципами работы творческих лабораторий, творческих мастерских. Все материалы (образовательные продукты) публикуют, размещают на сайте лаборатории, то есть они становятся доступными широкому кругу пользователей. Во-вторых, при проведении семинаров-практикумов, кроме теоретической части, а это, как правило, выступление методиста, представителя науки, издательства, обязательно практическое занятие («обучение в деятельности»), использование метода кейсов, то есть анализа практических ситуаций, применения накопленных знаний в конкретных ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью, включаются элементы деловой игры. Проведение рефлексии, в том числе в виде синквейна, способствует повышению интереса учителей к участию в различных формах взаимодействия с методистами и коллегами.Для освоения уже самими педагогами кейс-метода и применения его в практической работе организован мастер-класс «Применение кейс-метода на уроках» учителя экономики ЦО №548 «Царицыно» В. Старостина, который стал победителем окружного и участником городского конкурса «Учитель года Москвы». Его мастер-класс заинтересовал учителей не только экономики, но и физики, информатики, математики. Актуальны и востребованы мастер-классы в форме вебинаров, которые проводит учитель экономики школы №867, победитель окружного и участник городского конкурса «Учитель года Москвы» Д.Волков по теме «Активные формы обучения. Деловая игра «Рынок в регионах». В-третьих, степень информационной компетентности учителей округа возрастает, чему способствует планомерная работа методистов. Это создание и размещение на сайте лаборатории планирования учебного материала по предметам естественно-математического цикла для отдельных параллелей с использованием цифровых образовательных ресурсов (рабочие группы); разработка курсов ИКТ-поддержки уроков. Например, интересен опыт учителя экономики гимназии №1526, победителя окружного и участника городского конкурса «Учитель года Москвы» А.Пашкевич. Алла Николаевна использует новые подходы в работе с виртуальным пространством, с курсами ИКТ-поддержки уроков экономики и географии можно ознакомиться на сайте www.learning.9151394.ru. Участие в педагогических конкурсах, которые проходят в дистанционном режиме на сайте лаборатории, также позволяет педагогам, учащимся реализовать свой творческий потенциал, повысить информационную культуру. Для проведения конкурсов используется аккаунт Gmail.com, что позволяет членам жюри работать в индивидуальном темпе, общаться с организаторами в режиме онлайн. Система работы дистанционных конкурсов такова: подача заявок, шифрование работ, размещение на аккаунте, дистанционная работа жюри с шифрованными работами по индивидуальным протоколам, оформление общего протокола, очное обсуждение результатов конкурса, объявление итогов. Например, конкурс по учебному проектированию с применением компьютерных технологий «Алгоритм» проводит методист по информатике и ИКТ И.Бутенина. Участников объединяет дух соревнования и творчества, сколько чувств и переживаний возникает у ребенка, когда он в руки берет не обычный карандаш или кисть, а компьютерный инструмент, делает один мазок, другой – и вот рождается чудо-картина. Школьники представляют работы в номинациях «Компьютерный рисунок», «Программирование», «Сайты», «Логопроекты», «Графика и анимация», «Видео», «Презентации», «Smart-проекты», «Школьная газета». Второй год конкурс в номинации «Презентации» проходит в режиме реального времени, отборочный тур – в режиме онлайн. Такая форма проведения конкурса позволяет увидеть работу ученика от замысла проекта до его воплощения. Школьники демонстрируют навыки работы с компьютером, умение отобрать и систематизировать материал на заданную тему, но главное – общение, рождение новых идей. Компьютерная графика – одно из самых современных и востребованных направлений цифровой технологии, удивительные анимированные фильмы представляют ученики на конкурс: сколько фантазии и мастерства надо иметь, чтобы оживить безликую картинку, придумать ей сюжет и сценарий. Востребован дистанционный конкурс творческих работ учителей «Фестиваль новых образовательных технологий в урочной и внеурочной работе учителя физики «Огонь Прометея». Творческие работы размещают на сайте учителей физики, а наиболее интересные и оригинальные – на сайте лаборатории предметов естественно-математического цикла. Участники конкурса представляют свои работы в номинациях «Разработки уроков физики», «Интегрированные уроки», «Внеклассная деятельность по предмету», «Воспитание и внеурочная деятельность по направлениям: научно-познавательная, проектная деятельность», «Другие направления педагогической деятельности: работа с трудными детьми и подростками, работа с одаренными детьми, работа с детьми со специальными возможностями, мастерские, мастер-классы и семинары для педагогов, родительские собрания». В каждой номинации определяется три призовых места (I, II, III), которые могут быть отданы как творческим коллективам, так и индивидуальным участникам. Победителям и призерам вручают дипломы, участники конкурса, не ставшие победителями и призерами, получают сертификат об участии в конкурсе и право публикации материалов на сайте лаборатории. Интересно возникновение открытого конкурса проектно-исследовательских работ школьников «Математика: просто, сложно, интересно», девизом которого выбрано изречение Бернарда Шоу: «Единственный путь, ведущий к знаниям, – это деятельность…». Началось все с того, что методист по математике Н.Левченко для оказания всесторонней помощи учителям в освоении деятельностного метода два года назад на базе школ №629 и 549 открыла творческие лаборатории «Дистанционные технологии в обучении математике». Участниками стали уже более 100 педагогов. На занятиях учителя знакомятся с теоретическими основами метода проектов, с творческими работами коллег и сами имеют возможность продемонстрировать успехи учеников в этом направлении. Неудивительно, что у всех участников этого профессионального творческого взаимодействия возникло желание, чтобы достижения каждого участника проектно-исследовательской деятельности получили профессиональную оценку. Активное участие в разработке положения о конкурсе, в его организации и проведении приняли Т.Некрасова (школа №629), Н.Осиновская (школа №1245) и А. Лебедева (школа №549). Конкурс проводится ежегодно уже на протяжении трех лет. Поражает многообразие направлений проектно-исследовательской деятельности учащихся нашего округа, помимо таких традиционных тем, как «Теорема Пифагора», «Удивительный мир чисел», «Исследование золотого сечения», были представлены работы «Проценты на службе банка», «Математические расчеты ремонта», «Пифагор и музыка», «Магические свойства чисел. Число семь», «Сферические и многогранные формы в архитектуре». Интерес к конкурсу учителей и учащихся округа, ежегодные итоги этого мероприятия красноречиво говорят о том, что распространение и развитие проектных технологий обучения реально повышают интерес учащихся к математике, позволяют создавать условия для творческой самореализации и формировать исследовательское сообщество школьников Южного округа. В-четвертых, дистанционные конкурсы, различные творческие объединения педагогов, взаимодействие с научными учреждениями и организациями, музеями позволяют развивать информационно-образовательную среду для методистов, учителей, учащихся, родителей. Клуб учителей биологии и экологии – пример межшкольного взаимодействия, создания команды единомышленников «методист-учитель-ученик-родитель». Участники клуба активно осуществляют эколого-биологическую образовательную и просветительскую деятельность. Учителя экономики, географии, математики объединились вокруг музея «История российского предпринимательства», созданного на базе ЦО №628, которым руководит методист по экономике В.Лебедева. Здесь же продолжает работать межшкольное объединение учащихся «Экономист», организованное в рамках сотрудничества методического центра с Финансовым университетом при Правительстве РФ. Учителям, учащимся запомнилось вручение дипломов победителям и призерам Всероссийской олимпиады по математике и физике в НИЯУ МИФИ. В программе были выступления ведущих ученых, экскурсия в лаборатории университета, вручение подарков, дипломов учащимся, благодарственных писем учителям. Но совместная деятельность методического центра и вуза гораздо шире. Вызвали интерес учителей и учащихся встречи в МГАВТ с путешественником, художником, поэтом Ф. Конюховым, лекция доктора физматнаук А.Лобанова «Прикладная математика. Кризисы и вызовы». Положительным оказался опыт проведения занятий творческой лаборатории для учителей географии в Палеонтологическом музее.Нам удалось по-новому организовать консультационную работу для учителей, учащихся, а иногда и родителей, созданы консультационные центры по подготовке к итоговой аттестации. Активными участниками занятий становятся и учащиеся, и учителя. Основная идея – «обучение учителя через обучение ученика». Составлен план консультаций, разработаны листы индивидуальных и общих затруднений учащихся, педагоги, пришедшие на консультацию со своими учениками, активно участвуют в проверке самостоятельных работ школьников, используя подготовленные материалы, осваивая систему работы со спецификацией и кодификатором. Консультации по математике, которые проводят на базе лицея №1580, выстроены следующим образом: преподаватель читает лекцию (аудиторное занятие для учащихся 9-х классов – 1 час, 11-х классов – 2 часа на каждую тему), по окончании курса лекций слушатели получают домашнее задание и в течение недели могут получить онлайн-консультацию по выполнению этого задания. Именно такая организация консультативной работы положительно сказалась на результатах итоговой аттестации учащихся.Сайт лаборатории не только объединяет предметные сайты, но и стал образовательным пространством, в котором есть место творчеству, самовыражению, активному взаимодействию методистов, учителей, учащихся, родителей.Н.КОЗЛОВА, руководитель лаборатории предметов естественно-математического цикла МЦ ЮОУО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте