Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Методисты и наставники поддерживают молодых

УГ - Москва, №16 от 19 апреля 2011. Читать номер
Автор:

Современная школа остро нуждается в молодых, талантливых, высококвалифицированных учителях, способных адекватно реагировать на изменение образовательной ситуации в стране, специфику педагогических систем, новые условия профессиональной деятельности. Необходимо, чтобы учитель был информирован о последних достижениях науки, держал руку на пульсе современности, постоянно совершенствовал средства и методы, используемые в учебном процессе.

П​ривлечение к работе молодых специалистов, педагогов, получивших современное профессиональное образование, поможет решить проблему кадрового обеспечения, позволит ускорить процесс внедрения стандартов второго поколения, современных информационных, коммуникативных и здоровьесберегающих технологий, других педагогических инноваций в систему общего образования. Актуально для руководителей образовательных учреждений в работе с кадрами создание условий для адаптации и закрепления молодых специалистов в образовательных учреждениях. Другой аспект эффективной работы – развитие перспектив профессионального роста педагогов.Становление молодого специалиста как профессионала включает в себя этапы:    начинающий педагог;    педагог, имеющий стабильно высокие результаты;    педагог – участник творческих конкурсов;    педагог-мастер;    педагог-организатор.Каждый из этих этапов возможен при реализации творческого потенциала, посредством которого реализуются лидерские качества и стремление к самосовершенствованию.Все это возможно при ведении разных форм работы с молодыми педагогами. Это:    проведение психологических тренингов;    анкетирование в ходе повышения квалификации на модульных курсах;    трансляция и обобщение педагогического опыта;    посещение мастер-классов, открытых уроков или занятий и внеклассных мероприятий;    выступления на окружных конференциях, семинарах, заседаниях методических объединений и на заседаниях различных общественных советов;    применение технологий педагогического проектирования;    разработка методических рекомендаций для молодых специалистов по повышению качества образования.Необходимо признать, что в образовательных учреждениях не хватает перспективных молодых специалистов, педагогов, эффективно реализующих полученное профессиональное образование. Начиная профессиональную деятельность в образовательном учреждении, молодой педагог должен свободно владеть педагогическими технологиями такого типа, как диагностика, целеполагание, прогнозирование, методами и средствами педагогического воздействия, навыками организации различных видов деятельности учащихся, умением связывать личностный, дифференцированный и индивидуальный подходы в учебно-воспитательном процессе, а также преодолевать трудности в общении с обучающимися, родителями, коллегами и администрацией. Практика показывает, что не все молодые специалисты в состоянии самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, и это причина того, что часть педагогов уходят из профессии.Решением проблемы движения педагогических кадров служит создание системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодых педагогов, формировать у них мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.Наставничество как способ подготовки молодого специалиста к профессиональной деятельности давно используется в сфере образования. Сегодня наставничество вступает в новый этап своего развития, на котором к процессу становления молодого педагога подключаются специалисты разных областей педагогики и психологии. Очевидно, что в рамках образовательного учреждения невозможно обеспечить каждого молодого специалиста консультациями профессионалов. Кроме того, молодые люди, приходя на работу в образовательные учреждения округа, хотят обмениваться друг с другом новыми идеями, делиться приобретенным опытом, словом, испытывают потребность в общении со своими коллегами-ровесниками. Предоставлению таких возможностей способствует проведение коучинга как групповой формы работы всех участников программы поддержки молодого специалиста. Но для всего этого необходимо создание окружной, централизованной сетевой системы наставничества в рамках не только отдельного образовательного учреждения, но и округа в целом.В окружном методическом центре Юго-Западного окружного управления образования сформирована система работы с молодыми специалистами, одна из основных задач которой – средствами индивидуального и группового консультирования, а также повышения квалификации адаптировать и обеспечить профессиональный, личностный рост начинающих педагогов.Для развития личности молодого педагога, обеспечения молодого специалиста знаниями и навыками, необходимыми для работы, формирования индивидуального стиля его деятельности и карьерного роста была разработана программа по работе с молодыми кадрами «Школа молодого специалиста на Юго-Западе» окружного методического центра.На первом этапе в лаборатории психологического сопровождения, профориентации, социализации и наставничества окружного методического центра была введена должность методиста по работе с молодыми специалистами и наставниками, осуществляющего координационную деятельность программы. Кроме того, к лаборатории были прикреплены методисты-наставники, оказывающие методическое сопровождение, и методисты по психологии, проводящие психологическое консультирование молодых специалистов.На втором этапе были заключены договоры с образовательными учреждениями округа о деятельности опорных школ, к опорным школам были прикреплены психолого-медико-социальные центры. Лаборатория разработала концепцию создания условий профессионального роста молодых специалистов на Юго-Западе.После проведенной диагностики затруднений молодых педагогов были выявлены проблемные зоны, сделан их качественный анализ; на основе полученных данных составлена программа поддержки молодого педагога «Школа молодого специалиста».Реализация программы «Школы молодого специалиста» помогает:    выстраиванию индивидуального образовательного маршрута педагога;    психолого-педагогическому сопровождению;    подготовке кадров к новой системе аттестации;    оказанию методической поддержки в предметной области;    осуществлению социального заказа государства, общества, родителей и обучающихся.Эта образовательная среда программы выстроена на основе системно-деятельностного подхода, предполагающего постепенное включение практико-ориентированных деятельностных форм. Программа позволяет реализовать идею непрерывного образования педагогов, осуществить адресную психолого-педагогическую поддержку каждого молодого специалиста.Общая программа «Школы молодого специалиста» рассчитана на три года, включает три модуля согласно потребностям молодого педагога и его стажу работы. На каждом этапе программы к работе активно привлекают учителей-наставников, методистов-предметников, педагогов-психологов из психолого-медико-социальных центров. Содержание работы строится по модульному принципу и включает инвариантную и вариативную части.Модуль первого года «Адаптационный»: специалисты со стажем педагогической работы до 1 года изучают спектр современных действующих учебных программ, особенности организации воспитательной работы, знакомятся с нормативно-правовой базой, передовым педагогическим опытом, посещают мастер-классы; участвуют в тренингах на развитие коммуникативных и организаторских способностей.Модуль второго года «Аналитический» (для молодых специалистов 2-го года педагогической деятельности) помогает формированию умений в использовании современных информационных и личностно ориентированных технологий обучения через активное участие педагогов в учебно-познавательной деятельности (посещение практико-ориентированных занятий по моделированию уроков (занятий) с последующей апробацией в классах (группах) по месту работы молодого специалиста). Активное включение в практические занятия и тренинги создает условия для трансляции полученных знаний в практическую деятельность и выхода на новый профессиональный уровень.Модуль третьего года «Проектный» (для молодых специалистов, имеющих от 2 до 3 лет стажа) предполагает наиболее полное раскрытие индивидуального стиля профессиональной деятельности и презентационной культуры. Основные формы работы с молодыми специалистами – участие в творческих, проблемных группах, самостоятельная проектная деятельность с последующей защитой творческих работ (разработанные дидактические материалы, сценарии уроков или занятий), участие в профессиональных конкурсах, конференциях и так далее.На протяжении всех трех лет методисты-наставники и методисты-предметники осуществляют непрерывную методическую поддержку молодых специалистов, посещают уроки и занятия начинающих педагогов, определяют основные проблемы и пути их решения, а также возможности для раскрытия творческого потенциала, задавая тем самым индивидуальный образовательный маршрут молодого специалиста.В определении правильности выбранного образовательного маршрута важную роль играет как рефлексия, так и самооценка. Это приводит к изменению технологий оценивания, главная задача которых не выявление недостатков, а осознание успешности достижения поставленной цели. При этом оценивание должно не просто фиксировать достижения педагога, но и давать полную информацию о профессиональном развитии, показывая связь между поставленными целями и полученными результатами. К такой технологии относится технология портфолио.Портфолио педагога включает социально-педагогическую оценку деятельности молодого специалиста, результаты внутришкольного и окружного предметного мониторинга, оценки по системам внешнего контроля, таких как СтатГрад и ЕГЭ, отражает опыт участия в работе городских и окружных экспериментальных площадок, участия в профессиональных конкурсах. При работе молодого специалиста с портфолио происходит расширение его личного выбора образовательного пространства, использование им информационных ресурсов. Тем самым у молодого специалиста появляется способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и выбор, извлекать информацию из разных источников на любых носителях. Это позволяет ему гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать новые технологии, необходимые для решения поставленной задачи. Педагог получает опыт интеграции различных результатов и ресурсов образования (знаний, умений, ценностей), постановки или присвоения цели, а значит, происходит его осознание процесса управления своей деятельностью. «Портфель достижений» демонстрирует прогресс специалиста относительно самого себя и учит относиться к результатам своей работы как к достижениям. В этом заключается главный успех применения технологии портфолио. Ведь от того, как будет это организовано, напрямую зависит конечный результат.Опорные школы. Программа реализуется на базе двенадцати опорных школ, в каждой осуществляет консультационную и организационную поддержку методист-наставник, он же координатор и связующее звено между всеми участниками реализации программы. Методист-наставник посещает уроки и занятия молодых специалистов своего района, оказывая помощь методисту-предметнику по выявлению сложностей в работе начинающего педагога и выстраиванию индивидуального образовательного маршрута, организует проведение психологических тренингов на базе опорного образовательного учреждения; координирует выездные мероприятия в ресурсные центры округа, направляет молодых педагогов к специалистам управления образования и окружных служб. По результатам проведения индивидуальной консультации методист-наставник заполняет отчетную документацию.В опорных школах проводят семинары и консультации для молодых специалистов. На каждую среду месяца запланирован определенный вид деятельности согласно содержанию модуля. В первую среду месяца проходит встреча молодых педагогов с представителем территориальной профсоюзной организации, юристами, заслуженными педагогическими кадрами, а также с победителями профессиональных конкурсов. Вторая среда месяца посвящена психологическим тренингам, которые проводят специалисты районных психолого-медико-социальных центров. Программа психологической поддержки молодых специалистов разработана сотрудниками лаборатории. К каждой опорной школе прикреплены методисты предметных направлений, которые ведут обучающие модули в третью среду месяца и выстраивают индивидуальный маршрут профессионального становления, оказывают непрерывную методическую поддержку педагогам. В четвертую среду месяца проводятся выездные мероприятия в образовательных учреждениях, реализующих экспериментальную деятельность, а также знакомство с работой ресурсных центров. В округе работают четыре ресурсных центра по таким направлениям: здоровьесбережение, работа с одаренными детьми, воспитание и дополнительное образование, профессионализм учителя и оценка качества образования.Работу с молодыми специалистами в дошкольных образовательных учреждениях координируют методисты-наставники; психологическая поддержка реализуется в опорных школах районов. Кроме этого, в работе опорных школ участвуют представители Совета молодых педагогов и Совета ветеранов округа.Члены Совета молодых педагогов возглавляют районные объединения молодых специалистов. Они координируют различные мероприятий и программы, направленные на сплочение молодых специалистов района. Пример таких мероприятий – «Педагогические гостиные», на которых педагоги могут обменяться друг с другом новыми идеями, поделиться приобретенным опытом. Общение с представителями Совета ветеранов округа дает возможность молодым специалистам продолжать лучшие педагогические традиции российского образования.Для рассмотрения проблемы становления молодого учителя как профессионала были проведены различные мониторинговые исследования, которые показывают, что наряду с проблемами методического характера у молодых специалистов проявляется дефицит возможностей для самоопределения, самореализации и самоутверждения в их повседневной педагогической деятельности.В нашем округе реализуется широкий спектр таких профессиональных конкурсов, как «Педагогический дебют», «Есть идея!», «Мой урок», «Ярмарка педагогических инноваций». Конкурсы способствуют:    созданию условий для реализации творчества и активной профессиональной позиции конкурсанта в процессе приобщения к педагогической профессии;    раскрытию профессионально-личностного потенциала конкурсанта;    введению инноваций в педагогическую деятельность молодого специалиста.    ограмма «Школа молодого специалиста на Юго-Западе» была разработана в нынешнем учебном году, поэтому по результатам первого года работы можно будет судить об эффективности работы методической и психологической служб, а также об адаптации молодого педагога в образовательной среде. Критериями эффективности при этом будут:    повышение педагогической компетентности молодого специалиста;    результаты мониторинга адаптации в образовательном учреждении (анкетирование молодого специалиста и администрации);    уменьшение процента молодых педагогов, уходящих из образовательной среды.Планируемые перспективные направления программы «Школа молодого специалиста на Юго-Западе» – организация курса обучения наставников, разработка системы работы с молодыми педагогами дополнительного образования в условиях внедрения метапредметности в школе.Н.СВЕТИНСКИЙ, методист ОМЦ ЮЗАО


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту