search
main
0

Методист – главное действующее лицо в определении стратегии развития образования

Марианна ЛЕБЕДЕВА, директор Методического центра ЦАО: – Во все времена человечество стремилось заглянуть в будущее. Так, например, в тридцатые годы прошлого столетия Теодор Рузвельт дал задание выяснить, что ждет человечество впереди. Были проведены колоссальные исследования, но никто не предсказал появление не только мобильного телефона, но и даже шариковой ручки, а всего через несколько лет Нойберт Винер описал принцип работы интернета, Тофлер говорил о том, что будущее – это наша жизнь в электронных коттеджах. Сейчас перед нами стоит более грандиозная и более масштабная задача, чем та, что стояла перед Рузвельтом, – мы должны построить Школу будущего. Какова же роль методических центров в решении этой непростой задачи?

В течение более чем шести лет огромная экспериментальная деятельность происходит в системе образования Москвы. Как показывает практика, ключевую роль в этой деятельности играла и играет методическая служба, потому что именно она формирует инновационные сети, ресурсные центры, обобщая и внедряя в массовую школу результаты и продукты экспериментальной деятельности самых лучших, ведущих школ города.

О роли методической службы сказано уже очень давно, и слова эти произнес Байрон. Может быть, в шутку, а может быть, и всерьез, он сказал так: «Ученый, ты объясняешь нам науку, а кто объяснит нам твое объяснение?». Поэтому мы действуем только в соответствии с регламентом нашей деятельности, прописанной во всех документах, на которые мы опираемся: это консультирование, информирование, повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников и методическая поддержка системы образования в целом. При этом отмечу, что каждый раз новое в педагогической науке, которое сегодня активно врывается в школьную практику, требует от методической службы не только расширения и изменения функционала сотрудников центров, но и прежде всего новых подходов к организации собственной деятельности, осмысления роли и места методических центров в разработке стратегии и тактики в реализации разных моделей, в том числе модели «Школы будущего». А что это означает?

Для нас это означает управлять будущим. Юрий Михайлович Лужков сказал, что нужно управлять будущим, а перед нами несколько иная задача в управлении будущим. Наверное, для нас (думаю, коллеги меня в этом поддержат) это научиться управлять изменениями. Это очень тяжело, это новое в науке о менеджменте. Что для этого необходимо? Прежде всего – освоить тот научный подход к реализации моделей, который сегодня предъявлен и широко представлен московской педагогической наукой.

Во-первых, это повышение квалификации методистов городской системы методической службы.

Во-вторых, это отработка различных моделей и модулей Школы будущего на практике. Как известно, роль методиста в том, что он не над учителем, а рядом с ним. Это мы – методисты Москвы сядем рядом с учителем и будем вместе планировать деятельность, моделировать уроки и отслеживать результат. Сегодня методическая служба города насчитывает более полутора тысяч высококлассных специалистов в самых разных областях педагогической деятельности. Они широко востребованы. Нам доверяют, без методической поддержки инновирование продуктов экспериментальной деятельности, внедрение новых подходов сегодня в школе невозможно.

В-третьих, чтобы управлять изменениями – управлять будущим, необходимо зафиксировать настоящее. То есть обобщить и осмыслить тот накопленный потенциал, который нужно сохранить, без которого мы не представляем будущего. А ведь на это направлен приоритетный национальный проект «Образование», в рамках которого лучшие школы и педагоги столицы представляют свой инновационный опыт. Опять же это работа методистов и методических служб по обобщению и распространению этого передового педагогического опыта, без которого мы не представляем себе Школу будущего.

В-четвертых, есть очень острая проблема – решение задачи по построению Школы будущего. Это задача формирования нового мышления педагога, его способности отказаться от стереотипов в образовании, от тех традиций, которые отжили свой век.

Труд учителя очень индивидуален, ему нужны педагогические часы, чтобы сверять с ними свою деятельность. Этому служит система повышения квалификации, этому служит опыт лучших педагогов. Поэтому для формирования нового мышления мы используем (и давно используем, потому что научились это делать) метод «стартовой площадки», формируя интеллектуальное профессиональное поле из группы педагогов, поддерживающих эти изменения и готовых работать по-новому. Примеры этому есть. Так, в Центральном округе отработана технология приема на работу учителей, способных работать в Школе будущего, – прием на работу на конкурсной основе, когда учитель представляет свое видение того, как должна выглядеть новая школа – школа завтрашнего дня.

Изменения необходимо анализировать. В готовом виде сегодня уже сложилась и качественно работает служба мониторинга, именно она, на мой взгляд, призвана дать сравнительный анализ уже на сегодняшний день достигнутых и будущих результатов, определить их по отношению к планируемым, освоить новые технологии и методы диагностики, в том числе и в области информационной, коммуникативной и других компетентностей наших учеников и, возможно, учителей.

Еще одна задача методической службы – информационная поддержка проекта. Если мы говорим о Школе будущего как о Школе информатизации (а это действительно так, как мы это уже поняли), то должны создать такие условия, чтобы использование информационных, в том числе интернет-ресурсов, стало неотъемлемой частью жизни школы и учителя. Это отлаженный электронный документооборот, который обеспечиваем мы, это использование цифровых образовательных ресурсов, которые будут накапливаться благодаря труду наших учителей, это создание форумов для обсуждения важнейших проблем образования, в том числе и модели школы будущего, это интернет-конференции, это разнообразные банки данных. Сегодня мы тоже умеем это делать, пример тому – сайт по проекту «Задонщина», созданный в школе №2030, с которым можно продолжать работать.

В школе №2030 есть замечательная вещь – на третьем этаже школы установлен проектор, и если вы в обычный рабочий день туда придете, то увидите удивительного учителя, участника конкурса «Учитель года Москвы» Оксану Пшеничную, которая записала свой мастер-класс и расставила столы вокруг этого проектора. Дети, наблюдая за ее работой и сменяя друг друга, на переменах лепят мышек, учатся снимать на видеокамеру, пользоваться фотоаппаратом. Это та самая открытая образовательная среда, которая работает, это сегодня действующая модель.

Очень трудно отказываться от достигнутого, потому что московское образование сегодня находится на высоком уровне. Думаю, российская школа и сегодня конкурентоспособна в мире. Но, как сказал Питер Друккер, основоположник теории менеджмента, «защищать вчерашнее намного рискованнее, чем создавать день завтрашний». Мне очень нравится в проекте «Школа будущего» слово «строить», потому что строить – это значит создавать. «Строить» – это значит модернизировать. Может быть, ошибаться, может быть, что-то исправлять по ходу. Но обязательно создавать новое. Это очень важный процесс, потому что будущее начинается сегодня.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте