Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Методисты в роли наставников

УГ - Москва, №40 от 2 октября 2012. Читать номер
Автор:

​В процессе подготовки и введения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения формируется социальный заказ системе педагогического образования – «подготовка нового поколения педагогов, способных к инновационной педагогической деятельности, обладающих необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования в течение всей жизни».

Образовательная практика имеет много примеров, которые свидетельствуют о затруднении учителей общеобразовательных школ в осуществлении изменившихся функций педагогической деятельности в условиях системных изменений. Результативность инновационной деятельности остается недостаточной, это следствие невысокого инновационного потенциала учителей, низкого уровня их активности и инициативы в его повышении. Решение поставленной задачи имеет важное значение, так как теоретически обоснованные формы инноваций в сфере образования сегодня приняты, поддержаны и реализуются лучшими педагогами-практиками.В методическом центре Южного округа в 2010 году была создана лаборатория по работе с молодыми специалистами, чтобы создать условия для формирования личной успешности молодых специалистов и повышения качества их работы. За прошедшие два года наставники проделали большую работу, накопили опыт работы с молодыми специалистами, что позволило сформулировать задачи лаборатории на период 2012-2016 годы:    реализация ФГОС образования и стандартов качества московского образования;    формирование у молодого учителя способностей к ответственному самоопределению, критическому мышлению, профессиональной компетентности и толерантности;    усиление дифференциации обучения молодых специалистов и индивидуализации их образовательных маршрутов;    регулярные микроисследования педагогической деятельности молодых учителей;    изучение молодыми специалистами здоровьесберегающих педагогических технологий с последующим использованием их в своей работе;    создание системы внеурочной деятельности по предмету для формирования у подрастающего поколения нравственных ценностей;    реализация программ образования и культурной интеграции мигрантов.Сегодня потенциал учителя во многом определяют его инновационные знания, инновационный опыт и личные особенности педагога. Для того чтобы молодые специалисты применяли в практической деятельности новые педагогические технологии, в лаборатории разработан проект «Научно-методическое сопровождение процесса развития инновационного потенциала молодого учителя».Инновационный потенциал педагога – это совокупность творческих и культурных характеристик личности педагога, выражающая готовность совершенствовать педагогическую деятельность, и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов, плюс желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании.Реализуя проект, мы хотели:    предрасположить молодого педагога к творческой деятельности;    направить на осмысление множества педагогических идей, на поиск путей использования их в своей работе;    содействовать формированию у молодого специалиста интереса и склонности к инновационной деятельности;    способствовать формированию профессиональной культуры молодого учителя.В начале работы мы предположили, что если в период профессиональной адаптации молодого учителя вести целенаправленную и систематическую работу по научно-методическому сопровождению, применению инновационных компонентов, то процесс развития инновационного потенциала молодого педагога будет осуществляться более эффективно, а период становления учителя, который по статистическим данным растягивается на длительный срок 10-15 лет, будет значительно сокращен. Результаты совместной работы с наставником во многом зависят от самого молодого специалиста, так как учителя нельзя заставить работать творчески, он сам должен хотеть этого. Мы ожидали, что работа наставника (индивидуальная – беседы, консультации, посещение уроков молодого учителя, их анализ, помощь в работе над индивидуальной методической темой и групповая – научно-практические семинары, семинары-практикумы, проблемные семинары, научно-практические конференции по методическому сопровождению процесса развития инновационного потенциала начинающего учителя) будет способствовать созданию ситуации успешности его работы, удовлетворенности профессией и в конечном итоге приведет к тому, что инновационная педагогическая деятельность станет потребностью молодого специалиста.На первом этапе мы проводили диагностику и анализ затруднений молодых специалистов, их инновационного потенциала и готовности к инновациям, определение условий работы. Для осуществления такой диагностики были использованы тесты и анкеты, созданные руководителем лаборатории «Наставник» О.Бурцевой, а также практико-ориентированные методические материалы директора Центра наставничества И.Кругловой «Как организовать наставничество в образовательном учреждении» и «Азбука молодого учителя». Методисты-наставники проводили индивидуальные беседы, посещали и анализировали уроки молодых специалистов. При анализе результатов особое внимание они уделяли недостатку теоретических знаний по предмету и методике его преподавания, мотивации учителя на профессиональный рост, готовности к освоению инноваций, недостатку технических средств для ведения уроков.Анализ мотивационной готовности к освоению инноваций показал, что важны для молодых педагогов:    осознание недостаточности знаний по методике преподавания предмета и желание ознакомиться с новыми педагогическими технологиями;    высокий уровень профессиональных притязаний, потребность в достижении высоких результатов;    потребность в контактах с интересными, творчески работающими педагогами;    желание создать эффективную образовательную среду для обучающихся;    готовность проверить на практике полученные знания о новых педагогических технологиях.В связи с этим мы сделали выводы, что уровень инновационного потенциала учителя зависит от того, насколько преобладают мотивы, связанные с возможностью самореализации личности, а антиинновационные барьеры молодых учителей, препятствующие освоению инноваций, – это:    большая учебная нагрузка, при которой много времени у молодых учителей уходит на подготовку к уроку;    недостаток практических навыков в учебно-воспитательной работе;    сложность приспособления к нормам и принципам школы.Не каждый учитель может сам найти, понять и применить новую, более эффективную технологию, поэтому роль методиста-наставника – оказывать методическую помощь молодому специалисту, исходя из его собственных трудностей, учитывая требования времени к качеству работы учителя, современные принципы и подходы к организации инновационной деятельности в общеобразовательной школе.На втором, основном этапе практическая работа методистов-наставников по разработке учебно-методического сопровождения процесса развития инновационного потенциала молодых учителей заключалась в:    анализе психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблемам модернизации образования в средней школе, теоретических характеристик инновационных процессов в современном образовании, рекомендаций опытных педагогов-практиков по этой проблеме;    знакомстве с работой методических служб города, округа, школ по развитию инновационного потенциала учителя;    создании информационного поля: коллекции электронных образовательных ресурсов по предмету, библиотеки современных педагогических технологий, проведении работы по систематизации, обновлению и пополнению электронных ресурсов образовательного процесса, расширению использования мультимедийного сопровождения уроков, отвечающих современным требованиям педагогической науки;    разработке дидактического материала и рекомендаций по методике подготовки обучающихся к экзаменам в формате ГИА и ЕГЭ;    работе над авторскими методическими пособиями по сложным вопросам курса средней школы;    проведении мастер-классов, теоретических и практических семинаров по использованию инновационных технологий в преподавании предметов школьного курса.В результате работы, проведенной в 2010-2012 годах, накоплен большой медиаматериал, разработана система размещения и хранения электронной информации, отработана методика применения мультимедийных презентаций на различных типах уроков, система поиска информации для уроков в Интернете, собран материал по методике преподавания предметов школьного курса, планы уроков и их анализ, материал для внеклассной работы, о новых педагогических технологиях, опыте их применения в преподавании предметов естественно-математического и общественно-гуманитарного циклов, создан сайт nastavnik-fiz.ru – «Советы методиста-наставника по физике», и в дальнейшем предполагается работа с молодыми специалистами с помощью материалов, размещаемых на сайте: подготовка к экзаменам в формате ГИА и ЕГЭ, методика и технология обучения физике, статьи о новостях науки и техники, которые рекомендуется использовать в качестве дополнительного материала на уроках физики и во внеклассной работе.В декабре 2011 года методический центр Южного округа опубликовал пособие «Магнитное поле. Электромагнитная индукция» (авторскую разработку методиста-наставника по физике Г.Рожковой), предназначенное в первую очередь молодым педагогам, в котором содержится необходимый теоретический и практический материал, упорядоченный согласно «Кодификатору» элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ по физике в 2012 году, соответствующего обязательным образовательным стандартам.Молодые специалисты на индивидуальных консультациях, мастер-классах, на которые приглашали опытных педагогов округа, специалистов-психологов, получали методические рекомендации, рабочий материал к урокам: планы уроков, презентации, тесты, контрольные работы, материал для внеклассной работы и родительских собраний. Общение молодых педагогов с опытными учителями полезно и продуктивно, так как они в доброжелательной неформальной атмосфере профессионального общения получают практические рекомендации по проведению различных типов уроков, им подсказывают, как себя вести в той или иной ситуации, как выходить из конфликтов, неизбежно сопровождающих работу начинающего учителя, они получают советы о способах контроля качества проведенных проверочных работ.Пропедевтическая поддержка молодых педагогов с помощью электронной почты, когда заранее направляют электронные материалы для последующих уроков, экономит время молодого специалиста, предоставляет ему возможность выбора сценария урока, что способствует его профессиональному росту. Удобным способом методической помощи молодым специалистам стало общение в программе «Skype»: колоссальная экономия времени, практически мгновенный ответ на возникшую проблему молодого специалиста, возможность помощи во время подготовки учителя к уроку в вечернее время, моральная поддержка и совет в трудных ситуациях. Молодым педагогам была оказана методическая помощь в составлении портфолио – наборе материалов, демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенных для оценки уровня профессионализма работника.В настоящее время используется еще одна технология – посещение интересных открытых уроков опытных учителей округа, фотографирование, съемка на камеру отдельных элементов уроков, а затем на семинарах демонстрация молодым учителям с соответствующими комментариями. Молодые учителя видят повышение мотивации к учебной деятельности: увлеченную работу ребят на таких уроках, использование инновационных технологий. Главное здесь, чтобы у молодых педагогов возникло желание применять эти технологии на своих уроках.Результатом методической работы в системе «Наставник – молодой учитель» стало создание молодыми педагогами авторских образовательных продуктов – от разработки открытых уроков, выступлений на методических объединениях, городских конференциях до участия в профессиональных конкурсах «Педагогический дебют», «Учитель года» и других, в которых участники высказали личную концепцию образовательного процесса.Анализ анкет-отзывов о совместной работе с наставниками показывает, что за время работы с наставником молодые специалисты научились рационально распределять время на уроке, им понравилось пользоваться материалами, получаемыми от наставника, они обнаружили, что профессия учителя – интересная и захватывающая, так как многое зависит от самого учителя. Им нравится, что всегда можно получить своевременную консультацию по любому вопросу, отмечают, что у них сформировалось уверенное поведение в школе, что нашли свое место среди учителей, получили доверие от родителей и детей, нашли свой личный стиль педагогической работы, научились адекватно оценивать результаты проделанной работы и планировать свою деятельность.Анализ анкет-отзывов о работе с наставниками подтверждает выдвинутую гипотезу о необходимости научно-методического сопровождения процесса развития инновационного потенциала молодого учителя для сокращения периода адаптации, а также тезис о том, что многое зависит от личности самого учителя. Проект рассчитан на длительный срок, так как будут приходить новые молодые педагоги, с которыми будет продолжаться методическая работа по развитию их инновационного потенциала.В 2012 году проект лаборатории стал победителем во Всероссийском конкурсе авторских и коллективных проектов «Лучший наставник молодого специалиста» («Система наставничества – современному образованию»), направленных на развитие института наставничества в условиях модернизации педагогического образования. Организатором конкурса выступил Московский гуманитарный педагогический институт, Управление профориентации послевузовского профессионального образования (Центр наставничества). Конкурс проходил при поддержке Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования, «Учительской газеты-Москва».Проект нашей лаборатории по научно-методическому сопровождению процесса развития инновационного потенциала молодого учителя получил высокую оценку педагогического сообщества на IV Международном педагогическом форуме «Современное образование в опыте педагогов разных стран», который прошел в Санкт-Петербурге в июле 2012 года, где состоялась встреча учителей и воспитателей, ученых, экспертов, руководителей образовательных учреждений, психологов и других специалистов для обмена практическим опытом, повышения профессиональной квалификации, неформального общения, установления международного сотрудничества между специалистами в области современного образования.Работа над проектом показала, что методисты лаборатории должны быть впереди всех педагогов в освоении и пропаганде современных образовательных технологий, в продвижении новых педагогических знаний.Оксана БУРЦЕВА, руководитель лаборатории по работе с молодыми специалистами МЦ ЮОУО, заслуженный учитель РФ;Галина РОЖКОВА,методист лаборатории, учитель высшей категории, член Международной педагогической академии


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту